9 января был последним днем, когда все украинские политические партии должны были сдать финансовые отчеты по деятельности в 2016 году. Деньги из госбюджета получили только парламентские партии, за исключением «Оппозиционного блока», который от этих средств отказался. А вот Радикальная партия деньги взяла, но отчитываться о них отказалась. Теперь обе политические силы в очереди на наказание от Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции; свое решение относительно наказания непослушных партий в НАПК должны озвучить не позднее 19 февраля.

Рискованные партии: кому и зачем нужны перевыборы в Раду

Вообще из почти 340 политических партий, зарегистрированных в стране, лишь немногим более 200 оказались способными полноценно показать движение партийных средств или хотя бы заполнить отчет «нулями». Итак, трети зарегистрированных партий в стране или не существует вообще, или это юридические «пустышки» на случай смены вывески очередного политического проекта. Зато парламентские политические силы прямо на глазах из таких же «пустышек» превращаются в очертания партий: у БПП, «Народного фронта» и «Самопомочи» во второй половине 2016 года появились первые официальные работники.

Каждую вторую гривну на себя 

В Комитете избирателей Украины тщательно проанализировали отчеты четырех парламентских партий, чтобы получить неутешительный вывод: каждую вторую гривну непривычные к прозрачному израсходованию средств политики потратили на себя любимых. Причем примеры удивительного и, очевидно, бессмысленного расходования государственных средств партиями бросаются в глаза.

Блок Петра Порошенко, например, потратил на «пропагандистскую деятельность» 18,8 млн грн. «Народный фронт» обогнал президентскую партию едва ли не вдвое – потратил на рекламу почти 70% полученных средств: только телеканалам партия заплатила (в основном «1+1» и «2+2») 25,5 млн грн, на рекламу в печатных СМИ ушло более 6 млн, еще 1,3 млн перепало радиостанциям. Если помните новогодние поздравления Арсения Яценюка по ТВ, знайте: за них заплатил каждый украинец.

А вот нетривиальным политическим решением относительно использования бюджетных средств на рекламу отличилась «Самопомич». На печать газеты «Самопомич», только один тираж которой достиг фантастической цифры в 6,5 млн экземпляров, в партии потратили за два квартала 17,6 млн грн. Это при том, что самая популярная газета Украины еженедельно печатает 130 тыс. экземпляров. Эксперты обращают внимание, что несколько номеров всеукраинской партийной газеты был посвящен «мусорной блокаде Львова». Также партийцы отчитались о 5 млн на «коммуникационные расходы», куда включили 2,5 млн грн на рекламу по ТВ.

С «Батькивщиной» чуда не произошло. Как и во время публикации электронных деклараций, когда вся страна ожидала отчета Юлии Тимошенко, которая, как оказалось из документов, не имеет ни собственной машины, ни дома, ее партия не потратила на рекламу ни копейки.

Несмотря на отсутствие отчета, в Радикальной партии ранее признавали, что их активная рекламная кампания перед Новым годом финансировалась также за счет бюджетных средств.

В целом же украинцы заплатили из собственных карманов за рекламу политических партий свыше 60 млн грн.

«Каждая вторая гривна налогоплательщиков была потрачена партиями не на развитие, а на собственную рекламу, — говорит директор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель. – Это похоже на ситуацию, когда родители дают ребенку деньги на горячий обед, а средства идут на компьютерные игры; не на развитие, а, фактически, на ветер».

Если миллионные тиражи во время выборов еще можно как-то объяснить, то куда деваются миллионные тиражи сейчас, когда вероятность перевыборов пытаются опровергнуть? Кошель считает, что газеты или лежат мертвым грузом на складах, или кому-то в партии позволили «подзаработать».

Между кнутом и пряником

По замыслу, государственное финансирование должны уменьшить, а впоследствии и вовсе положить конец теневому финансированию деятельности политических сил в межвыборный период. Но именно наказание за ложь в партийных отчетах во время принятия закона в Верховной Раде нардепы «резали» до последнего.

От самороспуска до референдума – как могут запустить парламентские перевыборы

В итоге за ложь о расходах бюджетных миллионов непосредственно политики рискуют получить лишь штраф в 2800 гривен. Уголовную ответственность оставили для бухгалтеров партийных ячеек, да и то во время выявления повторного существенного нарушения. Доказать нецелевое расходование партийных средств самими политики почти невозможно.

«Новичок» в партии «Батькивщина» Алена Шкрум говорит, что участия в распределении государственных денег не принимала, поскольку ни в партию, ни в политсовет до сих пор не входит.

«Без финансовых санкций и ответственности за ложь в партийных отчетах закон о государственном финансировании партий не будет работать, — говорит Шкрум. – Когда большие партии показывают «ноль» работников, это не значит, что их нет; это значит, что платят этим людям «в конвертах», и это очевидно. Когда же даже партия президента, как и его канал, как и многие его же предприятия, выдают деньги «в конвертах», как они могут требовать прозрачности от других? Добровольно политики это делать не будут».

Кстати, в предыдущих отчетах «Народного фронта» и Радикальной партии за 2015 год не было указано никакого отделения партии, которое имеет официальный юридический статус. Это притом, что тот же «Народный фронт» щеголяет «631 ячейкой партии», которые, как оказывается, не могут официально получить даже копейку. Все проводится, как и раньше, через различные общественные и благотворительные организации.

«Требование легализовать и построить сети региональных ячеек партий было одной из главных целей внедрения реформы, — говорит аналитик Комитета избирателей Украины Денис Рыбачок. – Но даже те партии, которые «поделились» деньгами с регионами, распределяли их крайне непрозрачно. Тот же БПП отдал николаевской организации почти миллион гривен, тогда как соседнее херсонское представительство партии получило едва ли 300 тысяч».

Проверять подозрительные статьи расходов и требовать наказания нарушителей должно НАПК. Но там ограничились только десятком дел о «признаках уголовных правонарушений» в отчетах исключительно непарламентских партий, которые передали полиции.

Учитывая темпы работы НАПК, которое уже третий месяц после сдачи электронных деклараций не может утвердить порядок их проверки, надежд на качественную проверку еще и партийных бухгалтерских талмудов маловато. Спасает разве только, что порядок проверки партийных отчетов был утвержден вместе с законом. Правда, первые документы под громким названием «анализ отчетов политических партий» на сайте самого НАПК занимают одну-две страницы.

В украинском представительстве международной организации по борьбе с коррупцией Amnesty International разочарования откровенно слабым стартом проверок партийных отчетов не скрывают.

«НАЗК подошло к этим проверкам формально, — считает директор Amnesty International Украина Ярослав Юрчишин. – Несмотря на то, что более 100 зарегистрированных партий отчеты не сдали вообще, в НАПК днем с огнем нашли нарушения в отчетах десятка партий, которые их сдали! Условно говоря, свою функцию они выполняют, но никакого содержания такой подход не имеет».

Выход из тоннеля

На самом деле позитив от введения государственного финансирования партий в среднесрочной перспективе нельзя отрицать. Если более 20 лет партии шли на выборы, побеждали, а потом использовали государственный бюджет для обогащения тех, кто дал им деньги на кампанию, то теперь у общества появляется возможность увидеть в партийной бухгалтерии хоть что-то. Иначе «амбарные книги» будут время от времени находить не только в Партии регионов.

Что делать без «Рошен»: каких реформаторских шагов ждут от Порошенко?

Именно для того, чтобы научить партии отчитываться и быть осторожными с использованием средств, и было задумано влить в партийную реку бюджетный ручей. Но без качественного контроля и очистки самой реки ручеек в ней быстро и навсегда исчезнет.

«Мы годами время от времени удивлялись щедрым жертвователям украинским партиям из Китая, Кипра, Монако и т.д. А это политики просто заводили средства удобными для них способами, преимущественно через оффшоры. Теперь же, когда средства легально пришли в партии из бюджета, необходимо в электронном режиме заставить показывать каждый платеж из этих средств! Пока же эти кипы бумаг лежат где-то в НАПК или Госаудитслужбе, а общественности их предоставляют только в ответ на письменный запрос», — объясняет Юрчишин.

Соответствующий опыт у Украины уже есть. Мало кто верил, что каждую платежку из госбюджета можно посмотреть онлайн, но, пусть даже с определенными недостатками, эта система работает уже второй год. На портале Е-Дата уже сейчас можно проследить движение государственных средств по стране не только по регионам, но и по ведомствам.

В Комитете избирателей Украины обращают внимание, что парламентские политические партии начинают понимать важность открытости работы и использования финансов. И наладить контроль за использованием партийных денег стоит хотя бы потому, что в следующем году украинцы заплатят за партии уже 443 млн гривен, а с 2018-го средства из бюджета будут получать не только парламентские силы, но и все партии, которые наберут на выборах 2% голосов. К тому же уже сейчас украинцы платят за попытку обеспечить финансовую независимость партий от олигархов больше, чем в соседней Польше: там каждый работающий гражданин отдает на партии 10 грн в год, украинцы уже отдают 13 грн.

«Этих денег достаточно для развертывания полноценной деятельности: создания мощной региональной сети ячеек, выплаты легальных зарплат, финансирования работы аналитических центров, разработки законов и альтернативных решений, встреч с избирателями, открытых общественных приемных и тому подобного, — говорит Алексей Кошель. — Все это позволит партиям достичь реальной независимости от средств олигархических групп. Поэтому запрещаем использование средств на политическую рекламу, отдаем 70% партийных средств из бюджета на региональные ячейки партий – и контролируем каждую платежку».

Илья Лукаш

Фото: ru.slovoidilo.ua