Непрочная и сложная коалиция, сформированная по итогам парламентских выборов в Хорватии осенью 2015-го, просуществовала примерно полгода. Итогом отставки правительства премьера-технократа Тихомира Орешковича стали внеочередные выборы в Сабор (парламент), назначенные на 11 сентября этого года.

На выборах первое место взяла консервативная партия Хорватский демократический союз (ХДС), выборов 61 место из 151. Примерно месяц заняли переговоры, по итогам которых в парламентскую коалицию также вошли либералы из партии МОСТ (13 мандатов), представители этнических меньшинств (8) и нескольких мелких партий — всего 91 депутат. По итогам «коалициады» глава государства Колинда Грабар-Китарович (тоже представитель ХДС) наделила руководителя победившей партии, 46-летнего Андрея Пленковича мандатом на формирование Кабинета министров.

Чтобы лучше оценить значение нового правительства для будущего украино-хорватских отношений, хотелось бы сказать пару слов о предыдущих кормчих этой страны.

Итак, о «паперэдниках»

С конца 2011 г. по февраль 2016 г., Хорватией руководила левоцентристская коалиция «Кукурику» во главе с премьером Зораном Милановичем. Основу коалиции составила созданная бывшими хорватскими коммунистами Социал-демократическая партия. К сожалению, левые так и не смогли похвастаться значительными достижениями на экономической ниве: все годы правления Зорана Милановича страна находилась в рецессии.

Высокие тарифы, таинственный меморандум с МВФ и запах нафталина. Полгода работы Кабмина Гройсмана

По состоянию на 2015 год у 16,3% экономически активных хорватов не было работы; Хорватия демонстрировала третий худший показатель в ЕС после Греции и Испании.

Кроме того, соотношение государственного долга к ВВП страны составляет почти 87%, и текущего роста (после поражения левых экономика начала сяк-так восстанавливаться) может не хватить для успешных выплат кредиторам.

Также Хорватия остается единственной страной Евросоюза, где покупательная способность на сегодня ниже, чем в 2008 году, и одной из самых слабых экономик сообщества (после Болгарии).

В то же время, несмотря на схожий с Украиной исторический опыт в борьбе с сепаратизмом и иностранной военной интервенцией, невзирая на особые отношения РФ с давним соперником Хорватии – Сербией – Загреб так и не стал союзником нашей страны.

В «украинском кризисе» правительство Зорана Милановича придерживалось общей политики Евросоюза. И не более того. Летом 2014 г. тогдашний хорватский посол в Москве Игорь Показ заявил, что его страна, будучи частью ЕС, разделяет принципы Европейского союза и не признает присоединения Крыма к России. «До тех пор, пока Евросоюз придерживается такой позиции в отношении Крыма, Хорватия как часть Союза будет ее разделять», — утверждал дипломат в интервью «Интерфаксу».

Одновременно с этим, тогдашний глава МИД Весна Пусич в 2015 году заявила, что Россия является одним из наиболее перспективных партнеров для Загреба. «Нам интересно экономическое партнерство с Россией, а также расширение торговых отношений и научно-техническое взаимодействие между нашими странами», — отметила Пусич.

Несмотря на негативные тенденции в российской экономике вследствие действия санкций, хорваты выражали готовность и далее работать в России. «Мы продолжаем бизнес-сделки в секторе, который не находится под санкциями. Мы не должны отказываться от рынка», — сказал в дни ожесточенных дебальцевских боев в феврале 2015-го экс-президент Степан Месич во время российско-хорватского экономического форума в Москве. «Мы не можем ждать окончания санкций», — вторил ему на форуме тогдашний министр экономики Иван Вдроляк.

Такая позиция официального Загреба вызвала резко негативную реакцию союзников по НАТО. Комментируя поездку хорватской делегации в Белокаменную, американский посол в Хорватии Кеннет Мертен заявил, что они «посылают неверный сигнал в критический момент».

Возвращение консерваторов. Фигура Пленковича

Хорватский демократический союз – партия право-центристского толка, основанная первым президентом независимой Хорватии Франьо Туджманом. До последнего времени во главе партии стояли сторонники откровенно националистической линии. Так, экс-руководитель ХДС, вице-премьер в просуществовавшем полгода коалиционном правительстве премьера Орешковича Томислав Карамарко делал довольно жесткие заявления в адрес сербов, обвиняя официальный Белград в политике, «основанной на мифах и полуправде». Член правления партии Златко Хазанбегович, ставший тогда министром культуры, симпатизировал движению усташей, которые сотрудничали с нацистами во время Второй мировой войны. А министр по делам ветеранов Мило Чрноя попытался ввести «реестр предателей» – людей, «предавших национальные интересы Хорватии», в частности во время войны на Балканах.

Саакашвили остается, безвиз задерживается, ПАСЕ заступается за Украину. Итоги недели с Politeka

Естественно, такие заявления отпугивали умеренных избирателей. А также формировали не лучший образ партии, да и всей страны, в Европе.

Летом руководство ХДС взял на себя Андрей Пленкович – деятель совершенно другого типа. Многолетний дипломат и европарламентарий, убежденный еврооптимист, Пленкович воплощает в себе классические черты европейского политика нового типа. Оставаясь верным традиционным ценностям хорватских правых, он в то же время умеет говорить с чиновниками в Брюсселе, Париже и Берлине в прямом и переносном смысле на одном языке.

Пленкович стал лидером партии, призывая к смягчению ее позиций и избавлению от «экстремизма и популизма».

Эксперты сходятся во мнении, что под его руководством ХДС будет заметно менее идеологизированным и начнет дрейфовать к центру, захватывая голосов умеренных избирателей.

Но для Украины важно другое: Андрей Пленкович известен как один из наиболее последовательных и искренних друзей нашей страны в Европе. В 2014 году он возглавлял мониторинговую миссию Европарламента во время парламентских выборов. А до последнего момента был сопредседателем Парламентского комитета ассоциации Украина-ЕС. Является активным сторонником евроинтеграции Украины, последовательно выступал за скорейшее предоставление нашей стране безвизового режима.

Более того, он, а также президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович, являются активными сторонниками углубленного сотрудничества стран Балто-Черноморского региона, с перспективой формирования «Междуморья» — союза держав, расположенных на востоке Европы между Черным, Балтийским и Адриатическим морями.

Эксперты и дипломаты единогласно заявляют: Пленкович во главе правительства в Загребе – безусловный позитив для Украины.

«Хорват Пленкович хорошо знает и понимает Украине: глубинно , а не поверхностно. Будучи активным и важным креатором европейской политики, он не всегда все может сказать публично, а тем более сделать, но знаю по рассказам, что он преданный друг Украины, для которой, учитывая последние события, его дальнейшая карьера и рост могут открыть новые перспективы и приобрести еще большее значение», — утверждает бывший посол Украины в Хорватии Маркиян Лубкивский.

По мнению дипломата, среди стран-членов ЕС именно Хорватия на юге, вместе с Польшей на западе и Литвой на севере Восточной Европы, могут и должны стать настоящими стратегическими европейскими партнерами Украины.

Резолюция ПАСЕ: Против Путина или за Украину?

Не менее оптимистичен и действующие посол Украины в Загребе Александр Левченко. «Относительно Украины, то он наш искренний друг», — отметил Левченко, сообщив, что одним из первых направлений для зарубежных визитов Пленковича в новом статусе станет Киев.

В ходе состоявшейся недавно беседы Пленкович сообщил послу, что хочет помочь Украине в реализации евроинтеграционных устремлений, а также намерен поделится хорватским опытом в борьбе с внешней агрессией и в части реинтеграции ранее отторгнутых территорий.

Обречены быть союзниками

И в самом деле, у Украины и Хорватии – слишком много общего. Первое хорватское королевство было буквально ровесником Киевской Руси, оформившись в единое полноценное государство в середине IX века и достигнув своего расцвета в конце X – середине XI. А в следующем, XII столетии, Хорватия попала под власть венгерского короля, сохранив значительную внутреннюю автономию. Чем не аналог украино-литовского Великого княжества! В 1526 году страна попала под владычество австрийских Габсбургов, на смену которым на начале прошлого века пришли сербы, насильно объединив «братские славянские народы» в сербской мини-империи – Югославии.

Обретя независимость в один год с Украиной – в 1991 г. – Хорватия тут же столкнулась с проблемой сепаратизма местных сербов, поддержанного всей мощью югославской армии – на тот момент, одной из сильнейших в Европе. В отличие от соседней Боснии, Загреб не предоставил сепаратистам «особый статус». Создав за короткий срок боеспособную армию, хорваты, ведомые однопартийцем нынешнего премьера президентом Франьо Туджманом и выдающимся военачальником, генералом Анте Готовиной, в ходе двух блестящих операций – «Молния» и «Буря» — разгромили иностранных интервентов и их местных пособников. Затем — провели жесткую и эффективную реинтеграцию временно захваченных территорий во всех сферах: административной, экономической, культурно-образовательной. Вследствие чего с проблемой сепаратизма было покончено в принципе.

Восстановив единство страны, власти реформировали экономику и управленческий аппарат, приблизив Хорватию к стандартам ЕС и НАТО. А затем и вступили в обе организации.

По мнению автора этих строк, два славянских народа с фантастически похожей историей, похожими проблемами и сходными вызовами просто обязаны быть союзниками. И друзьями. Успех Хорватии должен воодушевить украинцев: смогли они – сможем и мы. А пока нам, восточным славянам, следует внимательно изучать опыт славян южных. Всемерно укреплять двухсторонние связи. Развивать многосторонние отношения внутри европейских структур. Создавать структуры регионального сотрудничества.

И пожелать новому главе правительства Андрею Пленковичу удачи на новом посту.

Максим Викулов