Венецианская комиссия предоставила экспертное заключение относительно языковых положений украинского закона «Об образовании», где говорится, в частности, о «дискриминации русскоязычных».
Некоторые эксперты уже назвали такое решение – выигрышем РФ, и очередной международной пощечиной украинской дипломатии.
Здесь стоит напомнить, с чего, собственно, началась вся эта геополитическая языковая история.
Еще в сентябре президент Украины Петр Порошенко подписал закон «Об образовании», который сразу же наткнулся на острую критику со стороны Венгрии, Румынии и Польши за статью об образовании на государственном языке.
Больше всего соседей Украины возмутила статья 7 нового закона, которая предусматривает, что с 2020 года дети из семей нацменьшинств смогут учиться на родном языке только в начальной школе. Начиная с 5 класса, весь учебный процесс будет вестись на украинском языке, а языки нацменьшинств будут преподаваться лишь как предмет.
Возмутившись такой реформаторской языковой политикой Киева, в Будапеште даже пригрозили заблокировать все будущие сближения Украины с ЕС. Чтобы не углублять международный конфликт МИД Украины направило свой закон на экспертизу в Венецианскую комиссию.
Последняя, кстати, не поддержала упреки Венгрии и согласились, что образовательный закон не нарушает никоим образом соглашение об ассоциации. Однако не успели инициаторы реформы отпраздновать победу, как 8 декабря Венецианская комиссия обнародовала выводы относительно украинской реформы образования, которые развеяли радостный ажиотаж украино-венгерского противостояния.
Телетайп: а может, Петра Порошенко на троне подменили?Венецианская комиссия в своем заключении отметила, что Украине стоит внести изменения в «языковой статью» закона «Об образовании», пересмотрев запрет преподавания на русском языке.
«Новый Закон не предоставляет никаких решений для языков, которые не являются официальными языками ЕС, в частности, для российского, наиболее используемого негосударственного языка. Менее благоприятное отношение к этим языкам трудно оправдать, и поэтому встает вопрос дискриминации», — говорится в решении.
В Страсбурге уверены, что решить эту проблему поможет внесении изменений в статью 7 и замена этого положения более сбалансированным.
Со своей стороны, Министерство иностранных дел Украины, несмотря на замечания по «дискредитации русского языка», выразило благодарность Венецианской комиссии за предоставление оперативных выводов относительно образовательного закона.
«Принятие решения Венецианской комиссии позволяет перевести вопрос дальнейшей имплементации образовательной реформы в Украине исключительно в экспертное русло. — Говорится в заявлении на сайте министерства. — В связи с этим призываем воздержаться от дальнейшего свободного толкования упомянутых рекомендаций, прекратить политизацию вопроса нового образовательного закона, его использование для спекуляций и конфронтации».
Да и в Министерстве образования и науки Украины считают ход финального заседания Венецианской комиссии относительно языковой статьи Закона «Об образовании» сбалансированным и конструктивным. Как говорится — нет претензий, нет проблемы. Но все ли так однозначно?
По мнению представителя Украины в Венецианской комиссии в 2013-2017 годах Владимира Пилипенко, от решения Венецианской комиссии выиграл лишь один субъект международного права – РФ.
«Пока Украина и Венгрия на уровне министерств между собой дрались, Венецианская комиссия установила, что в Украине есть дискриминация русскоязычных. – Рассказывает Пилипенко. — Хотя у нас, если взглянуть на последние соцопросы, языковой вопрос находится на последнем месте по важности. Когда МОН, посол в Совете Европы Кулеба приветствуют этот вывод, говорят, что все нормально, то надо перестать наконец обманывать самих себя. Есть статья 125 вывода, где четко говорится, что надлежащее урегулирование проблемы может быть через внесение изменений в реформы, в частности, статьи 7 закона. Особенно, отмечает ВК, в связи с языками, которые не являются языками ЕС. 124 статья вывода говорит как раз о дискриминации русского языка в Украине. То есть можно было бы приветствовать заключение ВК, если бы там не было столько рекомендаций. Ведь как можно приветствовать решение, где выражена «обеспокоенность относительно нарушения прав русскоязычного меньшинства в Украине»? Это же поддержка ключевой риторики Путина, что в Крыму и на Донбассе он как раз и защищает преследования русскоязычных в Украине. Теперь у него есть еще и вывод Венецианки, который подтверждает правильность такой логики».
Без санкций и в ПАСЕ: кто возвращает Россию в большую политикуУкраина, согласно взятым на себя обязательствам, должна принять во внимание рекомендации Венецианской комиссии. Однако председатель ВР Андрей Парубий уже заявил, что Украина не будет вносить изменений в ст. 7 закона «Об образовании», которая стала предметом дискуссии на международном уровне относительно обучения негосударственными языками.
По его словам, это согласовано в разговоре с представителями Венецианской комиссии.
«Когда мы говорим о войне с Российской империей, то понимаем, что война изначально идет за умы и души людей, а потом идут танки. …И если мы не сможем одержать победы за сердца и души наших людей, нам будет очень трудно победить в войне милитарной», – заявил Парубий.
Владимир Пилипенко, со своей стороны, добавляет, что Россия получила очень положительный для нее вариант заключения, поэтому Киеву нужно четко определиться, что мы имплантируем, а что нет.
«В этой ситуации откровенно недоработали те, кто должен отстаивать позиции Украины на международной арене, — Убежден он. — Также это является полным провалом Министерства образования. После такого заключения министр может уходить в отставку. Надо законы писать так, чтобы там не было поля для спекуляций и не подавать ВК писаные на коленке законодательные предложения, которые могут сыграть злую шутку с нами. Это откровенный непрофессионализм. Имеем в такой степени жесткий вывод ВК — насколько украинские официальные представители позволяют его написать. Интересы своей страны надо отстаивать, за них надо бороться, а не полагаться на случай, судьбу или фортуну. Должен быть диалог, настоящая дипломатия, которой у нас, как показывают последние события, нет и в помине. Итак, вместо реформаторского образовательного закона мы получили очередную порцию дискредитации на международном уровне, а Россия — дополнительный козырь в свои агрессивные руки».
Романия Горбач