19 января страну облетела шокирующая новость: Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) начало расследование против главы Нацбанка. Руководство НБУ подозревают в злоупотреблении служебным положением, что «повлекло существенный вред охраняемым законом государственным и общественным интересам». Накануне полного краха «Дельта Банка» Гонтарева якобы предупредила членов своей семьи о тяжелом состоянии финучреждения, что позволило родственникам снять с депозита около 12,5 млн грн. Это случилось в феврале прошлого года, спустя месяц в банк ввели временную администрацию и признали его неплатежеспособным. Интересно, как тогда в марте (то есть после спасения денег) глава Нацбанка успокаивала взволнованных вкладчиков. Сообщила, что и ее семья пострадала от банкротства финучреждения. Мол, старший сын Антон хранил в «Дельта Банке» 800 тыс. грн, которые получил после продажи унаследованной квартиры. И потерял более полумиллиона. По словам Гонтаревой, она никоим образом не помогала сыну вытянуть деньги из проблемного банка, поэтому Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) заплатит ему лишь 200 тыс. грн. «За собственные финансовые решения нужно отвечать», — подчеркнула глава Нацбанка.
В октябре 2015 г. у «Дельта Банка» и вовсе отозвали лицензию. Тогда же президент Петр Порошенко наконец-то отреагировал на петицию вкладчиков банка, собравшую более 28,4 тыс. подписей. Граждане требовали от гаранта разобраться с «кражей денежных сбережений десятка тысяч украинских семей», фактами «вывода средств вкладчиков и сумм рефинансирования НБУ акционером и менеджментом банка на зарубежные счета под пристальным «присмотром» регулятора (то есть НБУ. – Л. К)». Кроме того, люди жаловались, что ФГВФЛ покрыл лишь около 50% всех вкладов физических лиц. Порошенко поручил генпрокурору Виктору Шокину разобраться с фактами мошенничества и попросил директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов физлиц Константина Ворушилина обеспечить выплаты. Тогда же, в октябре, всплыла новая информация о судьбе депозита семейства главы Нацбанка. Редактор программы «Гроші» Александр Дубинский обнародовал банковские выписки, из которых следует, что Антон Гонтарев снял практически все деньги со своего счета. Осталось около 2 тыс. грн. Пресс-служба НБУ опровергала эту информацию, показывала квитанцию с 200 тыс. грн из ФГВФЛ. Вместе с тем есть банковские выписки, согласно которым со счета сына главы Нацбанка на счет его жены и неизвестных лиц перебрасывались значительные суммы на протяжении всего февраля. Учитывая, что комиссия за снятие наличных средств в обнародованных бумагах составила в феврале 125 тыс. грн (а это 1% от суммы), Дубинский предположил, что невестка Гонтаревой вывела из «Дельта Банка» 12,5 млн грн.
Все эти сведения содержатся в Едином реестре досудебных расследований под №42015000000002776 от 16.12.2015 г. А 13 января 2016 г. Соломенский райсуд Киева частично удовлетворил ходатайство детективов НАБУ по допуску к банковским данным. Тем дали месяц на изучение банковских выписок, платежек и прочей документации, имеющей отношение к этому делу. Однако после того как поднялась шумиха, в Национальном антикоррупционном бюро взялись спасать репутацию главы Нацбанка. «НАБУ не расследует дело против персонально председателя Национального банка Украины Валерии Гонтаревой, как это сообщается в некоторых средствах массовой информации», — подчеркнули там. Детективы лишь проверяют информацию о злоупотреблении служебным положением должностными лицами Нацбанка. Сухим языком это звучит так: «По уголовному производству проводится комплекс следственных действий, направленных на установление признаков уголовного правонарушения и лиц, его совершивших». То есть устанавливают, а было ли само преступление.
Шансы того, что нынешняя ревизия НАБУ выльется во что-то серьезное, ничтожно малы. Ведь за отведенный месяц можно не управиться, а значит, не давать делу дальнейший ход, сославшись на нехватку доказательной базы. Понятно, не существует в природе документов, согласно которым Гонтарева прямо требует от «Дельта Банка» вернуть депозит сыну и его жене. Предположить, что глава НБУ шепнула на ухо своему ребенку полезную информацию, можно, но доказать, что так и было, нереально. В худшем случае для семейства Гонтаревых просто подтвердится информация о том, что те спешно поснимали деньги со счетов накануне краха «Дельта Банка». Это репутационные потери, не более. Никакого криминала, ни даже отставки.
Гонтареву, вообще, сложно уволить. Ее позиции не пошатнулись после ликвидации свыше 60 банков. Только за 2015 г. это привело к более 43 млрд грн выплат из Фонда гарантирования вкладов. Сохранила глава НБУ свое кресло и после безумных американских горок с курсом. Кто не помнит: в момент ее назначения (19 июня 2014 г.), доллар стоил 11,85 грн. В феврале прошлого года подскочил до рекордных 32 грн. Ситуацию удалось более-менее стабилизировать, но доллар вновь дорожает. В наличной продаже он уже почти по 27 грн. Виноваты, конечно, во всем средства массовой информации, которые сеют панику среди населения. «Проблема нашей страны, наверное, больше в том, что очень много средств массовой информации находятся в руках олигархического клана. Я называю это свободная продажная пресса», — заявила 18 января Гонтарева. Виновен кто угодно (даже США с их выходными 16 и 18 января), но не регулятор, который попросту не справляется со своими обязанностями. Например, вовремя не выбросил на межбанк валюту, не может приструнить валютных спекулянтов и т. п.
Как уволить Гонтареву или отправить под суд? Ведь сам президент за нее вписался. «Я доволен деятельностью председателя НБУ», — заявил Порошенко 14 января. Под аккомпанемент падающей гривны глава государства вспомнил, что Гонтареву едва не выдвинули на звание лучшего главы центробанка в мире. Это успех, однозначно. По мнению Порошенко, Гонтарева смогла защитить банковскую систему от «инфицированности предыдущих лет». Имеется в виду, наверное, массовая ликвидация финучреждений-пустышек. Правда, спустя неделю после президентских комплиментов международные эксперты поставили банки Украины на последнее место в мире по надежности. 140-я позиция среди 140 стран. Такие результаты содержатся в отчете конкурентоспособности стран мира Global Competitiveness Report, который был представлен на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Ну это, очевидно, тоже вина представителей СМИ, которые плохо писали об украинских банках и критиковали работу НБУ. Словом, верить в то, что история с депозитом сына главы Нацбанка повлечет за собой какие-либо результаты, не приходится. Крайним всегда окажется кто-то другой, но не Гонтарева.