Но в «ДНР» развивают теорию работы украинской разведывательно-диверсионной группы. Ситуацию нагнетает главарь «ДНР» Александр Захарченко. Можно было бы не обращать внимания на высказывания боевика, но есть два тревожных момента. Не станет ли убийство «Моторолы» поводом для эскалации военных действий со стороны российско-террористических войск, и не сорвется ли наметившийся переговорный процесс по выполнению Минских соглашений?

Убийственный аргумент

«Ходите теперь и бойтесь, потому что для нас эта смерть не обычный вызов, — заявил главарь «ДНР» Александр Захарченко. — Все офицеры, подполковники, майоры, которые действуют на нашей территории, все ваши агенты, семьи сегодня находятся вне закона. Не только здесь, а еще и в Житомире, Киеве, Харькове, Днепропетровске».

Боевик обвинил Петра Порошенко в нарушении перемирия и объявлении «ДНР» войны. Но эксперты считают, что выступления Захарченко не повод для эскалации.

Из естественных союзников – в друзья: во главе Хорватии станет убежденный симпатик Украины

«Захарченко – не тот человек, который принимает решения, — сказал в комментарии Politeka директор аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев. — Понятно, что он рассказывает об украинской ДРГ. Мне же в наличие нашего аналога спецназа Моссада с трудом верится. Скорее всего, «Моторола» пошел по той дороге, по которой до него прошли Мозговой, «Бэтмен» и прочие «герои Новороссии». Когда меняется политическая ситуация, полевые командиры всегда неудобны. Вспомните гражданскую войну и судьбу фигур «атаманов» от Щорса до Котовского. Их рано или поздно зачищали. В случае с «Моторолой» наиболее вероятны две версии. Первая: зачистка слишком много знавшего боевика, для которого война была всем. Вторая: уголовные разборки, поскольку «Моторола», в отличие от того же Мозгового, дистанцировался от политики».

В том, что боевик стал жертвой внутренних разборок говорит и замминистра по временно оккупированным территориям Георгий Тука. Он утверждает, что эта смерть – не последняя в череде зачисток среди террористов, и она является подтверждением того, что проект «Новороссия» закрыт.

Виктор Небоженко, директор социологической службы «Украинский барометр», в комментарии Politeka сказал, что версию работы украинской ДРГ все же не стоит полностью исключать. Но главным подозреваемым в убийстве все же называет кремлевских кураторов боевиков.

«Убийство «Моторолы» — дело рук Москвы, — говорит политолог. – Они, таким образом, избавляются от радикалов, которые мешают управлять этим регионом. К тому же, Владимир Путин не хочет, чтобы вооруженный сепаратизм из этих «республик» перемещался на российскую территорию».

Директор Центра общественных отношений Евгений Магда полагает, что убийство боевика могут использовать для обострения конфликта. «Версия об украинских диверсантах может помочь подъему боевого духа, — уточняет он. — Кроме этого, внутри этих «республик» будут усиливаться позиции российских кураторов. Так называемые «герои Новороссии», уже теряют всякую функцию и уходят в тень, а то и идут из этого мира».

Кто хочет мира?

Убийство «Моторолы» по времени совпало с переговорами дипломатических советников в формате «Нормандской четверки», прошедших на выходных. Сейчас готовится площадка для проведения встречи глав Франции, Германии, России и Украины. Позиция нашей стороны уже озвучена Петром Порошенко: сначала Россия выполняет военную часть Минских соглашений, а затем мы беремся за политическую часть. То есть сначала прекращение огня и наш контроль над границей, а только потом на Донбассе проходят выборы.

Личность «Моторолы» для переговоров не была важна. Но его убийство в жилом доме во время хоть и формального, но перемирия, да еще и с обвинениями Украины в работе ДРГ бросает легкую тень на переговорный процесс.

Высокие тарифы, таинственный меморандум с МВФ и запах нафталина. Полгода работы Кабмина Гройсмана

Виктор Небоженко отмахивается от возможности срыва серьезных переговоров. Да и в эскалацию отказывается верить: «Александр Захарченко — раб. Поэтому, по его заявления о мести можно не учитывать. Не повлияет убийство «Моторолы» и на переговоры. Они находятся в таком положении, что на них уже даже ядерный шантаж России не повлияет. К тому же, никакие «Моторолы» не имеют отношения к отводу войск. Это делают военные с обеих сторон. Радикалы там никакой роли не играют».

Разумеется в масштабах геополитики «Моторола» — не игрок. А для политических лидеров он и не повод пересматривать планы. «Если смерть такого человека как «Моторола» может повлиять на переговоры «Нормандской четверки», тогда ее цена копейка, — считает Евгений Магда. — Не представляю, чтобы Путин отказался говорить по этой причине».

Но Андрей Золотарев считает, что полностью списывать со счетов ликвидацию боевика все же не стоит.

«Эта зачистка может стать Казусом Белли — формальным поводом для объявления войны, — считает он. — Возможное последствие убийства «Моторолы» – срыв переговорного процесса. Порошенко заявил, что мы не собираемся выполнять политическую часть Минских соглашений. Это давало повод для обвинений украинской стороны в невыполнении соглашений. Теперь ликвидация «Моторолы» дает возможность противнику заявлять о том, что Украина не хочет мира».

Ольга Головка, Анна Гончаренко