Само понятие «красный спорт» в СССР несло в себе идеологический и политический заряд. «Спортивный марш» из кинофильма «Вратарь» часто звучал на московским радио. Хотя речь вроде бы шла о спорте, но он фактически приравнивался к войне.

Эй, вратарь, готовься к бою:
Часовым ты поставлен у ворот.
Ты представь, что за тобою
Полоса пограничная идет!

Будь готов,
Когда настанет час бить врагов,
От всех границ ты их отбивай!

Это уже не спорт, не футбол, а скорее — идеологическая установка для занятий физическими упражнениями. Не для здоровья, а для войны. И ворота в футболе или в хоккее приравнивались к контрольно-следовой полосе. Не хватало на стадионе только известного пограничника Никиты Карацупы и его верного друга пса Индуса (Ингуса).

В 1936 году Олимпиада проводилась в Берлине. Немецкая по количеству медалей заняла первое место — и этот факт был в полной мере использован пропагандистами Третьего рейха. Характерно, что в противовес Олимпиаде в Германии в Москве приняли решение провести альтернативные игры в Испании, где в феврале 1936 года победил блок левых партий Frente popular — Народный фронт, в котором  активно участвовали коммунисты.

Cпорт1

В Барселону съехались спортсмены левых убеждений, но начался мятеж националистов — и на волне поражений республиканцев всех иностранцев на играх милиционеры из левацких организаций стали считать шпионами. Некоторых посадили, некоторых в горячке расстреляли, большинство в ужасе бежало во Францию. Многие после этого стали убежденными антикоммунистами.

Спортивно-политический разворот на фоне потерь состава

О том, что в СССР и так называемых странах социализма спортсменов накачивают допингом, было известно давно. Об этом много и подробно рассказывали те, кому удалось бежать из ГДР на Запад. Однако, долго на это закрывали глаза, так как и на Западе время от времени вспыхивали допинговые скандалы.

Победы на олимпиадах в Москве рассматривали как важнейшую политическую и пропагандистскую составляющую экспансии. Своего рода мягкой силы, призванной подкрепить декларируемые преимущества  режима Путина. Именно этой цели должны были служить зимние игры в Сочи.

Ситуация изменилась зимой-весной 2014 года после аннексии Крыма и развертывания российской агрессии на Донбассе. Отношения с Западом были испорчены основательно. Обе стороны конфликта стали готовиться к взаимным ударам, пока не в военной плоскости.

»Черные лебеди» на границах России: наступает время радикалов

После введения экономических и частичных финансовых санкций против России Запад некоторое время выжидал дальнейшего развития событий.  Москва же воспринимала это как слабость и нерешительность. На санкции как своего рода булавочные уколы демонстративно не обращали внимания. Ожидали, когда Европе и Америке все это надоест.

Медленно, но верно демократические страны начали осознавать, с кем они фактически имеют дело и что пришло время всерьез подумать об обороне. В том числе и в имиджевом смысле. Чувствительность Путина в этом смысле широко известна. Вот здесь и был нанесен удар.

Уже известно, что из 320 заявленных предварительно российских спортсменов в Рио не поедет 105. И это еще не конец. Международная федерация тяжелой атлетики (IWF) может отстранить штангистов в полном составе. Потери будут на уровне 35-38%.

Простой арифметикой дело не обойдется. О первом месте в командном зачете говорить вообще не приходится. Сильнейшая олимпийская держава, как представляли Россию ее спортивные чиновники и пропагандисты, уже таковой не является. И будет ли в будущем — очень большой вопрос.

Несмотря на существенную государственную поддержку, Россия становится бесперспективной для спортсменов высшего уровня. Как считает заместитель проректора высшей школы экономики РФ Дмитрий Дагаев, «допинговый скандал создает дополнительные стимулы для «чистых» российских спортсменов, никогда не употреблявших допинг, представлять другие страны». А российский спортивный врач Андрей Звонков просто полагает — что часть спортсменов может сменить гражданство. Их решение будет зависеть  от развития нынешнего допингового скандала и степени изоляции российского спорта.

Есть еще одно обстоятельство. Проблемы с Олимпиадой могут вызвать цепную реакцию отстранения России от не только от чемпионата мира по футболу, но и других мировых соревнований в последующие годы.

Вообще, весь допинговый скандал напоминает тщательно продуманную и хорошо проведенную пропагандистскую операцию. С весьма сильным синергетическим эффектом во многих областях, на первый взгляд, не связанных друг с другом. На этот раз спорта был использован для серьезного политического разворота. Обе стороны стали более твердыми в своих позициях, и достижение компромисса теперь гораздо усложнено.

 

допинг РоссияRUS (2)

Симметричный ответ Москвы в Сирии и на Донбассе

В последние месяцы Запад принял тактику постепенного усиления давления. В Варшаве на саммите НАТО были определены первоочередные меры по усилению безопасности. Не в последнюю очередь по увеличению оборонных бюджетов. Тем самым Россию втягивают в гонку вооружений, которую она не только не имеет никаких перспектив выиграть, но даже в ней участвовать.

Воинственная риторика — это одно, а реальность — совсем другое. Что-то можно сделать, но точечно. Развертывание даже трех дивизий в Западном округе связано с весьма большими затратами. Пока экономят на проектах ближайших лет, но так долго не протянешь. Оборонный комплекс либо получает финансирование, либо нет. Проекты закрываются или откладываются, коллективы распадаются, предприятия теряют потенциал, который нарабатывался годами.

Прямо это не имеет отношения к проблемам российской команды на играх в Рио, но фактически мы имеем звенья одной цепи.

В январе разразился скандал с использованием мельдония в качестве допинга. Потом вроде бы как допинг его уже не рассматривали — но спортсмены, использующие препарат, стали фигурантами особого списка контролирующих организаций и федераций. С политической точки зрения это было своеобразное предупреждение России — что игра переносится в другую, уже неполитическую плоскость.

Затихание скандала с мельдонием усыпило бдительность российских спортивных чиновников. Казалось, что гроза миновала и участию команды в играх в Рио ничего не грозит. Но это было успокоение перед бурей. Она разыгралась поздней весной, когда время начинало поджимать. Причем с каждым днем угроза отстранения российской команды от Олимпиады становилась все зримей.

Примерно в конце мая в Москве в полной мере оценили грозящую опасность. И начали действовать.

Украинский криминалитет или Россия: кто убил журналиста Павла Шеремета

Телевизионные заклинания, что допинговый скандал есть проявление всемирного заговора против России, могли иметь какое-то значение для подведомственного Путину народа — но не влияли на общее положение. Прямо противодействовать обвинениям в неспортивном поведении чиновников при поддержке спецслужб не представлялось возможным. Это стало ясно после отклонения иска РФ Спортивным арбитражным судом (CAS). Мировая пресса писала, что решается вопрос о полной дисквалификации команды.

Москва решила ответить асимметрично. В основе лежало представление, что все затеял Вашингтон, — и он же должен дать возможность России принять участие в Олимпиаде. Конечно, такая версия не лишена оснований. В основе решения допустить российскую команду к играм лежало нежелание международных спортивных чиновников отвечать за непредсказуемые последствия для всего олимпийского движения и спорта.

С другой стороны, в Кремле посчитали целесообразным предупредить западных партнеров о своих вариантах ответа на такое унижение в первую очередь Путина. Для ответа были выбраны две цели: Сирия и Донбасс как наиболее важные для западного мира.

Несложно заметить синхронизацию нарастания проблем российской команды в связи допинговым скандалом — с обострением военных действий в Сирии и на Донбассе. Апофеозом первых стал налет российского бомбардировщика  на повстанческую базу Ат-Танф в 16 километрах от сирийско-иорданской границы. Подразделения спецназа США и Великобритании, базирующиеся на иорданской территории, переходят сирийскую границу для выполнения миссий по защите Иордании от боевиков Исламского государства.

По словам сирийских повстанцев, российский самолет осуществил бомбардировку кассетными боеприпасами. Налет носил показательный характер и то, что потери от него были относительно невелики, фактор случайный. Отговорки российских военных о невнесении базы в список согласованных объектов не следует рассматривать всерьез. Действовали сознательно для повышения ставок в сирийской игре.

Донбасское обострение — из этого же ряда. В военном и дипломатическом отношении ближайшая тактическая задача Москвы нанести украинской армии максимальные потери и дискредитировать киевскую власть. Вторая составляющая этого процесса — укрепление мысли в украинском обществе, что добиться победы на Донбассе невозможно и следует принимать российские условия мира.

Кроме того, Москва преследовала цель заставить западные страны не доводить допинговый скандал до дисквалификации всей российской команды. В противном случае налицо угроза возобновления полномасштабных военных действий на востоке Украины. И «виноваты» в этом будут те, кто затеял весь этот сыр-бор с допингом и отстранением.

Война в Сирии: потери и маневры

Вряд ли в западных столицах все настолько слабонервные, что поддались столь примитивному шантажу. МОК действовал по своим представлениям. Скорее всего, никто и не собирался дисквалифицировать российскую команду. Тем не менее, условия ее участия в играх выглядят весьма унизительными и будут иметь далеко идущие последствия. Внутри страны усилится антизападная риторика и наступление на остатки оппозиции. Общество готовят к пролонгации президентства Владимира Путина. И для этого делается все.

Имиджевый удар будет парирован обвинениями Запада в неприятии России. Усилится изоляционизм и авторитарные тенденции. Противостояние будет возрастать обратно пропорционально экономическим успехам. Понижение жизненного уровня легко объяснить тем, что хотели на Олимпиаду не пустить. Каждая медаль российских спортсменов будет доказательством, что «выстоим и победим».

В международном плане Москва перейдет к созданию, пусть юридически неоформленных и временных, союзов с любыми антизападными странами. Сейчас попытаются, правда без особого успеха, сформировать ось Тегеран — Москва — Анкара.

По периферии своих границ Москва усилит нажим на соседей с целью размещения на их территории своих военных контингентов. Иначе, события в Армении тому подтверждение, их в зоне своего влияния уже не удержать.

Ну, и олимпийский удар, судя по всему, не будет последним. Ближе к чемпионату мира по футболу в 2018 году следует ожидать продолжения.

Юрий Райхель