Симпозиум собрал в одном месте политиков, интеллектуалов, бизнес-игроков глобального уровня. Нынешняя тема мероприятия — создание общего будущего для всего мира.
Хотя формально подобные встречи на горнолыжном курорте являются нейтральной платформой для дискуссий, но именно здесь определяются основные геополитические и экономические тенденции мира.
По словам основателя и бессменного руководителя Форума Клауса Шваба, прежде всего сейчас необходимо разработать новую модель сотрудничества, которая охватывала бы не интересы узкого круга людей, а судьбу человечества в целом.
Украинский вопрос
Отечественная делегация также присоединилась к работе Форума. В частности, впервые в истории Давоса там открыли «Украинский дом» (House Ukraine Davos) – как раз напротив Российского, который представлен уже не первый год.
Главная задача Украинского дома – показать потенциал государства перед мировыми лидерами.
Таким образом, едва ли не впервые произошло смещение акцентов с политических дискуссий в сторону бизнеса.
По мнению ряда экспертов, главной целью поездки, собственно, президента Украины Петра Порошенко в Швейцарию стали все же переговоры с главой МВФ Кристин Лагард. Вокруг этого и сохранялась большая интрига.
Ведь, по неофициальной информации, именно на этой встрече глава государства согласился внести изменения в закон об Антикоррупционном суде.
Напомним, основным требованием МВФ было как раз принятие Радой закона о создании Антикоррупционного суда. Проект, внесенный президентом, не устроил кредиторов.
Очевидно, Запад сумел найти достаточно убедительные аргументы для того, чтобы законопроект Порошенко изменили согласно озвученным донорами требованиям. Как стало известно, Киев уже весной получит 1,9 миллиарда долларов кредита от МВФ.
Без кредитов и безвиза: кто загоняет Украину в пропастьТакже Лагард заявила, что обсудила с президентом необходимость проведения в Украине реформ и назначения нового главы НБУ.
«Встреча с президентом Порошенко и членами его команды была очень продуктивной и приятной, — заявила глава МВФ. — Мы говорили о том, что в Украине назначат нового главу НБУ».
Не менее знаковой была встреча Порошенко с вице-президентом Европейской Комиссии по вопросам Энергетического союза Марошем Шефчовичем.
В пресс-службе Администрации президента заявили, что собеседники выразили удовлетворение в связи с завершением работы, необходимой для запуска Фонда энергоэффективности Украины, в который ЕС намерен внести 100 млн евро.
Кроме того, президент Украины Петр Порошенко в рамках выступления на форуме в Давосе выступил с инициативой создания новой «коалиции» из-за агрессии Российской Федерации.
«Сегодня мы находимся в ситуации, когда Россия развернула необъявленную войну против нас всех, — заявил он. — Поэтому, учитывая такое положение вещей, мы должны думать о новых коалициях, новых программах или новых подходах. И мое предложение простое и понятное: у нас должна быть общая коалиция, общий ответ и общая программа, чтобы противостоять агрессии».
Со знаком плюс или минус
Politeka спросила у политического эксперта Георгия Чижова, насколько результативным для Украины был нынешний Форум в Давосе, какой Запад видит Украину и почему война уже не является аргументом.
— Насколько нынешний Форум в Давосе был результативным для Украины?
— Экономический форум проходил в достаточно сложном плане с учетом внешнеполитических обстоятельств, в которых оказалась Украина. Ведь у западных партнеров в последнее время было немало вопросов к украинской власти.
Для Киева было важно показать, что у нас здесь не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Мол, реформы продолжаются, в государство можно и стоит верить.
Это частично удалось. По крайней мере, отношения Запада и представителей деловых кругов Украины после Давоса точно не ухудшились. Это уже определенное достижение на фоне всей озвученной ранее критики.
— Сумел ли Украинский дом убедить потенциальных партнеров, что Украина – это не только война и коррупция, но и инновации и перспективы?
— Однозначно, это позитив, что Украина начинает себя продвигать на уровне ведущих стран мира. Необходимо создавать имидж не больного человека Европы (как иногда говорят на Западе об Украине), а государства, которое развивается, у которого есть перспектива.
Понемногу удается создавать такой имидж. Хоть, может, и не так быстро и эффективно, как бы этого хотелось.
— У западных лидеров есть немало жестких замечаний относительно внутренней политики Киева и власти в целом. Кем сегодня нас видит международное сообщество – партнером или проблемой?
— Люди, которые на Западе профессионально следят за тем, что происходит в Украине, говорят, что не все так плохо, как кажется самим украинцам. Реформы все же происходят. Страна продвинулась за последние четыре года к своему оздоровлению. Хоть это незаметно самим гражданам, ведь результаты всех этих реформ еще не дошли до их кошельков и холодильников.
С другой стороны, есть ощущение, что эффективность внешней помощи Украины является довольно низкой. До сих пор многого чего работает по-старому. Немало разворовывается. Поэтому есть определенная усталость Запада от всего этого.
Телетайп: главный агрессор у нас теперь МВФ со Всемирным банком и ЕБРРКогда в 2014 году нам начали помогать, то рассчитывали, что все будет происходить значительно быстрее, что изменения в Украине станут неотвратимыми, а деньги будут расходоваться эффективнее. Этого не произошло.
Поэтому сейчас двойственное отношение к стране. И таким оно останется до тех пор, пока в государстве не наведут порядок.
— Способна ли Украина внутренними силами измениться, или, все же, без внешнего давления не обойтись? Ведь в Давосе собралось немало лиц, которые прямо указывали Украине, что и как ей делать. Тот же МВФ.
— Внешнее давление нужено. Хоть это и обидно звучит. К сожалению, даже под внешним давлением в Украине все происходит очень медленно. Внутренними силами ничего не изменим.
Особенно пугают официальные заявления отечественных политиков, которые заявляют, что никакой Запад им не указ, внешнего управления они не допустят. Но такая «гордость» может быть, когда есть чем гордиться. Однако, когда без внешнего давления в стране привычно разворовываются деньги, тормозятся важные реформы, гордиться нечем.
С другой стороны, Запад многое упрощает. Думают, что создание в Украине Антикоррупционного суда может решить много проблем. Но мы же понимаем, что создание такого суда может превратиться в очередной инструмент борьбы между различными группировками.
Очевидно, нужен независимый от исполнительной власти суд. Но одно только его создание не поможет преодолеть в Украине коррупцию за год-второй.
Должна быть нулевая терпимость к коррупции. Не может так быть, что украинцы перестанут воровать, когда власть перестанет первой это делать. Так не работает. За коррупцию должно быть наказание при надлежащем контроле.
— Подытоживая давосские встречи, возникает вопрос – кто кого? Заставили ли западные игроки играть по их правилам президента Украины Петра Порошенко? В частности, согласится ли он на выполнение условий МВФ?
— Вероятнее всего, президент пошел на уступки. Сейчас есть очень сильный механизм влияния на Порошенко. Он хочет сохранить за собой президентский пост.
Конечно, Запад решает не очень много, в отличие от украинского народа и элиты. Но, все же, если он объявит Порошенко войну, то это усложнит его победу на выборах. Поэтому сейчас существует определенное окно возможностей, хоть и не такое, как было после Майдана. Все-таки есть вероятность для президента не быть переизбранным, поэтому он склонен поддаваться внешнему давлению.
Складывается впечатление, что Порошенко немного отстает от тех процессов, которые происходят и должны происходить.
— От каких именно процессов?
— Прежде всего речь идет об отходе от старых коррупционных схем, ручного управления экономикой, схем, при которых различные олигархические группы договариваются между собой. Так можно было существовать в 90-х годах, после Оранжевой революции, но сейчас понесли очень большие жертвы.
Общество ждет другого. Экономическое положение большинства украинцев не позволяет жить по-старому.
Антикоррупционный суд: как изменится жизнь украинцев и станут ли меньше воровать— В какой точке находится сотрудничество Киева и Вашингтона?
— США в определенной степени сохраняют доброжелательный нейтралитет в отношении Украины. Хотя и оказывают Киеву финансовую помощь, объявили о предоставлении долгожданного летального оружия.
При этом, очевидно, на очень активные шаги не решатся. У Трампа сложное положение. Стоит ему двинуться в какую-то сторону — и он сразу наталкивается на критику.
И что самое главное – вашингтонская администрация не видит в украинской власти достаточно надежного партнера. Поэтому общение выдержано в доброжелательном, но несколько отстраненном стиле.
Прорывов ожидать не стоит. Хотя Украине нужно очень активно работать над американским направлением. Ведь в Европе продолжаются различные процессы, иметь такого союзника, как США, для нас очень важно.
Кроме того, в США мониторят все, что у нас происходит. Поэтому важны наши успехи в реформировании. Порошенко должен убедить Трампа, что будет верен тем идеалам Майдана, о которых он говорит еще с 2014 года.
— В этом году в Швейцарии практически не упоминалась тема украино-российской войны на Донбассе. Кроме того, что говорилось о создании новой коалиции против российской агрессии. Почему?
— Во-первых, это не совсем формат для таких тем. Второе – существенных изменений не произошло в вооруженном противостоянии. Третье – есть определенная усталость, украинцы все свои проблемы списывают на внешнюю агрессию.
На Западе и так все прекрасно знают, что и как. Понимают, что происходит на Донбассе. Поэтому в этом смысле у Украины есть поддержку. Но дальше рассказывать, что во всем виновата война, уже просто неприлично.
В 2014-2015 видно было, как из-за войны разрушается экономика страны. Но сейчас ситуация более-менее стабилизировалась. Поэтому настаивать, что, пока война не закончилась, ничего делать не будем, не получится.
Романия Горбач