Когда деньги начнут разбрасывать с вертолетов, или Грозит ли миру новый экономический кризис

Из-за решения британцев покинуть ЕС европейские банки проходят стресс-тест в режиме реального времени. Стоимость их акций рухнула на 20% с начала этого года, а после объявления результатов референдума в Британии падение удвоилось. Если заразу не остановить, Европа может столкнуться с проблемой падения крупнейших банков и крупным кризисом. Об этом пишет колумнист Bloomberg Марк Гилберт.

Крах одного из крупных банков может стать финансовым потрясением, соизмеримым с банкротством американского финансового гиганта Lehman Brothers, которое привело к возникновению кризиса 2008-2009 гг.

Обвал стоимости европейских банков можно назвать очень тревожный звонком. К примеру, Deutsche Bank, который когда-то претендовал на роль ключевого игрока на мировой банковской арене, сейчас стоит всего 18 млрд. долларов. Это очень мало, с учетом, что он является крупнейшим банком в самой большой европейской экономике – немецкой, а его ежегодный доход составляет 37 млрд. евро. Для сравнения: приложение для обмена сообщениями Snapchat стоит 37 млрд. евро при ежегодном доходе всего в 59 млн.

Падение капитализации некоторых крупнейших банков ЕС:

-1x-1

Несмотря на масштабную рекапитализацию греческих банков, которая проходила уже три раза, банк Piraeus сейчас стоит менее 1,5 млрд евро – еще в начале года он оценивался в 4 млрд.

Крупнейший итальянский банк UniCredit имеет стоимость всего в 12 млрд. евро. Положения банка усугублено тем, что его проблемные кредиты составляют 51 млрд. евро. Всего в итальянской финансовой системе сформировалась «дыра» из таких кредитов в 198 млрд. евро. Италия ухватилась за Brexit как повод рекапитализировать банки на 40 млрд. евро. Однако против таких планов выступает Германия, которая указывает на ограничения по вмешательству правительств в поддержку крупных банков.

Гилберт отмечает, что ЕС необходимо принимать срочные меры для стабилизации банковской системы. В противном случае все усилия Европейского центрального банка по стимулированию роста экономики с помощью денежно-кредитной политики обречены на провал. Brexit может быть классифицирован как форс-мажор для снятия различных ограничений на спасение банков по усмотрению отдельных государств.

Автор в качестве примера приводит США, где после кредитного кризиса 2008 года балансы были рекапитализированы государством, введена новая нормативно-правовая. Европа не сделала то же самое. Теперь она должна ухватиться за второй шанс, в противном случае после Brexit может произойти настоящая финансовая катастрофа.

Напомним, что украинские банки тем временем выходят из масштабного кризиса. Впервые более чем за год они продемонстрировали прибыльность.

В то же время глава МВФ нашла в Brexit свои плюсы. Brexit предоставит лидерам европейских стран больше свободы в процессе реформ и продвижения проектов, противниками которых ранее выступала британская сторона как участник политико-экономического союза.

Перевод: Андрей Мастыкин