Куда уводят мечты

На минувших парламентских выборах, которые прошли в стране осенью 2012 года, убедительную победу одержала созданная и возглавленная сделавшим состояние в России олигархом Бидзиной Иванишвили коалиция «Грузинская мечта». Эта партия изначально создавалась как проект против тогдашнего президента-реформатора Михеила Саакашвили.

В коалицию вошла откровенно разношерстая публика: многочисленные представители «старой», дореформенной Грузии, традиционалисты-консерваторы, недовольные чрезмерной, по их мнению, вестернизацией страны, а также те экс-попутчики Саакашвили, с которыми темпераментный президент успел испортить отношения.

Электоратом «Мечты» стали все те, кто не смог найти себя в реформированной стране: многочисленная армия уволенных госслужащих и милиционеров, те, кто привык «решать вопросы» через взятку да и просто люди, недовольные тем, что деньги из казны идут на инфраструктурные проекты, а не на социалку. По итогам волеизъявления, «Грузинская мечта» набрала почти 55% голосов, получив 85 депутатских мандатов из 150.

Сформировав правительство, победители начали преследования команды Саакашвили. Ряд соратников экс-президента попали за решетку. В частности, к 5  годам лишения свободы был приговорен автор знаменитой реформы полиции, экс-министр внутренних дел Вано Мерабишвили, к 4,5 годам – бывший мер Тбилиси Гиги Угулава. Возбудили уголовные дела и против самого Михеила Саакашвили, а также – против нынешнего руководителя Нацполиции Одесской области Георги Лорткипанидзе.

Что характерно, признаков коррупции Саакашвили и Ко новые грузинские власти так и не нашли. Основное обвинение – превышение власти. Возможно, в этом они и правы: реформы редко делаются в белых перчатках.

В результате, грузинские реформы были заморожены, грандиозные стройки в Батуми и по всей стране – остановлены. При этом, однако, уровень социального обеспечения существенно не повысился. Вопросом, куда делись сэкономленные деньги, никто всерьез не задавался.

Черновецкий не купит грузинский парламент за гречку

Существенно замедлился рост ВВП – если в годы правления «Единого национального движения» экономика росла от 6 до 12% в год, то сейчас средний показатель прироста составляет 2-3 процента. По сути, развитие страны было поставлено на паузу.

Уровень преступности в стране резко вырос: в Грузии была проведена масштабная амнистия заключенных. По словам представителей «Мечты», недопустимо было бросать людей за решетку за малейшую кражу. В итоге — тысячи уголовников оказались на свободе и вернулись к прежнему ремеслу. За толерантность властей по отношению к преступникам заплатило все общество.

Эти и другие факторы привели к тому, что электоральные настроения в Грузии за 4 года претерпели существенные изменения.

Фрагментация «мечтателей»

Если на минувших выборах «Грузинская мечта» выступала единым фронтом, то сейчас коалиция распалась на несколько колонн.

Во-первых, еще в 2014 году с политической силой Иванишвили порвал популярный среди грузинских интеллектуалов и представителей среднего класса лидер наиболее прозападной силы коалиции — партии «Свободные демократы» Ираклий Аласания. Сейчас его политическая сила идет на выборы самостоятельно.

Отдельно попытают счастья также Республиканская партия Давида Усупашвили и партия «Национальный форум». Кроме того, «Грузинская мечта» сама избавилась от откровенно пророссийских политиков, таких, как Тамаз Мечиаури и Гоги Топадзе.

Отсутствие ощутимых результатов работы подшефного Иванишвили правительства и, как следствие, — невысокие рейтинги правящей партии привели к тому, что сам миллиардер вынужден включиться в кампанию. Сейчас Бидзина Иванишвили – постоянный гость телевизионных эфиров, на которых он пытается убедить народ в позитивных итогах правления «мечтателей».

800georgiaVnutr

Партия Саакашвили без Саакашвили

Политика репрессий по отношению к партии «Единое национальное движение» привела к тому, что наиболее популярные лидеры политсилы оказались за решеткой либо в эмиграции. В итоге избирательный список ЕНД возглавил экс-спикер парламента Давид Бакрадзе.

А главной сенсацией политического сезона стало участие в кампании супруги Михеила Саакашвили Сандры Рулофс. Бывшая первая леди весьма популярна в народе. Баллотируясь по мажоритарному округу в Зугдиди (западная Грузия), она вместе с тем пользуется своим статусом кандидата для агитации за партию в масштабах всей страны.

Новые проекты

Среди наших соотечественников – по крайней мере, тех, кто интересуется происходящими на южном Кавказе процессами – бытует мнение, что в Грузии окончательно укоренилась двухпартийная модель. И это в корне отличает политическую систему этой страны от разброда и шатания, наблюдаемого в Украине.

На самом деле, это не совсем так. От выборов к выборам в Грузии появляется ряд новых политических проектов. Не стала исключением и нынешняя кампания.

Кроме уже упоминаемых экс-сателитов «Грузинской мечты», стоит особо отметить новый политический проект всемирно известного грузинского оперного певца и мецената Пааты Бурчуладзе. В конце мая Бурчуладзе презентовал свою партию «Государство для народа». Вместо внятной идеологии на вооружение была взята концепция «прихода в политику новых лиц». К тому же, сам певец, согласно опросам, имеет рейтинг доверия в 75%. Эксперты заговорили, что конечной целью харизматичного Пааты Бурчуладзе вполне может стать президентство.

Путин до сих пор не ответил за преступления в Грузии

Отдельно стоит упомянуть партию «Новая Грузия» Георги Вашадзе. Один из активных участников антикорупционных реформ правительства Саакашвили в сфере государственных и муниципальных услуг, автор знаменитой концепции «Дворцов Юстиции», известный либертарианец Вашадзе неожиданно для многих не влился в стройные ряды «националов», а пошел на выборы отдельной колонной.

Курс – на Москву

Отличительной деталью этой кампании является участие в ней как минимум двух политических сил, декларирующих откровенно пророссийскую позицию.

Во-первых, это партия Нино Бурджанадзе «Единая Грузия». Авторитетная в прошлом соратница Саакашвили, один из лидеров «Революции роз» сейчас скатилась на позиции, некогда занимаемые в Украине коммунистами либо Натальей Витренко. Сейчас Бурджанадзе активно ездит за инструкциями в Москву, встречаясь в том числе и с хозяином Кремля Владимиром Путиным. Активно выступает против европейской и евроатлантической интеграции страны, а в 2014 году поддержала аннексию Крыма.

Однозначно промосковскую позицию занимает также чуть менее известный «Альянс патриотов Грузии», хотя его лидеры и не успели отметиться столь скандальными заявлениями.

Изначально симпатики государства, отобравшего у Грузии 30% ее территории, рассматривали возможность похода на выборы единым списком. Но потом, видимо, передумали.

Грязные выборы

Еще одна отличительная черта этой кампании – большое количество не только «грязных» технологий, но и откровенных провокаций. Время от времени в разных частях страны возникают потасовки, причем нередко – с участием лиц спортивной наружности. В прошлое воскресенье во время встречи с избирателями было совершено вооруженное нападение на оппозиционного, хотя и не связанного с ЕНД, кандидата — бывшего министра обороны Иракли Окруашвили. Окруашвили обвинил в покушении министра энергетики Каху Каладзе. Что интересно, ранее в оппозиционной среде ходили слухи, что отряды «спортсменов» также курирует бывший игрок киевского «Динамо».

А 4 октября в Тбилиси был взорван автомобиль одного из лидеров партии Саакашвили Гиви Таргамадзе. Сам политик не пострадал, однако взрыв нанес тяжелые увечья водителю и четверым прохожим.

Россия готовит контрольный удар, но проиграет — командир Грузинского легиона

Примечательно, что власти нагнетают атмосферу, постоянно обвиняя «националов» в намерении устроить после выборов революцию. В публичном пространстве появляются аудиозаписи якобы тайных переговоров Михеила Саакашвили со своими соратниками в Грузии. Подлил масла в огонь и сам экс-президент, пообещав вернуться на родину и «защитить результаты выборов».

О чем говорят цифры

Опросы, проведенные на прошлой неделе по заказу телеканала «Рустави-2», показывают, что основные конкурирующие партии идут, что называется, «ноздря в ноздрю»: 26% у «националов» против 25,4 у «мечтателей». Не преодолевают проходной барьер Лейбористская партия с 3,8% поддержки, «Свободные демократы» — 3,6% и блок Пааты Бурчуладзе «Государство для народа» — 2,6%.

В то же время, доля неопределившихся необычайно высока – почти 40% избирателей еще не решили, кому отдадут свой голос. Так что цифры электоральной поддержки, скорее всего, будут сильно отличаться от приведенных выше. И, если в законодательный орган попадут представители малых партий, логично предположить, что блокироваться они будут с чуткими к их интересам соратниками Иванишвили, а не с бескомпромиссными «националами».

Кроме того, чуть менее половины депутатов (73 из 150) будут избраны по мажоритарным округам. На мажоритарщиков, судя по всему, и делает основную ставку правящая партия, небезосновательно надеясь на собственный административный и финансовый ресурс.

В случае, если сценарии власти сработают, и большинство останется за «мечтателями», ничего особенно не измениться, и Грузия проживет следующие 4 года в том же расслабленном режиме.

Если же партия Саакашвили сможет совершить невозможное и выиграть выборы, страну снова ждут радикальные (при этом – не факт, что позитивные) изменения. И очередной виток противостояния с Кремлем.

Максим Викулов