Однако за интригами и тяжелыми решениями неожиданно для всех победу на президентских выборах в США одержал республиканец Дональд Трамп. Реализация его программы для рынка представляет намного большую угрозу, чем нерешительность нефтяного картеля.
Экономика Украины при Трампе: между бесславной смертью и настоящим прорывомPoliteka разбиралась, что сейчас происходит с нефтяными котировками, и чего ждать от цен на этот ключевой энергетический ресурс в будущем.
Все внимание на Вену
Разговоры о возможном решении ОПЕК относительно сокращения или заморозки добычи нефти начались еще в конце 2014 года, когда в течение нескольких месяцев под натиском перепроизводства котировки обвалились в два раза: со $ 100 до $ 50 за баррель. Однако Саудовская Аравия, крупнейший экспортер нефти в мире, решила не сдаваться, принять вызов рынка и не сокращать добычу, несмотря ни на что. Расчет саудовцев был прост: американские добытчики сланцевой нефти с их высокой себестоимостью просто не выдержат обвала котировок, дружно обанкротятся, а проблема избыточной добычи исчезнет сама собой.
Время показало, что сланцевые компании оказались намного более живучими, чем рассчитывали на Аравийском полуострове. После пика сланцевой добычи летом 2015 года, она упала приблизительно на 19%, однако компании продолжают оптимизацию бизнес-процессов и в последние месяцы наблюдается стабилизация ситуации.
В то же время котировки упорно не хотят возвращаться к комфортным для нефтяников уровням, и вот уже полгода прибывают в широком диапазоне между $40 и $52 за баррель. Хронические проблемы бюджетов придали ОПЕК решимости. В конце сентября на неформальной встрече в Алжире им удалось достичь договоренности о заморозке уровня добычи на уровне 32,5-33 млн баррелей в сутки. Теперь внимание СМИ приковано к столице Австрии.
30 ноября в Вене состоится встреча ОПЕК, на которой, возможно, будет принято решение об имплементации алжирских договоренностей и распределении лимитов на добычу. Президент России Владимир Путин заявил, что в случае успеха коллег по нефтяному лагерю, Москва также согласится на заморозку.
В понедельник, 21 ноября, цены на нефть подскочили более чем на 4% на фоне заявления министра нефти Ирана Бижана Зангане о высоком шансе на успех переговоров. Подтвердил слова коллеги и министр нефти Ирака. Ранее именно нежелание этих двух важных стран «обуздать» нефтяные вышки было ключевым препятствием для успеха переговоров, поэтому немудрено, что рынок очень обрадовался таким словам.
Американская история УкраиныЗангане также добавил, что в таком случае котировки нефти марки Brent могут подняться до $55 за баррель. Разделяют оптимизм Ирана в инвестбанке Goldman Sachs, который повысил прогноз по средней цене барреля в четвертом квартале года с $43 до $50 за баррель.
Судя по риторике ключевых игроков, на встрече в Вене шансы на успех есть. На какое-то время котировки вполне могут взлететь до $ 55 за баррель, и даже выше. Впрочем, эффект от соглашения может оказаться среднесрочным и, скорее, психологическим, а не экономическим.
Во-первых, реально изменить баланс спроса и предложения можно только путем сокращения добычи, к чему ни ОПЕК, ни Москва не готовы. Во-вторых, любой скачек цен на нефть играет на руку сланцевикам из США и Канады, а также всем прочим добытчикам с высокой себестоимостью. Они с радостью воспользуются ростом цен для развития производства. В-третьих, как показывает практика, страны ОПЕК не слишком скрупулезны в вопросе соблюдения своих обещаний.
Фактор Трампа на нефтяном рынке
Впрочем, еще большая угроза для всех нефтедобывающих стран пришла совсем неожиданно и имя ей – Дональд Трамп. Если республиканец начнет реализацию своих обещаний в экономической сфере, цены на нефть отправятся в глубокий нокаут всерьез и надолго, а все договоренности ОПЕК превратятся в пшик.
Меры по поддержке добычи вполне могут помочь США добиться полной энергетической независимости. Если же кто-то сомневается в гипотетической осуществимости обещания Трампа по превращению страны из крупнейшего импортера в экспортера нефти, стоит взглянуть на рынок газа. Напомним, что именно благодаря новым технологиям США за последнее десятилетие превратились в экспортера голубого топлива.
По последним данным, в ноябре из Америки зарубежным партнером отправилось рекордное количество танкеров со сжиженным газом, и добыча продолжает уверенно расти.
Тем более стоит нефтяным странам задуматься на фоне того, что Трамп говорит о мерах, которые реализовать проще, чем «поладить с Путиным». В частности, республиканец обещает энергетическим компаниям налоговые льготы, снятие ограничений на добычу на федеральных землях и на шельфе, ослабление экологических нормативов, развитие сети трубопроводов. В перспективе реализация этих мер даст мощный импульс для добычи нефти в США.
Позволяют Трампу реализовать задуманное и масштабные запасы углеводородов в США. Недавно стало известно, что в Техасе открыто самое крупное в стране месторождение горючих сланцев. Гигантские залежи углеводородов могут дать стране около 20 млрд баррелей нефти и 16 трлн кубических футов газа – это в несколько раз больше, чем на всех старых нефтегазоносных площадках страны.
Ученые уже называют открытие судьбоносным в истории энергетики США. Надо полагать, что судьбоносным оно может оказаться и для целого ряда других стран, и вряд ли они будут рады успехам американцев.
Андрей Мастыкин