Начал он ее издалека, то есть на встрече МВФ и Всемирного банка в Вашингтоне 6-10 октября, а теперь развернул и на территории Украины, в стенах Верховной Рады. Кресло под Валерией Гонтаревой качается не в первый раз, но такая агрессивная атака происходит впервые. В чем обвиняют главу НБУ, насколько справедливы претензии и чем может закончиться бой, объявленный Тарутой?
Информация об ущербе
На встрече представителей МВФ и ВБ внефракционный нардеп Сергей Тарута распространил англоязычную брошюру «Гонтарева: Ущерб экономической безопасности Украины». На 30 страницах изложен объемный список претензий к деятельности главы НБУ. Например, ее негативное влияние на банковский сектор подкрепляется статистическими данными.
«Число банков за этот период (с 2014 г. – Ред.) снизилось на 44% (80 банков). Количество кредитов, выданных в национальной валюте, снизилось на 29%, а кредиты в иностранной валюте на 44%. Депозиты населения уменьшились на 21% и 62%, соответственно».
Среди обвинений — связи созданной Гонтаревой компании Investment Capital Ukraine (ICU) с офшорами Виктора Януковича и Сергея Арбузова, обслуживание транзакций при покупке людьми, близкими к «Семье», Фидобанка и Платинум-банка. В брошюре напомнили о связях ICU и с Сергеем Курченко.
«В феврале 2014 года компания выступила посредником для продажи облигаций в сделке между «Аграрным фондом» и Брокбизнесбанком, который принадлежал Курченко, — значится в брошюре. — Фонд перевел в банк своих ценных бумаг на сумму более чем 2 млрд грн».
Также Тарута напомнил об участии ICU в покупке Сергеем Курченко «Украинской фруктовой компании». Как утверждает автор, Гонтарева от своих активов в ICU не избавилась. Он напомнил о ее давнем знакомстве с Петро Порошенко и их общем бизнесе.
Есть в материал и другие выводы. В частности, о законности назначения Гонтаревой на пост главы НБУ.
«Согласно украинскому законодательству, обязательным условием для претендентов на эту должность является, по меньшей мере, десятилетний опыт работы в на руководящих должностях, — информирует автор. — У Гонтаревой было девять лет и 8,5 месяцев. 3,5 месяца может показаться простой формальностью. Однако закон есть закон, и должен соблюдаться».
Предсказуемая реакция
В Нацбанке заявили, что обратились в СБУ, НАБУ и Генпрокуратуру с просьбой начать уголовное производство в связи с «распространением провокационных материалов с голословными обвинениями».
«Некоторым нашим землякам-олигархам, к сожалению, до сих пор нет никакого дела до развития и процветания Украины, — сказала Гонтарева. — Их беспокоят собственные жадные интересы, на пути которых стал Национальный банк, позакрывав банки-пылесосы, с помощью которых они десятки лет кредитовали собственный бизнес и выводили из экономики страны миллиарды гривен».
Но Сергей Тарута пошел дальше. 18 октября он раздал украиноязычную версию своей брошюры нардепам. Хотя заручиться поддержкой других политиков в борьбе у него без труда получилось и раньше. Юлия Тимошенко с парламентской трибуны требует снять Гонтареву с должности. Олег Ляшко стал одним из инициаторов законопроекта №5257. В нем описаны условия, при которых деятельность НБУ может быть признана неудовлетворительной и предусматривает возможности для досрочного увольнения руководства Нацбанка. Среди авторов законопроекта также нардепы из «Народного фронта», «Самопомощи» и БПП.
«Минимум половина Верховной Рады искренне и аполитично ненавидят Гонтареву, ненависть буяет в самой президентской фракции, из-за заносчивости и непредсказуемости, — пишет в Facebook нардеп Игорь Луценко. — Для оппозиционных фракций ее фамилия стала ругательным словом. И — ничего … Если бы кто-то из премьеров натворил хоть половину того, что натворил Нацбанк при Гонтаревой, то он бы вылетел с должности за неделю. Но Гонтарева — держится. Надеюсь, уже последнюю неделю».
Личный бухгалтер
Отставка главы НБУ может пойти по двум сценариям. Первый – Гонтареву снимает Порошенко. Второй – отставка осуществляется силами ВР. Но парламент не назначает и не снимает главу НБУ – это полномочие президента. Сейчас политики прощупывают разные способы. Сергей Тарута готовит обращение к президенту, предлагает создать временную следственную комиссию по деятельности главы Нацбанка. Именно потому, что инструментария не хватает и появился законопроект о возможности досрочного снятия главы НБУ. Но все это очень сложно воплотить в жизнь. Как технически, так и политически.
«Если Петр Порошенко не примет решение о снятии главы НБУ, то через ВР это будет сделать непросто, — считает директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. — Если «Народный фронт» поддержит идею о том, чтобы пригласить и заслушать главу НБУ и выразить ей недоверие, это не будет способствовать укреплению коалиции. Хотя исключать такую вероятность нельзя. В НФ много депутатов, которые не поддерживают политику НБУ. И не только потому, что его возглавляет Гонтарева, а потому, что, находясь в коалиции с БПП, НФ не имеет отношения к Нацбанку. Может сыграть и такой вариант. Может быть и торг. Например, как в случае с ГПУ».
В свою очередь Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики, объясняет, почему трудно реализовать и первый сценарий отставки – по инициативе президента. Причина в слишком тесной связи между гарантом и главой НБУ.
«Назначение Гонтаревой было коррупционным, — говорит политолог. — Этот человек имеет корпоративные связи с президентом. Но президент очень серьезно подставился даже не самим назначением, а последующими заявлениями о том, что Гонтарева – лучший банкир Украины и т.д. Это притом, что ее работу оценивают крайне низко. Мы видим, что одна программа МВФ была прекращена, другая работает со сбоями. ЕС не дал кредит на 600 млн евро. Есть много недовольных работой Гонтаревой среди западных партнеров и внутри страны. Чего только стоит вопрос выдачи 300 млрд грн рефинансирования частным банкам, 30-40% которых до сих пор не возвращена. Это при том, что 222,4 млрд грн рефинансирования было в 2014 г., когда бюджет Минобороны был 40-50 млрд грн».
Разумеется, за своего ставленника Петр Порошенко будет бороться до конца. То есть до тех пор, пока кресло не зашатается под ним самим. Однако градус недовольства главой НБУ действительно высок. Когда он достигнет критической отметки, президенту придется принять непростое решение.
Анна Гончаренко