В Австрии результаты были, в той или иной мере, прогнозируемыми. В целом Австрия изменит свою политику, но, конечно, совсем не в том направлении, которого так желают в Москве.

В германской земле дело обстоит гораздо сложнее. Обычно земельные выборы не связаны прямо с общегерманскими, но в этом году их воздействие достаточно велико.

Перехватили инициативу

Выборы в нижнюю палату австрийского парламента — Национальный совет — были досрочными, потому что развалилась коалиция между Социал-демократической партией Австрии (Sozialdemokratische Partei Österreichs, SPÖ, СДПА) и Австрийской народной партией (Österreichische Volkspartei, ÖVP, АНП).

Кремлевские игры: пробный шар Земана и соглашения Додона

Избирательная кампания в Австрии характеризовалась большим накалом.

В избирательный штаб СДПА пригласили израильского политтехнолога Таля Зильберштейна, который получил за свою работу более полумиллиона евро. Это было большой ошибкой, так как его методы оказались сомнительными. Две группы, созданные Зильберштейном в Facebook, распространяли в сети расистские, антисемитские и другие радикальные высказывания. Их целью было очернить главного соперника — нынешнего министра иностранных дел Австрии, 31-летнего лидера АНП Себастиана Курца.

В августе за нарушение ряда статей уголовного кодекса, включая попытку отмывания денег, Зильберштейна арестовали в Израиле. СДПА прекратила с ним сотрудничество, но было уже поздно. Вся эта история вышла на поверхность за несколько дней до выборов. Кроме того, политтехнологи СДПА представляли Курца как ставленника американского миллиардера Джорджа Сороса, что имело очевидное антисемитское содержание. Неудивительно, что рейтинги партии резко упали.

Консерваторы и социал-демократы завалили правоохранительные органы взаимными жалобами друг на друга и исками, в которых звучали обвинения от шпионажа до разжигания межнациональной розни.

Еще год назад в опросах лидировала правая радикальная Австрийская партия свободы (Freiheitliche Partei Österreichs, FPÖ, АПС). Не последнюю роль в этом играла пресса. В частности, Neue Kronen Zeitung — самая тиражная австрийская бульварная ежедневная газета и ее интернет-версия Krone.at. Газету обвиняли в антисемитизме и правом экстремизме за статьи о Гитлере, которые вышли в свет в день его рождения — 20 апреля. Ее кандидат едва не стал президентом, но постепенно она утратила динамику.


Как писала обозреватель венской газеты Wiener Zeitung Ева Целиховски, радикалов справа обогнал молодой лидер консервативной АНП Себастиан Курц. Он предложил жесткий партийный курс в отношении миграции и сделал это стержнем избирательной кампании.


Перехватив таким образом инициативу, Курц обеспечил своей партии лидерство в избирательной кампании, оттеснив АПС. Как заметил в интервью немецкой радиостанции Deutschlandfunk австрийский обозреватель Армин Вольф, избиратели готовы были пойти за Курцем, потому что он «представляет политику крайне правых, но с человеческим лицом».

Молодой лидер

Себастиан Курц относится к категории людей self-made. Он вырос в венском рабочем квартале Майдлинг. Отец — инженер, мать — учительница. В политику ушел в 16 лет.

В 2008 году он возглавил молодежное крыло АНП в Вене, а всего через год — всю молодежную организацию партии.

В 2010 году Курц впервые привлек к себе внимание широкой публики яркой рекламной кампанией: черный внедорожник с комичным названием Geilomobil (клевое авто) и вечеринка под лозунгом: «Черное — в кайф». Черный — цвет АНП.

Себастьян Курц, Австрия
Себастиан Курц омолодил Австрийскую народную партию и задал ей правый курс

После того как ему предложили должность статс-секретаря (заместителя министра, – ред.) по интеграции в австрийском МВД, он бросил учебу на юридическом факультете Венского университета. Тогда он занимал левые позиции и требовал разработать программы по интеграции мигрантов.

В 2013 году, когда Курц стал самым молодым в Европе министром иностранных дел, он совершил очередной поворот, став на правые позиции. Он добился передачи своему министерству полномочий в сфере интеграции мигрантов, но летом 2015 года, в разгар кризиса с беженцами, обрушился с критикой на политику Германии. Тогда его звезда засверкала на политическом небосклоне.

К выборам Курц подошел очень серьезно. В первую очередь он осуществил ребрендинг АНП, представив ее не как партию, а как движение. Черный партийный цвет заменили на бирюзовый. Произошло существенное омоложение кадрового состава функционеров. На важнейшие посты он расставил своих людей.


В условиях стабильной экономической ситуации в стране и практически незаметной безработицы проблема мигрантов, их интеграции и численности вышла на первое место. Курц понял, что только четкая и ясная позиция, причем правая, может привлечь избирателя. Он ее занял и методично отрабатывал, что и привело его партию к успеху.


Правый сдвиг и его последствия

Благодаря действиям Курца, АНП набрала на выборах 31,6% голосов, получив прибавку 7,6% по сравнению с предыдущими выборами. Правопопулистская АПС получила 26%, прибавив 5,5%. Социал-демократы с трудом, но сохранили свои позиции — 26,9%, с прибавкой 0,1%.

Австрия, выборы
На парламентских выборах австрийцы доказали, что вопрос мигрантов их беспокоит больше всего

Самое серьезное поражение потерпели зеленые (Die Grüne Alternative — Зеленая альтернатива). Они получили 3,9%, потеряв 8,5% голосов, и не преодолели проходной барьер в 4%. Поражение зеленых не вызывает удивления. Большая часть избирателей отвергла их политику так называемого гостеприимства по отношению к мигрантам. Против них также сыграла высокая явка избирателей — 79,5%. На избирательные участки пришли те, кто обычно в выборах не участвовал из-за недовольства традиционными партиями.


Пока представляется, что социал-демократы по примеру своих германских товарищей уйдут в оппозицию. Новую правительственную коалицию составят АНП и АПС. Так уже было в 2000-2005 гг.


В ожидании будущих коалиционных переговоров, Курц снизил планку для своих партнеров из АПС. Им будет достаточно отказаться от заигрывания с Öxit (аналогия с Brexit) — выходом Австрии из ЕС. В ответ будущие партнеры смягчили свою риторику.

Следует ждать оживления связей Вены с государствами Вышеградской четверки — Венгрией, Чехией, Словакией и Польшей. Там также прослеживается рост националистических и правых настроений.

Хотя АПС установила тесные связи в Москве с «Единой Россией», ожидать резкого пророссийского поворота австрийской политики не следует. Курц неоднократно критиковал санкции в отношении России, но он считает, что их следует отменить только после урегулирования кризиса на Донбассе. С последним связаны относительно сдержанные московские комментарии о результатах австрийских выборов.

Сигнал из Нижней Саксонии

Обычно земельные выборы не сильно влияют на ситуацию в Берлине в общегерманском смысле.

Обратный отсчет для России: к чему приведут переговоры Волкера и Суркова

На местах предметом кампании становятся региональные проблемы, учитывая довольно широкие полномочия местных властей. Однако выборы в земле Нижняя Саксония выбились из этого ряда.

Во-первых, они оказались досрочными, так как одна из депутатов из фракции зеленых перешла в Христианско-демократический союз (ХДС), и правящая коалиция из социал-демократов и зеленых утратила большинство в ландтаге.

Во-вторых, страна еще не отошла от выборов в бундестаг и серьезного изменения в составе депутатского корпуса.

Впервые речь идет о коалиции на федеральном уровне не двух, а трех партий с весьма разными идеологическими позициями, предпочтениями и политическими программами. Неслучайно начало коалиционных переговоров было отложено до получения результатов выборов в Нижней Саксонии.

Надо сказать, что итоги голосования не слишком обрадовали Ангелу Меркель.


Согласно предварительным результатам, на выборах в ландтаг Социал-демократическая партия (СДПГ) получила 36,9% голосов. За ней следует ХДС с 33,6%. На третьем месте — «Союз-90/зеленые» с 8,7%, либералы из Свободной демократическая партии (СвДП) получили 7,5%, правые популисты из Альтернаты для Германии (АдГ)  — 6,2%. Бывшие коммунисты из Левой партии с 4,6% не преодолели проходной пятипроцентный барьер и остались вне ландтага.


Социал-демократы сумели переломить негативную тенденцию после серии неудач на выборах в Сааре, Шлезвиг-Гольштейне, Северном Рейне – Вестфалии и на выборах в бундестаг. Они получили на 17% больше, чем на общефедеральных выборах. Однако на переговорах о коалиции в Берлине это не повлияет, так как СДПГ ушла в оппозицию.

ХДС понесла небольшие потери, но в данном случае это имеет символическое значение. Земельные партийные функционеры прямо обвиняли в неудаче центральное руководство. Проигравший выборы кандидат ХДС в нижнесаксонские премьер-министры посетовал в интервью телеканалу ARD на «встречный ветер», дувший ему в лицо из Берлина. По мнению предпринимательского крыла ХДС, причины поражения в Нижней Саксонии следует искать в том, что потери консерваторов на общегерманских выборах были представлены как победа. Все это добавляет очков оппонентам Меркель.

Ангела Меркель, выборы в Германии
Ангела Меркель голосует на парламентских выборах

Сложности ХДС в Нижней Саксонии ослабляют позиции канцлера на коалиционных переговорах, но не делает их безнадежными.

Дело в том, что СвДП и зеленые хоть и прошли в нижнесаксонский ландтаг, но с чувствительными потерями. Если бы им сопутствовал успех, то они могли потребовать, чтобы их программные и предвыборные установик учитывали в правительственной политике.

Большие проблемы могли возникнуть именно с зелеными. Их земельная организация, в отличие от центрального руководства, занимает очень левые позиции и крайне негативно относится к возможной коалиции с ХДС и СвДП на земельном и на федеральном уровнях. В случае успеха зеленых в Нижней Саксонии, правление в Берлине должно было это учитывать. Это грозило бы трудностями и для Меркель, и для либералов.


Сама госпожа будесканцлерин по-прежнему популярна. По данным соцопросов, 61% немцев довольны тем, что она останется во главе немецкого правительства. Однако, в списке самых авторитетных политических деятелей ФРГ Меркель обошел покидающий свой пост министр финансов Вольфганг Шойбле.


Некоторым утешением может служить то, что лидеры социал-демократов просели еще ниже. Министр иностранных дел Зигмар Габриэль — на 11%, а бывший кандидат в канцлеры Мартин Шульц — на все 13%.

Результаты выборов в Нижней Саксонии по крайней мере, усложнят и затянут коалиционные переговоры в Берлине. Новое правительство Германия получит не очень скоро.

Юрий Райхель