Говорит Украина

Кто-кто в Сирии террорист

Сначала слово берет глава СБУ Грицак: «Вы, наверное, уже знаете, что сегодня в Брюсселе было два взрыва. Не удивлюсь, если это элемент гибридной войны России». Сказал, и ладно. Если бы не одно «но»: Грицак – глава спецслужбы, его слова должны опираться на факты. Да, спецслужбы других стран влезают в дела, которые их не касаются и когда их не просят. Рухнул российский самолет над Синаем – британцы первыми закричали о бомбе. Русские с египтянами протестуют «нет, что за ерунда», а британцы свое – бомба. Но британцы провели следствие и тем, что первыми нашли правду, доказали свой профессионализм. А Грицак говорит по наитию, мол, не удивлюсь. Такой подход к делу не красит спецслужбы, возникает вопрос: как вы другие дела раскрываете? В России, к примеру, не удивились бы, корректируй Савченко огонь по журналистам, не удивились и осудили. У спецслужб нет права на гипотезы по принципу «удивлюсь – не удивлюсь», база их гипотез – факты. Этим разведчики отличаются от политиков.

Чуть позже Грицака поддерживает глава СНБО Турчинов: «У кровавого террора, развязанного на востоке нашей страны, и терактов в Турции, Париже и Бюсселе одни и те же режиссеры. Сознательно уничтожая гражданскую инфраструктуру в сирийских городах, РФ стимулировала мощные миграционные потоки, в пределах которых легко маскировать фундаменталистов и террористов». Что именно делает Россия – организует или создает условия? Это разные вещи. Организатор – тот, кто собирает группу, ставит задачу. А условия… Поиск условий по цепочке может завести так далеко, что снимет вину с данного террориста. В том, что братья эль-Бакрауи – кстати, жители Брюсселя, а не беженцы – стали террористами, «виноваты» разные факторы: колониальное прошлое арабского мира, среда бедных кварталов, злая математичка в школе. Но эти факторы предмет социальных, политических исследований. А что касается России, это дело трибунала по геноциду сирийцев. Все эти условия не отменяют простого факта: братья эль-Бакрауи сами сделали выбор, а дело спецслужб – найти тех, кто им в этом помог, не вообще, а тут и сейчас.

Дело не в том, что Россия не виновата, а в том, что силовые ведомства Украины выставляют напоказ непрофессионализм, создают себе репутацию тех, у кого на все вопросы один ответ «Россия виновата». Когда Россия на самом деле что-то сделает, Украине просто не поверят, как в басне про мальчика-пастушка и волков.

Россия отвечает

Россия за словом в карман не полезет. Грицак узнал о себе кое-что новое. Премьер РФ Медведев вспомнил слово «придурок», глава администрации президента РФ Иванов – «дегенерат», официальный представитель МИД РФ Захарова – «нелюдь». Что интересно – должности комментаторов, весь цвет российского истеблишмента спешит обозвать Грицака. Похоже, что-то скрывают. Думаю, скрывают разрыв между сочувствием по долгу и злорадством по чувству. Нет, Россия смертников не посылала, но первая реакция на теракт: так вам, сволочам, и надо. Смертник словно мстит за Россию этим проклятым европейцам.

Приведу два комментария. Первый дипломатов. Пресс-секретарь МИД РФ Захарова сообщает: «Невозможно не отметить, что, к сожалению, сегодня, в 2016-м году, терроризм охватывает мир все больше и мы приходим к очень печальным итогам политики двойных стандартов». Как юлит, сколько лишних слов, пока не доберется до заветного: политика двойных стандартов. Не хотите сесть с нами за стол, как в Ялте 1945-го, – вот вам, получайте. Комментарий другого политика проще, грубее. «Россия – не Европа, – говорит Жириновский. – Пусть они подыхают и погибают». Это кричит еще одна русская травма. Россия всегда хотела быть Европой, в какой-то мере даже тяга к империи подчинена мечте о Европе: будет у нас империя, тогда примут, признают. Россия мечтает о Европе, как мещанин о дворянстве. А раз не берут, то вот вам.

Тенденции

В украинско-российской сваре сходятся две беды. Украина никак не может отделаться от России, а потому с упорством каждый день повторяет: я не с Россией. А Россия никак не может примириться, что живет вне Европы, а еще больше – с тем, что Украину в Европу, чего доброго, возьмут, а Россия так и останется «азиатчиной».

Пока у Украины надежда на членство в Европе есть, поэтому Украина сочувствует, а не злорадствует. Но как у нас гордятся тем, что сочувствуют, и с каким удовольствием показывают пальцем на Россию, которая злорадствует. Посмотрите, мы не русские. Между тем сочувствие – естественное проявление цивилизованного человека, тут гордиться особо нечем. Культурный человек, придя в гости, не будет хвастать перед хозяином, что он не вытирает руки о скатерть и не сморкается в шторы. А если будет – значит, правила хорошего тона для него пока в новинку.