С приходом в Украину весны на Донбассе снова неспокойно. Возобновились интенсивные бои, каждый день гибнут люди. В том числе мирные жители. С обеих сторон.

В России и в «ДНР/ЛНР» во всем винят Украину и американцев. Мол, «Порошенко хочет воспользоваться футбольным чемпионатом, чтобы под шумок поднять себе рейтинг, который обветшал, благодаря какой-то локальной победе на Донбассе». В Украине, да и в столицах государств, которые являются нашими ключевыми партнерами, звучат противоположные утверждения. Что вполне логично. Ведь у каждой из враждующих сторон своя правда, как это ни прискорбно констатировать.

А где же истина? Она на самом деле где-то посередине, хотя и ближе к точке зрения Киева, Вашингтона и Брюсселя. Почему? Попробуем в этом материале дать аргументацию.

Вояжи есть, результатов нет

За последние две недели произошло три ключевых визита первых пяти месяцев 2018 года. А именно: Волкер посетил Украину, в том числе линию столкновения на Донбассе, Меркель провела блиц-переговоры с Путиным в Сочи, а Макрон принял участие в Петербургском международном экономическом форуме, на полях которого провел достаточно длительные встречу и совместную пресс-конференцию с хозяином Кремля.

А какие же результаты очередных политико-дипломатических усилий наших партнеров?

Спецпредставитель США в очередной раз увидел картину такой, какой она есть, собственными глазами и в результате дал несколько достаточно резонансных интервьюю. Ключевой месседж россиянам: «миротворцы ООН должны заменить российские войска на Донбассе».

Канцлер ФРГ и Президент Франции были гораздо осторожнее в высказываниях. Суть их сводится к тому, что «альтернативы Минским договоренностям нет» и что «нужно возобновлять работу в Нормандском формате». Ничего нового. Более того, Эммануэль Макрон несколько, мягко говоря, удивил, старательно избегая в ответах собственным и российским журналистам какого-то мало-мальски твердого языка для таких щекотливых для Украины, и, кстати, не только для нас, вопросов, как судьба украинских политзаключенных, включая Сенцова и Сущенко, киберугрозы со стороны российских хакеров и тому подобное. Кроме того, он даже дал обещание посетить в течение чемпионата мира по футболу Россию для того, чтобы «поддержать свою национальную сборную и продолжить диалог с Владимиром», правда обусловил свой приезд выходом французов в финал.

И это все на фоне оптимистичных заявлений обеих европейских лидеров о необходимости развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, активизации совместных усилий по Сирии и Иранской ядерной сделке и т. д.

Один из выводов, которые можно сделать из публичных заявлений Волкера, Меркель и Макрона, — тактика действий США и Евросоюза изменилась.

Если американцы фактически перестали играть со словами и называют вещи своими именами, даже не пытаясь обходить острые углы, то европейцы, по сути, начали ползучий откат, снова запустив старую и уже давно заезженную пластинку под названием «умиротворение агрессора» ради мира во всем мире и экономических интересов собственного бизнеса.

Отдельно о миротворцах

Тема миротворцев на Донбассе уже начинает напоминать известный сериал под названием «Санта-Барбара», который попал на глаза советской публике еще во времена горбачевской перестройки. Каких только версий мы, украинские граждане, не слышали за четыре года войны. Речь шла и об операции ЕС (явно утопическая идея), и ОБСЕ (хотя опыта миротворческих операций и реальных возможностей там нет) и различных вариациях по линии ООН. Однако два ключевых недостатка, касающиеся миротворцев, как существовали с первого дня выдвижения этой инициативы Президентом Порошенко, так и до сих пор остаются.

Во-первых, миротворческая миссия сама по себе не может урегулировать конфликт. Для завершения любой войны существует только два сценария — победа одной из сторон либо заключение международного договора или даже нескольких договоров, которые бы содержали детализированные алгоритмы перехода к миру, как это имело место, к примеру, в случае с известными Дейтонскими соглашениями, которые положили конец кровопролитной войне в Боснии и Герцоговине. Задача же миротворческой миссии — обеспечить мониторинг выполнения условий капитуляции или заключенных соглашений.

А во-вторых, миротворческая миссия только тогда может быть эффективным инструментом мониторинга выполнения условий мира, когда присутствует политическая, и то добросовестная, а не наигранная, воля сторон конфликта. О чем можно говорить в случае России, если там даже не признают себя стороной конфликта, пытаясь перевести стрелки на никем не признанные и контролируемые на 100% Кремлем искусственные образования под названием «ДНР» и «ЛНР»? Ответ очевиден. Никакой политической воли завершать войну и выходить с Донбасса там нет. По крайней мере сейчас.

Все остальное: мандат, финансирование, этапность размещения, флаги контингентов,  количество и т. д., —  является чрезвычайно важными вещами, ведь как известно, «дьявол кроется в деталях». Однако они не имеют абсолютно никакого значения без урегулирования, или, скорее, устранения двух вышеобозначенных недостатков.

Таким образом, уже около трех лет дискуссии идут о второстепенных вещах, а основополагающие предпосылки остаются без внимания, по крайней мере публичного. При этом российские руководители не устают повторять, что речь может идти «исключительно о миротворцах ООН на линии разграничения с мандатом по охране мониторов ОБСЕ», — вариант, на который ни Украина, ни Запад не могут пойти a priori.

А при чем же Чемпионат мира по футболу?

Как раз в течение всего периода нынешней эскалации военных действий на Донбассе российские штатные пропагандисты навязывают российскому обществу мнение, что Президент Украины Порошенко хочет использовать этот Чемпионат для того, чтобы поднять свой рейтинг благодаря небольшой локальной победе на Донбассе. «И даже если и не хочет или боится, то его к этому толкают ястребы из Вашингтона», — заявляют безапелляционно в белокаменной.

Проводятся параллели с Пекинской Олимпиадой, во время которой Президент Грузии Саакашвили якобы напал на Южную Осетию в 2008 году, и Олимпиадой в Сочи, во время которой «украинские бандеровцы и националисты совершили государственный переворот в Киеве и выгнали Януковича», в результате чего Россия была вынуждена защищать русскоязычных граждан».

То, что факты переворачиваются с ног на голову, никого не интересует. Главное — создать образ врага в лице украинской центральной власти и подготовить своих граждан к войне.

Ведь перлами об олимпиадах дело далеко не ограничивается. Далее звучат угрозы послать регулярные войска, сформировать какие-то «добровольческие» корпуса, ударить по Киеву и Львову и тому подобное. Озвучивается даже такая «благородная» цель — «не допустить уничтожения украинской армией мирных жителей Донбасса». Но самая циничная фейк-фантазия, которая регулярно пускается в массы — «Россия не может допустить повторения Серебренецы под боком (массовая резня боснийских мусульман, совершенная боснийскими сербами, в результате которой были убиты около 8 тыс. мирных жителей мужского пола от 12 до 77 лет в городе Серебреница в Боснии и Герцеговине).

В то же время привязка Чемпионата к обострению ситуации на Востоке Украины притянута за уши.

Во-первых, Владимиру Путину абсолютно безразлично, Чемпионат, олимпиада или что-то там еще происходит в мире или у него дома. Если бы началось гипотетическое наступление ВСУ на Донбассе, он, не моргнув и глазом, отдал бы приказ превратить Харьков, Полтаву или Киев в Алеппо. И это даже сидя рядом с Макроном или кем-то там еще на ВИП трибуне где-нибудь в Саранске или где-нибудь еще. Такой уж психотип этого президента нынешней России. Другого от него ожидать не стоит.

А во-вторых, Чемпионат — это как раз наихудшее событие для начала любой войны с Россией. Ведь, по прогнозам, туристов из-за рубежа ожидается свыше 1,5 млн. Одних болельщиков с билетами из США прибудет свыше 80 тыс., десятки тысяч из каждой европейской страны, в том числе Украины и со всего мира. Для того чтобы настолько рисковать собственными гражданами, нужно быть не просто сумасшедшим, а абсолютно безответственным человеком. Поэтому ни Трампу, ни Меркель с Макроном, ни тем более Порошенко во время Чемпионата никакие войнушки совершенно не нужны.

Так кто же тогда заказчик?

Как в любой мутной истории или в любом преступлении, чтобы найти ответ, нужно прежде всего определить, у кого есть мотив. В нашей ситуации, как бы цинично это ни звучало, ответ на поверхности. Мотив есть у коллективной российской стороны — у Кремля и у руководства самопровозглашенных народных республик. Кремлю нужно в очередной раз поднять ставки в большой геополитической игре на фоне уже упомянутых трех визитов Волкера, Меркель и Макрона.

Ситуация благоприятна как никогда. Ведь между американцами и европейцами, кто бы что ни говорил, пробежала черная кошка. Вся надежда европейцев в вопросе спасения ядерной сделки с Ираном исключительно на Путина. А тут еще и очередной кризис вокруг Северной Кореи кстати — роль России возрастает как никогда раньше.

Задача максимум Кремля — доказать, что без миротворцев на линии соприкосновения будет большая война, которая к тому же будет угрожать остальному миру и лишит европейцев такого желаемого для них союзника в ближневосточных и корейских делах. Ведь не зря на днях состоялись в том числе образцово-показательные запуски с подводной лодки «Юрий Долгорукий» в Белом море 4 ракет «Булава» с десятью ядерными боеголовками каждая.

Очередная демонстрация силы — это еще один намек, что они «могут повторить», если Запад и дальше будет давить санкциями и потребует слишком много по Донбассу.

Вместе с тем благоприятным моментом не могут не воспользоваться и руководители так называемых ДНР и ЛНР. Ведь, как известно, в последнее время финансовые реки из Москвы значительно обмелели. Поэтому для привлечения внимания кураторов к себе любимым захарченкам и остальным крайне необходимо вернуть свою значимость и доказать эффективность.

Трамп реанимирует Путина

И напоследок. Тревожное ощущение большой войны нарастает. Скорее всего, последние недели накануне Чемпионата мира по футболу будут очередь непростыми для Украины. Натиск с российской стороны будет усиливаться. При этом реальной помощи от Европы ожидать пока не приходится. И это в то время, когда администрация Трампа занята двумя другими горячими, более для нее сейчас приоритетными, надо признать, темами — Ираном и Северной Кореей, с которой начался, с отказом Трампа от саммита с Ким Чен Ыном, который планировался на 12 июня в Сингапуре, очередной кризис.

Поэтому остается надеяться только на себя и на своих единственных двух союзников, которыми, перефразируя лозунг, который стал уже крылатым в России, — для Украины являются армия и собственная нация. И дай Бог нам сил и удачи!

Вадим Трюхан, дипломат, председатель правления ОО «Европейское Движение Украины»