А ведь в это время четыре года назад Майдан героически и фантастически выстоял против обезумевшей репрессивной машины. Дважды несудимый узурпатор позорно бежал, как и его вороватое окружение. История Украины начала новый этап — вхождение в европейский дом.
У нас же должно быть фонтанирующее ощущение победы! Да, тяжелой, ценой множества жертв, но все же победы. А нет его, даже на донышке…
Даже наша самодовольная власть, которую распирает от сотен невидимых невооруженным глазом реформ, и та не рискует ликовать в открытую и как бы присоединяется к всенародной скорби. Чтобы не нарваться — уже не на сумасбродный феменский протест, а на агрессивный выброс разочарования и раздражения.
Президент Порошенко опасливо на суд не рискнул и могучим пиаром пожертвовал.
И от высокопоставленных зарубежных партнеров как-то не слышно поздравлений с днем обретения свободы и цивилизационного выбора.
То есть как внутри Украины, так снаружи особых достижений и поводов для празднования не наблюдают. И лично для меня это, увы, главный итог прошедшего четырехлетия.
К острому чувству утерянных возможностей и потраченного впустую времени добавляется понимание того, что абсурд крепчает. И нынешние правители, ответственные за очевидные провалы в виде так и ненаступившего мира, стартовавших в пояс астероидов тарифов и тотальной коррупции, которая достала даже чопорные МВФ со Всемирным банком, имеют серьезные шансы на переизбрание.
В цивилизованном и свободном мире ведь как: если затраты на жизнь у населения увеличились, а реальные доходы упали на пару процентов, то здравствуйте, политические похороны. Власти, допустившей такую беду, гарантировано поражение на выборах. А у нас ожесточенная борьба предстоит! Капитан с командой, врезавшие «Титаник» в айсберг, комфортно отплывут в сторонку на шлюпках и будут требовать для себя вторую попытку порулить.
Пепел Мальдив с Сейшелами стучит в их сердца!
Вдумайтесь: жалкому десятку тысяч, которым происходящее выгодно, удается манипулировать миллионами, которые от происходящего страдают… В этом смысле подлинная Революция Достоинства еще за горизонтом.
Михеила Саакашвили подчеркнуто незаконно вывезли из страны. Наплевав на якобы следствие по госперевороту. Отнюдь не ключевое, более того — ожидаемое событие в общенациональном контексте. Но это однозначный маркер, задающий вектор, по которому намерена двигаться власть: она будет не закручивать гайки, она намерена откручивать головы. Демонстрация такой готовности для власти важнее ущерба, который нанесет ей «выброшенный за порог» оскорбленный Саакашвили.
Вопрос: чем это отличается от «пацанского подхода» Саши-стоматолога, который настоял, что «студенты не должны уйти с Майдана сами, а мы должны их с Майдана выкинуть»?
Единственные, кого отчасти опасается власть в лице ПАПа — это внешних партнеров. Подчеркиваю: не украинского народа, а американского президента (с российским можно добазариться по телефону). Подчеркиваю: не всерьез боится, а не хочет до времени обострять.
Об этом, кстати, говорит недавняя интригующая встреча Юлии Тимошенко и Петра Порошенко накануне ее отъезда на молитвенный завтрак в США. Здесь главное — это «накануне».
Скажем так: у меня сложилось непреодолимое впечатление, что, прекрасно зная, на каком уровне доверительно общается ЮВТ, ПАП попытался сторговаться, чтобы она не слишком «опускала» его в этих беседах. Ведь наш Президент — оно ж символ Украины. А Украине так необходимо единство…
Ага, единство всех на благо одного… Недовыполненная мечта Януковича, шапка недоснятая…
А взамен ПАП вроде бы готов не плющить ЮВТ в том стиле, как он это исполнил с Саакашвили.
Валерий Гончарук о будущем Саакашвили и просчете президентаПримерно так же Порошенко пытался развести Тимошенко еще в 2004 году, выторговывая себе обещанную ей должность премьер-министра. При этом в свои клятвенные обещания не верит даже он сам.
Не вышло тогда, не могу представить, что выйдет сейчас.
В результате имеем наверху некое динамическое равновесие. Западные партнеры, США прежде всего, настаивают, что президентские и парламентские выборы в Украине должны состояться в срок. В подробности избирательной системы они пока не вникают — мол, наше внутреннее дело.
Штатам выгодно, что не прерывается «минский процесс», который там считается рабочим вариантом мирного урегулирования на Донбассе. Причем в урегулирование входят амнистия боевиков, выборы и тот самый «особый статус Донбасса», который ПАП и его боты еще недавно столь яростно отрицали.
Врут, как дышат. Причем, дыхательный спазм не намечается.
За имеющееся время США намерены полностью перевести на свое ручное управление оборонную отрасль Украины (смена главы «Укроборонпрома» — слова из этой песни), а также добиться зримого прогресса на антикоррупционном направлении. Ну, и завершить свой кастинг на роль нового Президента Украины: основным критерием остается готовность продолжать политический процесс на Донбассе.
На самом деле, ничего нового. Накануне и во время Евромайдана американцы и европейцы тоже настаивали, что для устранения Януковича от власти необходимо дождаться очередных выборов.
Важнее, что самого рейтингового лидера оппозиции — Юлию Тимошенко — расклад по ряду причин устраивает (в частности, позволяет не идти на поклон к олигархам). А у остальных возможностей поменять расклад еще меньше, чем у нее.
При этом мы видим, что протестная активность общества не подогревается какими-то практическими успехами, поэтому закономерно идет на спад. До того момента, когда опять приключится нечто из ряда вон, чего предугадать невозможно.
А теперь — тоже о неожиданном, но хорошем.
Все вышеописанное — глубокий политический космос. Холодный и пугающий, где летают ледяные кометы и электрические автомобили. А в это время внизу, на земле…
Допрос Порошенко: зеленые человечки, поездка на границу и некорректные вопросыВ Украине более четырехсот малых городов. Власть там избираемая, она вся на виду, госохраной и Скайпом не отгородишься. Бюджеты пилят, конечно, но приходится и заниматься жизнеобеспечением населения.
От столицы там уже ничего не ждут. Да и столица ими не особо интересуется — это не миллионники с их влиянием на итоги выборов. Ну разве что стращают для проформы. И, что важно, кое-какие деньги на местах появились.
Вот они и выживают. Для спасения от медреформы мэры вынуждены поддерживать медицину. Для смягчения «Роттердама+» — заниматься энергосбережением. Для сохранения образования — изобретать что-то для учителей.
Самостоятельно. Своим умом. Бессистемно. Но уже начинают контактировать, обмениваться опытом. Бизнес, в том числе зарубежный, посматривает в эту сторону. Потому что люди всегда будут нуждаться в питании, тепле, воде и медицине. А значит, находить на это деньги.
Как раз в малых городах, с учетом ограниченности возможностей, процесс может пойти по современным эффективным канонам. Трава, как известно, рвет любой асфальт. И почему бы именно там, в глубинке, вдалеке от убийственной политической радиации, не проклюнуться искомой Украине XXI века? Пускай в виде непроизвольного самозарождения, уж если целенаправленным творением у нас не выходит.
Александр Кочетков, аналитик и политтехнолог, специально для «Политеки»