Чтобы понять картину происходящего, необходимо в двух словах вспомнить новейшую историю этой страны. А именно то, что в последние несколько лет Румыния совершила потрясающий рывок в борьбе с коррупцией, удивив своими успехами весь мир.

Борьба с коррупцией: разрушая стереотипы

Исторически Румыния всегда была очень коррумпированной страной. Страной, в которой процветала организованная преступность и наркоторговля, а госаппарат прочно сросся с преступными синдикатами. Страной, в национальном менталитете которой взятка, особенно мелкая, не являлась преступлением. Совсем как в Украине.

Европейский выбор между правыми и левыми  

Ситуация начала меняться в рамках подготовки к вступлению страны в Европейский Союз. Под давлением со стороны еврочиновников еще в 2002 году были созданы Национальное антикоррупционное управление (DNA) и Национальное агентство по вопросам добродетели (ANI). Худо-бедно три года спустя эти органы заработали, но настоящая революция в борьбе против мздоимцев случилась несколько позже.

В 2011 году румынские власти и Еврокомиссия согласовали антикоррупционную стратегию для Бухареста. Одновременно европейцы потребовали изменить национальное законодательство, чтобы подследственные по коррупционным делам министры шли в отставку, а депутаты лишались неприкосновенности. Поскольку находящееся тогда у власти правительство обладало политической волей упомянутые обязательства выполнять, то уже пару лет спустя это стало приносить существенные плоды.

В 2013 году органы по борьбе с коррупцией передали в суды около тысячи уголовных дел, включая дела на шестерых членов правительства, примерно трех десятков мэров и сотен правоохранителей. В следующем году антикоррупционное управление рассмотрело еще около двухсот дел, в которых фигурировали, среди прочих, десять министров и восемь послов. В общей сложности по указанным делам было вынесено около тысячи обвинительных приговоров и конфисковано имущество на полторы сотни миллионов евро.

Громкие процессы

Одним из первых политиков топ-эшелона, попавшим в жернова румынской антикоррупционной машины, стал экс-премьер страны Андриан Настасе. Ирония в том, что именно Настасе ранее и пригласил в страну консультантов из Еврокомиссии. В начале 2012 года бывший глава правительства был приговорен Верховным судом Румынии к двум годам лишения свободы по обвинению в коррупции. После освобождения экс-премьер не встал на путь исправления, и в 2014 тот же Верховный суд приговорил политика еще к четырем годам за взяточничество.

В том же году была арестована руководитель Нацуправления по борьбе с экономическими преступлениями и терроризмом Алина Бика, которую обвинили в злоупотреблении служебным положением и растрате госсредств. Бика санкционировала выделение компенсации за землю одному из бизнесменов, причем эта сумма превышала оценочную стоимость участка. Ущерб государству составил 62 миллиона евро.

Летом 2015 года стало известно о расследовании в отношении действующего на тот момент главы правительства Виктора Понты. В июле ему вручили обвинение в подлоге, уклонении от уплаты налогов и отмывании средств. Причем обвинения касались адвокатской деятельности Понты почти десять лет назад. Даже находясь под следствием, Виктор Понта долгое время отказывался покидать свой пост. В октябре 2015 года из-за пожара в одном из ночных клубов Бухареста погибли больше 50 человек. Страну охватили массовые протесты, вследствие которых премьер с подмоченной репутацией все же заявил о сложении своих полномочий.

Протесты после пожара в ночном клубе

6 сентября того же года был арестован мэр Бухареста Сорин Опреску вместе с рядом ключевых чиновников из его окружения. Популярного политика обвинили в получении взятки. Президент страны Клаус Йоханнис назвал произошедшее «очень печальным событием». «Но, с другой стороны, для меня это сигнал о том, что борьба с коррупцией набирает обороты, и это хорошо», — добавил глава государства.

В декабре 2015 года в стране были арестованы два депутата парламента: Иоана Олтян и Кэтэлину Теодореску. Законодателей обвинили в получении 600 тыс. евро за «содействие» одной из церквей в решении вопроса о восстановлении прав собственности.

В январе 2016-го трибунал города Констанца приговорил к четырем годам тюремного заключения Мирчу Бэсеску, брата бывшего президента Румынии Траяна Бэсеску, за коррупцию и извлечение выгоды из влияния.

Рассказывают и такую историю: как‑то болгарский журналист отправился на интервью к одному из румынских чиновников. Главной темой их разговора должна была стать борьба с коррупцией. Но чиновник на встречу так и не пришел. Позже выяснилось, что в тот день его арестовали за коррупцию.

Реванш «бывших»

В декабре 2016 года в стране прошли парламентские выборы, на которых победила Социал-демократическая партия (PSD), которая вместе с партией ALDE сформировала новую коалицию, отправив в оппозицию пропрезидентскую партию PNL.

Необходимо заметить, что реванш социал-демократов, многих из которых уже обвиненили в коррупции, отчасти объясняется самоуспокоением общества. Явка на выборах была крайне низкой: молодежь и креативный класс, уверенные в неизменности избранного курса, волеизъявление в значительной степени проигнорировали, а пожилые люди и многие жители сельской местности проголосовали, что называется, «за гречку» (в Румынии принято говорить – «за сахар»).

Еще во время пребывания в оппозиции румынские социал-демократы неоднократно требовали урезать полномочия чрезмерно ретивых, с их точки зрения, антикоррупционеров. А уж после прихода к власти правительства Сорина Гриндяну – одного из соратников «привлекавшегося» ранее Виктора Понты — выхолащивание машины противодействия коррупции стало одной из первоочередных задач для нового Кабмина.

сорин_гриндяну
Премьер-министр Румынии Сорин Гриндяну. Фото fn24.ro

В итоге, проработав буквально две недели, правительство в середине января запланировало на своем заседании внести изменения в Уголовный кодекс, которые фактически декриминализировали бы коррупционные статьи.

Тогда им помешал это сделать президент страны Клаус Йоханнис, предложивший вынести спорный вопрос на референдум. И тогда же люди вышли на первые протесты.

Гражданское общество на страже прогресса

Изначально протестующие собирались исключительно по выходным, в определенное время высказывали свою позицию, проходили маршем с национальными флагами, а потом расходились по домам.

Майдан по-корейски: как привычка митинговать привела к импичменту

Тем не менее правительство на ночном заседании 1 февраля в срочном порядке все же протянуло пресловутые изменения.

Результат оказался предсказуемым. На улицы вышли сотни тысяч людей в Бухаресте и еще сотни тысяч по всей стране. Общее количество протестующих оценивают в 300 тысяч человек — огромная цифра для 19-милионной страны. Президент Йоханнис заявил о трауре по правовому государству и обжаловал решение правительства в Конституционном суде. Еврокомиссия, а также правительства США, Германии, Канады, Франции и Нидерландов жестко раскритиковали постановление, отметив, что румынское правительство «подрывает десятилетний прогресс в части борьбы с коррупцией и построения правового государства».

В среду, 1 февраля, произошли первые столкновения протестующих с полицией, в ходе которых футбольные ультрас принялись из толпы забрасывать стражей порядка дымовыми шашками. В ответ полиция применила слезоточивый газ. После потасовок в отставку подал министр предпринимательства и торговли Флорин Жиану, отметив, что в противном случае ему будет совестно смотреть людям в глаза.

протесты_бухарест1
Протесты 1 февраля 2017 г. Фото REUTERS/ INQUAM PHOTOS

Тем не менее ни массовые протесты, ни позиция президента страны, ни призывы ведущих мировых держав пока не возымели должного эффекта. Напротив, премьер Гриндяу заявил, что его правительство намерено и далее ослаблять антикоррупционное законодательство, а также провести массовую амнистию отбывающих наказание коррупционеров и уголовников. По словам главы Кабинета, в ближайшее время на свободу могут выйти до двух с половиной тысяч осужденных преступников.

Своей бескомпромиссной позицией, сильно напоминающей линию поведения беглого президента нашей страны Виктора Януковича, румынское правительство явно загоняет себя в тупик и провоцирует дальнейшую эскалацию насилия. Как именно будут развиваться события, сказать крайне сложно. Точкой невозврата вполне может стать 9 февраля, когда на свободу выйдут первые амнистированные. Впрочем, ситуация наэлектризована, и развязка может наступить куда быстрее.

Ныне правительство Сорина Гриндяу, умудрившееся настроить против себя активную часть собственного народа, президента страны и международное сообщество, по сути, висит в воздухе. Есть вероятность, что дни власти, начавшей проводить политику в интересах уголовников и казнокрадов, сочтены. Вопрос лишь в том, уйдет ли Кабмин в отставку добровольно. 25 лет назад неуступчивость и политика закручивания гаек тогдашнего диктатора Николае Чаушеску привела к революции, в результате которой его режим был сметен, а сам тиран и его приспешники расстреляны. Сегодня демонстранты также полны решимости защитить страну от реванша криминала, и только от дальнейших шагов нынешнего правительства зависит, уйдет оно с авансцены по-европейски или же закончит, как бывший коммунистический вождь.

Максим Викулов

Фото EPA/Robert Ghement