Такого количества вакансий, которые бы объявлялись одновременно, не было за всю историю независимой Украины. По словам премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, в рамках правительственной кадровой реформы десять из 18 действующих министерств объявят соответствующие конкурсы на должности в новых структурных единицах – директоратах по формированию государственной политики.
Растаможка авто на «евробляхах»: в чем подвохПока что изменения коснутся Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, здравоохранения, социальной политики, культуры, образования и науки, юстиции, финансов, инфраструктуры, энергетики и угольной промышленности, аграрной политики.
В следующем году такой подход будет распространен на всю систему министерств, далее – на центральные органы исполнительной власти.
Предполагается, что по результатам конкурсов отберут 1000 специалистов по вопросам реформ, которые займут свои должности в структурах КМУ. Как пообещали власти, старые кадры смогут участвовать в конкурсе на равных правах с внесистемными претендентами.
Информацию об объявлении конкурса опубликуют на сайте Национального агентства Украины по вопросам государственной службы.
Подача документов продлится до конца сентября. Как отмечают инициаторы реформы, инновационным является то, что все необходимые для конкурса документы можно подать онлайн.
Первые этапы оценки кандидатов начнутся уже в начале октября, а в конце месяца появятся и первые руководители директоратов в министерствах.
Нужны ли Украине новые госслужащие?
Инициатива правительства увеличить чиновничий аппарат вызывала двусмысленную реакцию в обществе.
Напомним, закон о реформе государственных служащих действует в Украине еще с мая 2016 года. Однако ощутимых системных сдвигов до сих пор не произошло.
Как показывают социологические опросы, почти половина населения считает тормозом реформ именно неэффективных чиновников. Кроме того, по оценкам экспертов, у нас точно переизбыток работников госсектора. Так, на одного чиновника в Украине приходится 170 граждан.
Для сравнения: в США (население 309 млн) на 1 чиновника приходится 147 граждан. Во Франции (население 61 млн) – 190.
О нашем раздутом бюрократическом аппарате говорилось неоднократно. Как и о том, что именно это является значительным препятствием для развития бизнеса и страны в целом. И на уровне правительства звучали заявления, что следует уменьшать не только армию «белых воротничков», но и само количество министерств. Однако какого-то кардинального прогресса в этом направлении мы не видим.
Конкурентная зарплата или преференции для избранных?
Деньги на реализацию кадровой реформы — около 100 млн евро — согласился предоставить Европейский Союз. Их должно хватить минимум на три года. Именно благодаря им и будут выплачивать надбавки к зарплатам молодых реформаторов, задачей которых будет формировать политику ведомства. А выплачивать есть что, ведь надбавки к зарплате, по украинским меркам, предлагают новым специалистам немалые – от 30 до 60 тыс. грн.
Слабый иммунитет: как президент и Рада разыграют карту неприкосновенностиПо словам главы Национального агентства Украины по вопросам государственной службы Константина Ващенко, высокие зарплаты – это не главное.
«Чтобы получить такую зарплату, нужно соответствовать высоким критериям, – рассказывает он. — Будут тестироваться аналитические способности человека, умение критически мыслить. Чтобы такого уровня людей привлечь, зарплата должна быть конкурентной. Правительство совместно с Европейской комиссией отработали такую модель. Будут устанавливаться отдельные надбавки для специалистов по вопросам реформ. Размер такой надбавки для руководителя директората будет примерно 40-45 тыс. грн. Для руководителя подразделения в этом директорате – 35-40 тыс. грн. Чуть больше 30 тыс. грн получит тот, кто впервые пришел на госслужбу (должностной оклад государственного эксперта – 7 тыс. грн. Выслуга лет у него (3%) появится через 1 год работы. Доплата за ранг – 500 грн. К этому прибавляется еще 40 тыс. грн надбавки. То есть вместе — 48 тыс. грн минус 20% налогов)».
Ответ на вопрос, где брать такие суммы после окончания действия финансовой поддержки со стороны Запада, нашелся у министра Кабинета министров Украины Александра Саенко.
Он объяснят, что деньги на зарплаты после окончания действия международной поддержки должны найти в госбюджете.
«Мы уже получили первую часть помощи от европейских партнеров — 10 млн евро, – рассказывает он. — Эти средства пошли в государственный бюджет. Благодаря им сумели начать реформу. Не хотим создавать временные структуры, которые будут работать только в период получения европейских средств. На 2020 год планируем выйти на полноценно функционирующее министерство, оптимизированное, с нормальной численностью, где люди будут получать конкурентную зарплату уже из бюджета».
В частности, министр пояснил, что каждый директорат будет отвечать за одну или несколько сфер политики в его ведомстве. Генеральный директор будет руководить процессом, отслеживать ситуацию в своей отрасли, определять основные проблемы. После этого ведомство будет предлагать министру принять соответствующее решение.
Чиновники отметили, что будут делать все, чтобы разрыв между зарплатой старых кадров и новых со временем уменьшался. Это, как они объясняют, возможно благодаря тотальной трансформации работы госсектора. В частности, его оптимизации и увеличению эффективности в работе.
Новая обертка старой реальности?
С тем, что стране нужны мобильные министерства, никто не спорит. Кадровая реформа важна по своей сути. Вот только методы ее реализации не совсем понятны. В частности, интересно, как будут коррелировать зарплаты в 30 тыс. грн с минималкой в 3200, которую получают миллионы украинцев. Ведь, на фоне того, что большинство людей в нашей стране живут за чертой бедности, нам предлагают создать отдельный пласт госслужащих-реформаторов с достойными европейскими зарплатами. Получается, что одним – достойную жизнь, а другим – суровые украинские реалии?
Протестный градус растет: чего ждать осеньюПо словам главы правления Центра политико-правовых реформ Игоря Колиушко, Украина не может быть успешной, если у нас не появится правительство, которое будет в состоянии формировать политику и реализовывать ее.
«Ключевая задача реформы заключается не столько в кадровом обновлении, сколько в том, что в министерствах должны появиться новые подразделения, которые не будут делать всю эту рутинную административную работу, а будут заниматься исключительно анализом положения дел, коммуникацией с общественностью и формированием политики, – рассказывает он. — Старые госслужащие будут иметь равные возможности для участия в конкурсе. Важно добиться, чтобы эти конкурсы были прозрачными и честными».
Он отмечает, что главный риск реформы заключается в том, что в некоторых министерствах нет четкой определенной структуры проведения изменений.
«В июне правительство дало задание десяти министерствам провести функциональный анализ, определиться со своими сферами политики, сгруппировать их логически, – рассказывает Колиушко. — И под эти группы вопросов сформировать директораты. В июле эта работа была неплохо выполнена. Но потом появился технический вопрос. В каждом министерстве получалось по 4-6 директоратов. Все испугались, что провести конкурсы во всех директоратах будет технологически сложно. Схему начали менять. Разрешили проводить конкурсы не во всех директоратах, а постепенно. Это привело к тому, что министерства пошли разными путями. Некоторые начали множить директораты. Министерство регионального развития хвастается тем, что они будут создавать десять директоратов. Это уже ни в никакие концепции не влезает. Создается директорат регионального развития и директорат внедрения регионального развития. Или же директорат строительства и директорат строительных материалов. Это ломает всю первоначальную концепцию реформы. Все министерства должны утвердить свою структуру со всеми директоратами и показать ее обществу, чтобы мы все понимали, как в этих министерствах будет осуществляться формирование политики. Только тогда люди разберутся, куда и на какие конкурсы им идти».
Кадровая реформа правительства – это еще одна лакмусовая бумажка, которая покажет, насколько власть готова не только обещать перемены, но и качественно осуществлять их.
Смогут ли новые реформаторы развернуть бюрократическую машину Украины и оправдают ли ожидания, которые на них возлагают, увидим уже очень скоро.
Романия Горбач