В законе нет перечня и последовательности операций с отходами, однако указано, что отныне «запрещается захоронение на полигонах непереработанных бытовых отходов». За нарушение закона предусмотрена система штрафов: для населения – от 340 до 1360 грн, для юридических лиц – от 850 до 1700 грн.
Обеспечивать условия сортировки мусора по видам для его дальнейшей переработки и утилизации должны местные органы власти. Казалось бы, времени на подготовку у них было достаточно, с 1 января в городах и селах должны появиться специальные контейнеры для раздельного сбора отходов. Но их, как и прежде, нужно еще хорошенько поискать.
Politeka спросила у экспертов, почему возникла такая абсурдная ситуация, что закон есть, но придерживаться новых норм украинцам проблематично.
Денис Павловский, координатор проектов по химической безопасности Всеукраинской общественной организации «Мама-86»:
— Украина не готова переходить на раздельный сбор отходов. У нас для этого ничего нет. Даже Киев контейнерами для сортировки мусора не обеспечен. Логистика также отсутствует. Что же говорить о меньших городах и селах? Если люди и будут разделять мусор, то приезжает мусоровоз и сваливает все вместе. А где мусоросортировочные станции? Их нет. На сегодняшний день отходы дешевле хоронить на полигоне.
К тому же отсутствует политическая воля. Бизнес, власти не заинтересованы в раздельном сборе отходов. Сейчас происходит как: весь мусор вместе с драгоценными компонентами – это стекло, металл, бумага — свозится на полигоны, там бездомные уже собирают вторичные ресурсы и потом их сдают. Средства же попадают к черному бизнесу. Если это все будут забирать на этапе сбора отходов, то их объем уменьшится, а соответственно, уменьшится и плата, потому что платим за кубометр мусора.
Украина не может начать раздельный сбор отходов без европейских инвестиций. Пока иностранный инвестор не придет, у нас нет никаких шансов это сделать. Нужны колоссальные деньги. Инвесторы сейчас не готовы зайти в Украину. У нас коррупция. Нет стабильности — законодательство постоянно меняется, нет ответственной власти. Вот зайдут, но как, где, с кого будут возвращать свои деньги?
Раздельный сбор отходов предполагает чрезвычайно высокие тарифы, как в Европе. Только тогда люди будут заинтересованы сортировать мусор и как можно меньше выбрасывать, потому что как раз за то, что не подлежит повторному использованию, переработке, нужно много платить. В Украине это не будет работать. Население не готово платить. Высокие тарифы приведут к тому, что люди будут вывозить мусор куда-нибудь в лесопосадки.
По официальным данным Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, ежегодно в Украине образуется 30-35 тысяч стихийных свалок. Подавляющее большинство – в сельской местности. Из тех же данных следует, что только 70% населения обеспечены вывозом отходов. А как же остальные? О каком раздельном сборе можно говорить, когда у нас не все население обеспечено надлежащим вывозом отходов? То есть люди жгут мусор, закапывают, куда-то вывозят.
На самом деле, в Украине около 30% населения готово сортировать отходы. Они уже и сейчас это делают, сдают стекло, бумагу, пластик, металл в пункты приема вторичного сырья. Все остальные говорят, что нужны соответствующие контейнеры, чтобы было несколько фракций. Люди добрые, научитесь хотя бы сортировать на две фракции – влажную и сухую, то есть пищевые отходы и все остальное. Этого на первом этапе было бы достаточно.
Бюджет-2018: какие неприятные сюрпризы приготовили украинцамОтносительно штрафов за нарушение закона — кто будет отвечать за контроль раздельного сбора и штрафов? Неизвестно. Во-вторых, как человека можно штрафовать за то, что он не занимается раздельным сбором, поскольку не обеспечен соответствующими инструментами? Ответственность за раздельный сбор бытовых отходов возложили на местные органы власти, однако это неправильно. Без финансирования сверху они с этим пока не справятся. То есть все, о чем сейчас говорят – мертвое дело.
С опасными отходами ситуация тоже ужасная. Куда девать флуоресцентные лампочки, технику, медицинские отходы? Нет ни специальных пунктов приема, ни инфраструктуры для их сбора.
Все кричат, что нужно сдавать отработанные батарейки. Собирать их начали с 2012 года. Но в Украине нет предприятий, которые бы занимались их утилизацией. Батарейки хранятся два-три года. Где они? Еще ни одна партия не уехала за границу. Это касается и ртутных ламп.
Игорь Кирильчук, координатор проекта ООН по промышленному развитию «UNIDO»:
— В общем этот закон – позитивная вещь. Это начало решения проблемы сортировки мусора в Украине. Требования абсолютно справедливы. Другое дело, что не все украинские города, особенно маленькие, к этому готовы.
В Европе обычно весь мусор сортируют, в Украине же это делают только бездомные. Они собирают стекло, металл, бумагу, пластик. Возможно, закон со временем урегулирует этот вопрос, у нас появится малый бизнес, который сможет создать соответствующие условия для раздельного сбора отходов. Проблема заключается еще и в том, что в Украине очень низкие тарифы на вывоз мусора. На Западе они значительно выше. Это дает возможность европейским фирмам, которые перерабатывают отходы, оперировать большими средствами. Насколько в Украине этот бизнес будет рентабельным – вопрос.
Логично, что ответственность за раздельный сбор бытовых отходов должны нести местные органы власти. Они должны заниматься вывозом мусора и создавать соответствующие условия. У них есть бюджет. На старте могут даже заручиться поддержкой государства.
Ольга Головка