К концу второго срока Кучмы олигархи, путем различных ухищрений, получили в собственность сначала общенациональные СМИ, а затем и политические партии.

Болевые точки: президентское всевластие или парламентская безответственность?

Из «роковых яиц» ФПГ вылупились саблезубые анаконды: олигархи из инструмента превратились в главных игроков на политической сцене. Настолько главных, что третий Президент Украины — наполовину ставленник олигархата, а четвертый и пятый — более чем полностью. Потому что и ставленники, и сами олигархи.

При Президенте Петре Порошенко рассуждения о какой-либо позитивной роли олигархата звучат извращенным издевательством. Олигархическая власть проявила полную неспособность к самоочищению и модернизации. В условиях войны она продолжила курс на обогащение любой ценой, проявив циничную готовность наживаться на крови и сотрудничать с агрессором.

Олигархическая власть порождает коррупцию, кумовство, непрофессионализм и прочие беды столь же естественно, как человек выдыхает углекислый газ.

Она сладкоголосой сиреной поет о реформах, отчитывается о несделанном, приглашает заезжих реформаторов и производит прочие отвлекающие маневры. А на деле — умело тормозит реформирование, так как оно ставит власть под контроль общества, что для олигархата — смерть от удушения. И при угрозе своему барыжному статус-кво олигархат готов перейти к любой форме диктатуры, с активным участием недоимперии в том числе.


Вопрос не стоит, надо ли избавляться от олигархической модели власти. Вопрос стоит так, что если срочно не удалить злокачественную опухоль, то не выживет весь государственный организм. Потому что в противостоянии двух олигархатов, разумеется, победит более ресурсно обеспеченный, то есть, российский.


Уже слышу большевистские лозунги насчет экспроприации и национализации. Нет, граждане-товарищи, ремейк этой шариковской песни в чартах не взлетит.

Леонид Кравчук о независимости, несуществующей нации и сложной Украине (видео)

Грабеж награбленного, конечно, обеспечивает увлекательную картинку в телевизоре, весьма прибылен для экспроприаторов (вспомним, как разлетелись ценности из Межигорья) и смахивает на справедливость. Но никакого экономического роста, увы, не обеспечивает. Зато может обеспечить реальное гражданское противостояние в Украине, ведь на олигархов работают люди, наши граждане, между прочим, и часть из них станет защищать своих работодателей.

С другой стороны, не поймут наши зарубежные партнеры, которых корежит даже от намека на национализацию. И это логично, так как западная цивилизация начинается не с права гражданина на вооруженную защиту, а с незыблемости права собственности. Это как раз оружие нужно, чтобы эту собственность защищать.

Так что, «кирпич», шлагбаум и тупик: Ринат Ахметов со товарищи плюс их Роттердам — навеки?

Ответ на этот вопрос прозвучит сразу после рекламной паузы! Не переключайтесь!

Шучу, однако.

Главная подсказка зафиксирована в гносеологии олигархата: он был запущен в закрома и нагуливал сальцо по воле государства и на бюджетные деньги. Сейчас Украина переживает сложнейший период. И нам необходимы средства — на перевооружение армии, на запуск прорывных технологий, которые обеспечат нам конкурентоспособность в мировом сообществе.

Со стороны — в достаточном количестве не дадут: никто не станет выращивать себе конкурента. Только за счет внутренних ресурсов. То есть, для наших олигархов настал момент, когда они должны вернуть Украине должок, набежавший за последние двадцать лет. Исключительно добровольно, разумеется.

В стране должен быть создан «Фонд обороны и развития (Фонд суверенитета, если совсем точно). Создан на законодательном уровне, с четко прописанными процедурами наполнения, управления и общественного контроля.

Почему, в том числе, резко пошла на спад помощь населения армии? Да потому, что расходование средств, особенно в государственном секторе, совершенно непрозрачное. Видимых результатов использования пожертвований нет, а на пустые слова чиновников и превращающихся в чиновников волонтеров наши люди уже не ведутся.

Телетайп: партия с суперкомпьютером в поддавки

Поэтому Фонд должен быть негосударственным, хотя и с участием государства, а общественным. В его правление должны быть привлечены действительно авторитетные специалисты в области вооружений и прорывных технологий, а не те, которым АП, КМ и ВР доверяют пилить бюджет Оборонпрома.

И вот в такой «Фонд обороны и развития» украинские олигархи, а также прочий оффшорный бизнес и должны будут внести весомый вклад. Исчисляемый в миллиардах долларов. И, как рекомендуют в рекламе, спать спокойно.

«Но это та же экспроприация!»- возмутятся въедливые читатели.

Не совсем.


На том же законодательном уровне должен быть введен десятилетний (как минимум!) мораторий на право бизнеса иметь контрольные пакеты в общенациональных СМИ, а также на финансирование политических партий и отдельных депутатов, включая их избирательные кампании. В случае нарушения — приговор с конфискацией.


Общенациональные телеканалы, радио, газеты, не говоря уже об политических партиях — это высокозатратные неприбыльные проекты. Если мы избавим олигархов от такого непосильного бремени, то у них высвободится достаточно средств для финансирования Фонда. И заодно украинский олигархат превратится в крупный бизнес, не лезущий в политику.

За один заход мы сможем решить сразу три ключевые проблемы, мешающие цивилизационной трансформации Украины:

1. Запустим реальный внутриукраинский процесс технического перевооружения ВСУ, а значит, сделаем решительный шаг к миру, так как агрессор считается только с силой.

2. Заложим основу для стабильного экономического роста через опережающее развитие военно-промышленного комплекса Украины.

3. Пресечем главный источник коррупции, реально отрезав крупный бизнес от власти, то есть, от махинаций и злоупотреблений с бюджетными средствами.

Ну, а также наполним содержанием этическую матрицу насчет того, что долг платежом красен. В данном случае, платежом, который задолжали стране наши неразборчивые в средствах обогащения крупные бизнесмены.

Самое интересное, что кое-кто из действующих олигархов добровольно пойдет на такую деолигархизациюю в обмен на непреследование и прозрачные правила игры в бизнесе. Игорь Коломойский и Виктор Пинчук — наверняка. Дмитрий Фирташ согласен на все, лишь бы не проследовать проторенным путем Павла Лазаренко. А Рината Ахметова и Петра Порошенко спрашивать — это ни себя, ни державу не уважать.

Александр Кочетков, аналитик и политтехнолог, специально для Politeka