О том, что, несмотря на оптимизм, излучаемый президентом и его ближайшим окружением (и синхронно поддерживаемый легковерными СМИ) в операции по отставке Яценюка, все снова пошло не так, как планировалось, стало ясно еще до публикации в социальной сети заявления Яресько.
Например, информированный депутат фракции БПП Ирина Фриз, которая 17 марта одной из первых сообщила о планах проведения съезда партии и называла дату – 23 марта, в понедельник, 21 марта, заявила, что «на этой неделе внеочередного заседания Верховной Рады, скорее всего, не будет».
Слова Фриз вступали в некоторое противоречие со словами Луценко, который утверждал 21 марта в своем Facebook, что 24 марта должно состояться внеочередное заседание Верховной Рады, на котором будет рассмотрена отставка премьер-министра Арсения Яценюка.
За несколько часов до появления в аккаунте Яресько в социальной сети Facebook заявления о готовности возглавить Кабинет министров депутат фракции БПП Алексей Гончаренко сообщил, что съезд президентской партии состоится в конце текущей недели. При этом его коллеги по фракции, пожелавшие остаться неизвестными, говорили, что съезд переносится на неопределенное время.
Молчание Юрия Луценко как нельзя более точно характеризует состояние шока, в которое ввергло президентское окружение заявление Яресько – иногда лучше молчать, чем говорить.
Почему такой вывод напрашивается – одна из причин лежит на поверхности: многие наблюдатели справедливо отмечали, что кандидатуры Андрея Садового и Натальи Яресько, которые с подачи АП стали предметом обсуждения их шансов возглавить правительство, появились для того, чтобы отвлечь внимание от плохо скрываемого желания Порошенко сделать премьер-министром председателя Верховной Рады Владимира Гройсмана.
Ни Садовый, ни Яресько не способны собрать вокруг себя коалицию в составе 226 депутатов. Теоретически мог (если бы БПП пошел на все условия «Народного фронта», без которого невозможно вообще сформировать большинство) справиться с этой задачей Гройсман.
Но зачем в таком случае Яресько выходить с инициативой возглавить правительство и почему БПП, по квоте которого она вошла в кабинет Яценюка, не выражает радости (и вообще ничего не выражает) после ее слов о готовности стать премьер-министром – об этом ниже.
15 марта Государственный департамент США в очередной раз напомнил Порошенко о том, что стратегический партнер Украины выступает против концентрации всей власти в руках одного человека и одной партии.
«Президент Порошенко, премьер-министр Яценюк и Верховная Рада должны объединиться ради правительственной программы реформ, которая воплощает требования Майдана: прозрачная политика, правосудие, прекращение политики «все или ничего» и подковерных договоренностей, и государственные институты, которые служат украинским гражданам, а не используют и эксплуатируют их», — заявила помощник государственного секретаря по делам Европы Виктория Нуланд во время своего выступления перед комитетом Сената США по иностранным делам.
Ключевое слово здесь «Яценюк». Все остальное можно читать по диагонали.
Как Яценюк переиграл Порошенко на его полеЗдесь следует напомнить, как в начале февраля четыре министра из кабинета Яценюка, в разное время попросившие об отставке, взяли свои слова обратно и выразили желание продолжить работу в правительстве. Это заседание Кабинета министров транслировалось в прямом эфире – тогда же премьер назвал принципы, при соблюдении которых правительственная команда намерена работать и дальше. Все основные тезисы Яресько повторяют эти требования.
Эти же принципы называл и Луценко, когда говорил, что фракция БПП поддерживает «формат технократического правительства во главе с Натальей Яресько, которая может сформировать беспартийное правительство и сделать быстрый рывок в реформах, в первую очередь в устранении олигархов и партийных бизнесменов от государственных монополий».
С чем в таком случае связан перенос съезда партии «Блок Петра Порошенко «Солидарность», если Яресько именно тот кандидат, который устраивает президента и его парламентскую фракцию – очевидно, с тем, что заявление министра финансов поломало всю игру Порошенко, в которой ей отводилась второстепенная роль – для отвлечения внимания.
Обращает на себя внимание, что первый раз, когда Яценюк публично продемонстрировал консолидацию министров, подавляющее большинство которых представляет БПП, вокруг своей фигуры, он не обнаружил признаков внешнего влияния. На этот раз поддержка США хоть и не носит характера прямого вмешательства во внутренние дела украинского государства, она, тем не менее, оказалась эффективной. И в то же время эффектной, хотя Госдеп и не ставил перед собой такой задачи.
Поэтому, вероятнее всего, Петр Порошенко должен будет доказать верность слов своего пресс-секретаря, который заявил 14 марта, когда глава государства вел переговоры с лидером партии «Самопомич» Андреем Садовым, что «президент готов работать с любым кандидатом, которого предложит коалиция».
Как Порошенко себя переигралА в настоящем контексте это означает, скорее всего, переформатирование коалиции с участием Радикальной партии, которая де-юре остается членом правящего большинства. И Яценюк во главе правительства – как минимум до сентября.
Что касается плохих новостей для Юрия Луценко и других агитаторов за смещение действующего премьер-министра – кроме заявления Яресько, взявшей сторону Яценюка, во вторник, 22 марта, в его пользу сыграли сухие цифры статистики.
«В феврале 2016 года впервые за последние три года был зафиксирован рост промышленного производства по сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года», — говорится в отчете Госстата.
Этот рост нельзя объяснить лишь тем фактом, что текущий год – високосный. Показатель промышленности, скорректированный на эффект календарных дней, показал прирост 4,9%.