Суть противостояния
Вопреки надеждам певцов БРИКС из России, буквы «И» и «К» дружить не хотят, для чего у них есть весьма веская причина – соседство. Это общий закон, о котором очень удачно еще в начале XX века писал злой на язык французский ум Анатоль Франс: «Вы не любите дельфинов?» (герои сатирического романа «Остров пингвинов») — «Ненавидим!» — «Почему?» — «Что за вопрос? Разве дельфины не соседи пингвинам?».
Сосед – значит враг. Франс наблюдал тогдашнюю Европу, готовящуюся к Первой мировой. А сейчас место европейских забияк занимают азиатские. Индия с Китаем давно не в ладах, в 1960-е с оружием в руках две страны пытались (не очень успешно) прочертить границу в районе Тибета. Те пограничные конфликты – детские забавы тогда еще бедных стран. Теперь с гораздо большими ресурсами соседи соперничают в море. Что, кстати, гораздо интереснее. В отличие от захолустного Тибета Индийский и Тихий океан – арена мировой торговли, через Малаккский пролив, соединяющий два океана, идет две трети мировых поставок нефти из портов Ближнего Востока в порты Азии и Америки.
Пролив – хороший куш, и вот уже не Англия и Германия, как сто лет назад, а Китай и Индия меряются силами ВМФ.
Неазиатские державы стараются извлечь из этой борьбы два выигрыша – геополитический и экономический. Хотя иногда из-за игры на два поля возникают проблемы. США давно зовут Индию в военно-морской союз, дескать, давайте дружить против Китая. Но американский авиационный, а также военный гигант Boeing норовит снабдить истребителями, кроме Индии, также и Пакистан – то есть еще одного соседа и заклятого врага Нью-Дели. Безобразие, говорят индусы и грозят уйти с заказами к французам. Уже пару лет переговоры об американо-индийском военно-морском и военно-техническом союзе идут ни шатко ни валко. И все же союзу быть, ведь он на руку обеим сторонам.
Для Индии традиционный со времени движения неприсоединения союз с Россией все менее актуален по причине не только переориентации Москвы на Пекин (СССР со времен Хрущева вел «героическую» борьбу с маоистами), но также из-за снижения конкурентных характеристик российского вооружения. Индусы хотят все самое лучшее. «Нам нужен авианосец, — говорит вице-адмирал индийских ВМС Арун Кумар Сингх, — с которого можно запускать тяжелые самолеты, а единственный способ сделать это – плоские палубы, как у американцев. Русский «трамплин» нам не подходит». Штатовские военные эксперты добавляют: аппетит Индии подогревает также то, что Китаю об авианосцах американского образца остается только мечтать. Работа над авианосцем потянет за собой другие военные покупки, в том числе самолеты. Это один аспект.
Другой – объединение индийской и американской логистических систем в Индийском океане. У США есть базы в Японии и Бахрейне, а Индия с ее базами как раз располагается посередине пути с одной базы на другую. Договор о доступе к военным базам (чтобы заправиться, встать на внеплановый ремонт) придаст американцам уверенности в центре, а индусам по краям условного театра военных действий. Эти переговоры в последние месяцы активизировались, хотя Нью-Дели все еще с восточной уклончивостью заявляет: мы в принципе согласны. Что несколько не согласуется с напористостью американцев. «Индии суждено стать стратегическим партнером США», – верит глава Пентагона Картер.
Украинские перспективы
Индия принимает амбициозную программу военно-морского строительства и поворачивается не без восточной хитринки к Штатам. А как это влияет на перспективы украинской «оборонки»? Украина в прошлые годы уже извлекла выгоды из нарастающей борьбы в регионе. В 1990-х продала (хотя по заниженной цене, но это вопрос коррупции) недостроенный авианосец Китаю, а также оснастила три десятка индийских кораблей двигателями. Сейчас николаевский «Зоря»-«Машпроект» заключил договор о поставках в Индию новой партии двигателей, что, безусловно, здорово. Хотя есть одно «но»: Индия закупает двигатели в рамках программы ремонта своих старых судов. А потому возникает вопрос, как долго продлится наше сотрудничество? Ведь через энное число лет старые суда спишут.
По мнению руководителя проекта «ФЛОТ 2017», депутата Дмитрия Тымчука, возможности украинского ВПК довольно ограничены.
«Втюхать европейской стране украинскую военную технику невозможно. Это вопрос политики. Конечно, у Индии нет политических предпочтений, но мы и не готовы выпускать широкий спектр вооружений дешево и качественно: дешево – да, качественно – нет. В течение 20 лет у нас не было вложений в НИОКР (Научно-исследовательские, опытно-конструкторские разработки), оборудование наших заводов устарело – нам не произвести электронную «начинку». Наконец, нет квалифицированных кадров, простых рабочих, не говоря уже о конструкторах. Поэтому модернизация – единственное, что мы можем».
В то же время в этом сегменте у Украины позиции довольно прочные.
«Здесь Украина не вступает в прямую конкуренцию с Западом, – говорит Тымчук, – Индия закупает у Запада только новое вооружение».
По мнению Тымчука, дальше все зависит от Украины, ведь вырученные средства могут (если не будет коррупции) пойти на развитие ВПК.
Выводы
В Тихом и Индийском океане идет конкуренция: Индия и Китай сражаются за первенство. Конечно, прибыльнее всего снабжать оружием всех. Но это не очень этично, к тому же есть шанс остаться у разбитого корыта: покупатели люди ревнивые. При этом Индия для нас имеет неоспоримые преимущества: во-первых, индусы в отличие от китайцев порядочные партнеры и не воруют технологии, во-вторых, у индусов нет политических предпочтений, они готовы купить у любого, кто предложит качественный товар, в-третьих, мы уже сотрудничали с ними в этой сфере. Это – еще один шанс для возрождения или хотя бы стабилизации состояния ВПК. Воспользуемся ли мы им – покажет время.