Разговоры о развертывании миротворческой миссии ООН в Украине ведутся уже второй год. 17 марта 2015 года Верховная Рада утвердила обращение президента Петра Порошенко к Совету Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН с запросом о развертывании миротворческой миссии на оккупированном востоке страны.
До сих пор ситуация остается патовой. Заместитель министра иностранных дел Украины Сергей Кислица обвиняет Совбез в бездействии. Президент успокаивает: будто Европарламент поддерживает развертывание миротворческой миссии ЕС в Украине, очередь — за ООН. Но ООН не спешит выносить вопрос на повестку дня.
Россиянам надо запретить въезд в Украину — Яременко«Для того, чтобы ООН развернула миротворческую миссию в Украине, требуется единогласное решение Совбеза. Поскольку Россия как баба яга — всегда против, такого решения никогда не будет принято», — говорит Politeka Владимир Огрызко.
Механизма исключения России из Совета Безопасности ООН также не существует.
«Как бы мы не прыгали через голову, но выгнать Россию из Совета Безопасности ООН невозможно. В ПАСЕ можно проголосовать и лишить РФ голоса, в Совбезе — нет», — отмечает Огрызко.
На что же надеется власть, осуществляя долговременную и изнурительную процедуру сбора информации о преступлениях террористов на востоке и передавая эти данные в ООН? Эксперты убеждены, что Россия никогда не даст согласия на развертывание миротворческой миссии на Донбассе. Действия Украины имеют смысл только в том, чтобы очередной раз показать — Россия не хочет мирного урегулирования конфликта.
Похоже, украинская власть надеется использовать заседание Совета Безопасности ООН в качестве плацдарма для дальнейшего вынесения вопроса на Генеральной ассамблее ООН.
Все теракты «Исламского государства» в Европе – работа Кремля«Единственная возможность для Украины — воспользоваться механизмом Генеральной ассамблеи ООН. Там Россия не имеет права вето. Наши западные партнеры могут принять резолюции, направленные на применение санкций против РФ», — рассказывает Владимир Василенко.
Резолюции Генассамблеи носят лишь рекомендательный характер. Однако они могут стать инструментом давления на государство-агрессора. «Руководствуясь резолюцией, страны-члены ООН могут в индивидуальном порядке вводить санкции против России», — подчеркивает Василенко.
«Эффективность принятия подобных резолюций была подтверждена во время апартеида, который осуществляла Южная Африка. Санкции против ЮАР сработали. Режим апартеида пал именно благодаря действиям международного сообщества, которое реагировало на резолюции Генеральной ассамблеи», — добавляет он.
Таким образом, надеяться увидеть «голубые каски» в Украине не стоит. Руководство государства всерьез на это не рассчитывает. Ведь миротворческая миссия имеет смысл только после того, как все войска РФ будут выведены из Донбасса.
Однако напоминание об этой проблеме перед Советом Безопасности ООН является важным инструментом давления на мировое сообщество — чтобы продлить действие санкций против России.
Дмитрий Костюк