Politeka разбиралась, почему бойцы вынуждены удалять свои профили или регистрироваться под вымышленными именами даже после демобилизации, как ФСБ и сепаратисты охотятся на украинских военных в соцсетях, кто крышует группы оккупантов в «ВКонтакте» и является ли это частью психологической войны против украинцев.
Светлодарская дуга — когда каждый выстрел может спровоцировать битвуЧто заставляет солдат удаляться из соцсетей
Иван пошел в АТО добровольцем в 18 лет. Уже после демобилизации трижды удалял свою страницу из российской соцсети «ВКонтакте».
«Сепары доставали. Не давали спокойно жить ни мне, ни моим родным, — рассказывает Иван. – То в какой-то своей группе мои фото разместят, то начинают спамить сообщениями «Ты ирод, убийца, каратель». Российские журналисты обнаглели. Выбрали из фотогалереи «ВКонтакте» несколько моих фото с «калашом» и дали в своей программе про укропов-убийц. Записали меня в список друзей Яроша. И я с ним даже не знаком и в «Правом секторе» никогда не был. Сказали, что за мою голову ополченцы готовы $10 тыс. отдать. Сепары присылали угрозы брату и маме».
Сейчас он зарегистрирован под вымышленным именем, перестал выставлять фото в военной форме.
«В информации о себе написал, что родной город Сан-Франциско, имя взял американское, чтобы не троллили. Вообще любые фото у меня теперь могут увидеть только друзья. Соцсети нам нужны, чтобы держать контакт с собратьями. Я воевал возле Донецкого аэропорта. После дембеля помогаю ребятам, которые воюют возле Авдеевской промзоны. Общаюсь с ними теперь исключительно в Facebook. От «Контакта» рад отказаться, но теперь он мне нужен, чтобы отслеживать, какая сволочь едет к нам воевать. Против нас на стороне России воюют чеченцы, сербы, осетины», — говорит Иван.
Парень регулярно просматривает группы сепаратистов в «ВКонтакте».
«Раздражает, что их до сих пор никто не закрыл и не запретил, — говорит Иван. – Речь идет не о маргиналах, которых 100 или 200 человек. В группе «Донецкая республика» 90 тысяч пользователей «ВКонтакте». Это не только дончане и россияне. Есть там люди, которые живут в Житомире, Киеве, Полтаве. Подписываются на их новости, комментируют и лайкают их посты. 25 тысяч человек объединились в группе «ДНР: оперативная сводка». Столько же насчитывает «Новостная лента ДНР». 32 тысячи человек насчитывает группа «Новороссия. Донбасс – не Украина». В некоторых группах количество переваливает за 100 тысяч. Лишь треть из участников сепаратистских групп – это сами ДНРовцы и россияне. А есть же и такие, что живут во Львове. Есть переселенцы, которые сбежали в Украину, но продолжают мечтать о «русском мире».
Кто сливает информацию сепаратистам?
Николай Собуцкий, депутат Луцкого горсовета, главную проблему видит в том, что у сепаратистов есть списки добровольческих батальонов – с фамилиями и именами, паспортными данными и контактами.
«Это свидетельствует о том, что эти списки им кто-то слил. Соответственно, по этим фамилиям они ищут наших защитников в соцсетях, — объясняет Николай. — Если это еще подтверждается фотографиями, люди в военной форме и с оружием в руках, их заливают на сайт «Трибунала», дают краткое описание: ФИО, откуда они, в каком добробате проходили службу. Также они взялись за наших волонтеров».
Депутат считает, что нужно расследовать, как списки добровольцев попали в руки сепаратистов.
«СБУ должна этим заниматься, — замечает он. — Потому что на сайте «Трибунала» есть списки всех: «Донбасса», «Азова», «Вооруженных сил». Есть даже приказы на откомандирование такой-то части и таких-то людей в зону проведения АТО. Это серьезная проблема. Ее должны расследовать, должны привлечь к ответственности виновных. Потому что у нас есть крысы тыловые, которые сдают информацию за вознаграждение или поддерживают «русский мир», таким образом помогая сепаратистам».
ФСБ интересуется страницами генералов
По словам Собуцкого, ДНРовцы постоянно отслеживают информацию по нашим военным.
Тысяча дней АТО. Когда закончится война?«Если солдат погиб в АТО, они обозначают его фотографию как «ликвидирован», — говорит Николай. — То есть специально обученные люди, которые следят за этим и проводят такую работу. В Донецке даже есть военный трибунал, который выносит нашим ребятам смертные казни и приговоры пленным».
В соцсетях ведется своя война – информационная. К сожалению, Украина сейчас проигрывает
«Вот, например, страница волынского «Азова» блокировалась администраторами «ВКонтакте» без веских оснований, тогда как сепаратистские «трибуналы» никто не трогает. Это группы незаконных бандгруппировок, которые спокойно развиваются и ширятся. Почему мы удивляемся? Российская соцсеть. «ДНР» они поддерживают», — говорит депутат.
Пока в стране нет органов, которые возьмут на себя ответственность и начнут с этим бороться, украинские пользователи соцсетей сами дают достойный отпор в комментариях и собственных постах. Но есть враг, против которого острое перо не поможет.
«Кроме «ЛНР» и «ДНР», за украинцами в соцсетях активно следит ФСБ. Конечно, простые солдаты их не так интересуют, как страницы генералов, которые командуют частями. Через соцсети много чего можно узнать о человеке. В том числе и то, что он ел на завтрак и чем ужинал. Люди активно выставляют свои фото. Благодаря новым гаджетам, фотографии прикреплены к GPS-координатам. Человек может загрузить в соцсеть снимок, сделанный среди поля возле танка, а пользователи узнают о его местонахождении. Именно поэтому ребятам на передовой запрещали звонить и заставляли выключать телефоны, чтобы их не могли отследить», — объясняет политик.
У нас есть группа «Миротворец», которая противостоит им. Там выставят ориентиры на людей, которые поддерживают сепаратистов, воюют на их стороне или являются их пособниками.
«Это полноценные преступники и убийцы. Наши службы эти данные проверяют и используют в работе. Информацию оттуда берут полиция, СБУ и ребята из Вооруженных сил, которые стоят на блокпостах, проверяют транспортные средства и людей, пересекающих границу между Украиной и «ДНР», — уверяет Собуцкий.
Украина не превратится в СССР
«Такие ресурсы существуют, потому что у нас есть свобода слова, — говорит Алексей Куропятник, эксперт по международным отношениям и национальной безопасности. – А свобода слова не распространяется только на секретную информацию. Если не через наши ресурсы, то через другие сепаратисты продолжат свою информацию распространять. Конечно, это наносит нам вред».
По словам эксперта, дело не в том, как эта информация появляется, а в том, как мы на нее реагируем. Активность сепаратистов в соцсетях и интернет-пространстве Куропятник называет попыткой информационного и морального давления на украинцев.
«В нашей стране нет четкого понимания, как относиться к подобного рода открытой информации, — говорит Куропятник. — К нашим государственным ресурсам тоже есть определенное недоверие. Украинцы начинают сопоставлять информацию из других источников, в том числе недружественных, стремятся разобраться, что же творится на самом деле. Заинтересованность вражескими ресурсами – это не отсутствие патриотизма. Проблема в недоверии к той информации, которая циркулирует внутри континентальной Украины, которую контролирует наша власть. Если бы люди доверяли власти, они бы не пользовались ресурсами сепаратистов».
Сепаратистские сайты должна закрывать СБУ
«Обязанность СБУ контролировать, чтобы такие сайты не действовали в нашем интернет-пространстве, — говорит Владимир Бондаренко, политолог, директор Института политических и маркетинговых исследований имени Тараса Шевченко. — Помните, когда сайт «Миротворец» опубликовал имена журналистов, которые сотрудничают с ЛНРовцами. Тогда реакция была мгновенной. Так же сейчас следует все сепаратистские ресурсы позакрывать, а их организаторов наказать. Если аккаунты созданы на территории России и «ЛДНР», это будет труднее сделать. Но надо давать симметричные ответы на деятельность этих лиц».
Солдатский пай: почему участникам АТО не хватает землиЦелью создания сепаратистами и россиянами таких сайтов политолог считает как пропаганду сепаратизма, так и психологическое давление со стороны врага.
«Каждая война сочетается с психологическими и информационными атаками, — говорит Бондаренко. – Это также предупреждение о возможности атак России. Надо четко проследить этапы этой психологической войны. Если она наберет обороты, то понятно, что за этим последует эскалация военных действий против Украины».
Психологические операции или отмывание денег?
Социальный психолог Олег Покальчук называет атаки сепаратистов в соцсетях информационной операцией, цель которой – создание психологического давления.
«Установить личность по фотографии очень легко даже дилетанту. Но время эффективности сепаратистских групп в соцсетях и подобных воздействий истекло. Такие сайты — просто отмывание кремлевского бабла и, конечно, самоутверждение. Потому что две трети пропаганды на самом деле всегда нацелены на поддержку своей стороны», — считает психолог.
Он просит правильно разграничивать информационные и психологические операции.
«По стандартам НАТО — это разные военные специальности, — уточняет эксперт. — Психологические операции всегда менее заметны как со стороны врага, так и с нашей. Информационные предусматривают, в том числе, психологический эффект, но не обязательно. Иногда это просто «отбывание номера», «казенная пропаганда».
По мнению Покальчука, украинцы ведут себя правильно, у них появилась определенная отпорность.
«Власть традиционно неуклюжая, но это не сугубо украинская проблема, — говорит социальный психолог. — Специалисты доказывают, что все европейские меры по контрпропаганде малоэффективны, потому что они «на вчера» деланные. Подход «противостояние» всегда проигрышный, противник всегда на шаг впереди. Это беда либеральной демократии — отсутствие идей наступления в принципе. Мир, дружба, политкорректность. Лига Наций тоже вводила экономические санкции против Муссолини, когда тот вторгся в Абиссинию. А когда окончательно захватил, то сняла».
Яна Романюк