Выборы проходили в обстановке насилия и гибели людей. Правительство сообщило о восьми погибших. По данным депутата от оппозиции Дельсы Солорсано, за сутки было убито 14 человек. Почти все из них получили огнестрельные ранения. Наблюдатели предполагают, что они стали жертвами так называемых colectivos — вооруженных проправительственных банд. В перманентных беспорядках от этих бандитов достается и сторонникам властей: среди жертв оказался сторонник правительства, кандидат в члены Конституционной ассамблеи юрист Хосе Феликс Пинеда.
Согласно официальным данным, явка на выборах в Конституционную ассамблею составила 41,5%. Бойкотировавшие голосование сторонники оппозиции с такими цифрами не согласны. По их подсчетам, в выборах приняли участие лишь 12% граждан.
Два голосования
За две недели до голосования в Конституционную ассамблею оппозиционный «Круглый стол демократического единства» организовал неформальный плебисцит, названный «народным референдумом». По данным информационных агентств в нем приняло участие около 7,2 млн из 19 млн избирателей Венесуэлы.
Каждый участник голосования, как в Венесуэле, так и за рубежом, мог ответить на три вопроса: высказаться против созыва Конституционной ассамблеи, потребовать от вооруженных сил страны встать на защиту конституции (а не властей), и поддержать проведение досрочных выборов и создание правительства национального единства. Более 98% принявших участие в голосовании поддержали все три требования.
Как и следовало ожидать, власти плебисцит не признали и заявили, что считаться с его результатами не будут.
Балтийский фронт гибридной войны: почему Москва искажает историюТак как в парламенте большинство почти в две трети голосов принадлежит оппозиции, действующему президенту Николасу Мадуро как воздух был необходим орган, который мог бы заменить оппозиционную законодательную власть.
Для этого и были проведены выборы в Конституционную ассамблею. Задача стоит достаточно простая. Разработать новую конституцию или внести изменения в действующую, чтобы лишить нынешний парламент полномочий. И на этой основе его распустить.
Положение у президента Мадуро просто отчаянное. В стране острая нехватка продуктов питания и товаров первой необходимости. Доходит до смешного. Недавно офицеров армии и спецслужб премировали рулонами туалетной бумаги, как самым дефицитным товаром.
Совсем отчаявшиеся люди прорываются через границы в соседние Колумбию и Бразилию, и покупают там по максимуму необходимые товары, продовольствие. На венесуэльской стороне все это невиданное богатство продается по тройной цене, а затем перекупщики везут товары в большие города и продают еще в несколько раз дороже.
В Колумбии, и особенно в Бразилии, растет число мигрантов из Венесуэлы. По официальным данным, за полгода 6438 венесуэльцев попросили убежище в штате Рорайма. При этом за прошлый год таких желающих было 2312, а за позапрошлый — всего лишь 280. Для севера Бразилии это определенное испытание, так как происходит миграция в депрессивные регионы, и вообще в экономике страны рецессия. К тому же мигранты чаще всего не владеют португальским языком, и устроиться на работу для них вдвойне проблематично.
Все эти сложности заставляют президента Мадуро спешить с конституционными изменениями.
Как сообщила на пресс-конференции глава Национального избирательного совета (НИС) Тибисай Лусена, явка на выборах в Конституционную ассамблею составила 41,53%, что составляет более 8 млн из 19,4 млн человек. Обратим внимание на то, что эти цифровые показатели близки к участию в голосовании, которое проводила оппозиция. И это не случайно.
Данные НИС оппозиция оспорила. По ее данным в последнем голосовании приняло участие не более 12% избирателей. Как сообщила газете «Коммерсант» венесуэльская журналистка Мария Анхелика Корреа, в ряде районов Каракаса участки вообще не были открыты, так как жители забаррикадировали все пути к ним, а на тех, которые открылись, практически не было людей. «В столичных районах Барута, Чакао и Атильо, где сильны позиции противников режима, открылось всего около 10% участков».
Это подтверждают и сторонники властей. Как написал один из последователей Мадуро, Служба национальной разведки периодически распыляла на бульваре Франсиско Фахардо слезоточивый газ, чтобы нейтрализовать многочисленных протестующих. По словам министра обороны генерала Владимира Падрино Лопеса, протестующие сломали больше 100 машин для голосования.
Санкции США против России: между глаголами may и shallВ таких условиях властям нужно было показать, что в инспирированном ими голосовании приняло участие несколько больше граждан, чем в организованном оппозицией. Очевидный для наблюдателей фактический провал проправительственного голосования не дал возможности, как в Чечне, назвать уж совсем запредельные цифры, но все же они были больше, чем у оппозиции. Президент Мадуро с удовлетворением заявил, что новый орган «наведет порядок» в стране, и «покончит с безнаказанностью» со стороны парламента.
Соседи против, но есть и поддержка
Большинство латиноамериканских государств не признали результаты голосования. Об этом заявили власти Перу, Мексики, Колумбии и Аргентины. Министры иностранных дел Бразилии, Канады, Чили, Коста-Рики, Гватемалы, Гондураса, Панамы и Парагвая на ближайшие дни наметили встречу в Перу для обсуждения ситуации и выработки плана действий. Соседи не только не признают результатов голосования, но предоставляют убежище оппозиционным деятелям и судьям, которым угрожает арест. Так, в чилийском посольстве в Каракасе уже находится более двух десятков оппозиционно настроенных политиков и юристов.
Глава МИД Парагвая Эладио Лойзага заявил, что после выборов в Конституционную ассамблею «сложились все условия для введения в отношении Венесуэлы санкций» — в частности, в рамках регионального объединения МЕРКОСУР.
Последнее предполагает исключение Венесуэлы из этой организации, кстати, именно Парагвай долго блокировал ее присоединение к ней. Для и так сложного экономического и финансового положения Каракаса это будет весьма чувствительный удар.
МЕРКОСУР — MERCOSUR — Mercado Comun del Sur, Южноамериканский общий рынок — экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой. Чили, Колумбия, Эквадор, Перу, Гайана и Суринам в настоящее время имеют статус ассоциированных членов. Мексика и Новая Зеландия квалифицируются как официальные наблюдатели.
В Вашингтоне назвали выборы в Конституционную ассамблею фикцией — так в день голосования, их охарактеризовала посол США в ООН Никки Хейли. И это не все.
Агентство Reuters сообщило о том, что США планируют ввести санкции в отношении нефтедобывающих компаний Венесуэлы, все они принадлежат государственной PDVSA. При этом большая честь экспорта венесуэльской нефти поступает как раз в США. В первом полугодии текущего года Америка закупала 780 тыс. баррелей венесуэльской нефти в день, что составляет почти 8% от общего объема американского нефтяного импорта. Венесуэла в свою очередь ввозит из Штатов около 87 тыс. баррелей в день.
Дело в том, что венесуэльская нефть относится к так называемым тяжелым сортам и для переработки ее смешивают с более легкой американской, добываемой в Мексиканском заливе.
Просто отказаться от импорта венесуэльской нефти Вашингтон не может, так как это может вызвать скачок цен на бензин и другие нефтепродукты, а вот запретить экспорт легкой нефти вполне возможно. В этом случае либо Венесуэла будет поставлять свою нефть без разбавления и цена ее уменьшится, либо будет пытаться найти других покупателей.
Очевидно, в Каракасе решили попытаться реализовать второй вариант. Как сообщает агентство Bloomberg, компания PDVSA начала искать рынки для продажи своей нефти с большими скидками в случае введения США санкций. Будут сделаны попытки увеличить нефтепереработку внутри страны. Это вряд ли получится, так как местные нефтеперерабатывающие заводы находятся в состоянии близком к аварийному, из-за плохого менеджмента, неумелого технического обслуживания и отсутствия запасных частей. Все может оказать ощутимый негативный эффект на венесуэльскую экономику, находящуюся на грани коллапса.
Нелиберальная демократия: почему Польшу накрыла волна протестовНашлись страны, которые поддерживают венесуэльскую власть. Куба, Боливия, Никарагуа уже заявили о заговоре против Боливарианской республики. Проблема в том, что все они могут только говорить, а помочь не в силах, так как у них экономическое положение не намного лучше.
Кремль тоже поддержал своего протеже. Раз Вашингтон против, Москва, конечно, — за. С августа Россия будет поставлять примерно 60 тыс. т зерна Венесуэле. Кто будет за это платить, пока не сообщается.
Мадуро заявил, что гордится санкциями США, но на самом деле он все глубже втягивает свою власть в перманентный кризис. И это начинает отражаться внутри правящего класса.
Опасность диктатуры
На сторону оппозиции переходит все больше бывших сторонников власти. В частности, генеральный прокурор Луиса Ортега Диас стала объектом особых нападок Мадуро. Как заявил последний, Конституционная ассамблея должна начать свою работу с реформы прокуратуры. Не трудно догадаться какой.
До недавнего времени опорой режима была армия и спецслужбы. Теперь оказывается, что это далеко не так.
В конце июня полицейский вертолет атаковал здание Верховного суда. Его пилотировал офицер венесуэльской полиции Оскар Перес. В ходе полета нападавшие развернули плакат, призывающий к свержению действующего режима и отставке президента Николаса Мадуро.
В армии происходят чистки среди офицерского состава, и это существенно размывает опору режима.
Тем не менее, как в Венесуэле, так и в соседних странах все чаще говорят о возможном военном перевороте и диктатуре генералов. Есть и кандидаты на эту сомнительную должность.
Первый — бывший вице-президент и председатель парламента Диосдадо Кабельо. Он давно известен как лидер самого мощного в стране наркокартеля «Лос Солес».
Второй — министр обороны Владимир Падрино Лопес. Пока он заявил, что армия будет защищать конституцию. Как долго, не очень понятно.
Третий — бывший министр обороны и опальный генерал Рауль Бадуэль. Пока он хранит молчание, но как говорят знающие люди, очень скоро может заявить о себе.
Экономическое и финансовое положение Венесуэлы правящий режим улучшить не в состоянии. Углубление кризиса, постоянное противостояние неизбежно должно привести к вмешательству армии. Режим добровольно уходить не хочет, и единственная сила в стране, которая может его свергнуть — это армия.
Остается путь и небольшая, но возможность того, что внешнее и внутреннее давление заставит все-таки правящий режим отступить. Или повторится классический сценарий военного переворота, который Латинская Америка уже стала забывать.