Генерал Макмастер принадлежит к числу тех, кто не только предельно трезво оценивает риски и угрозы для национальной безопасности США, но и не боится отстаивать свое мнение перед начальством любого ранга. Назначение Макмастера горячо поддержали американский политикум, военные и эксперты.

Роль советника президента по национально безопасности

Скандал с предшественником Герберта Макмастера генералом Майклом Флинном не даром наделал столько шума. Дело в том, что советник президента США по вопросам национальной безопасности (англ. National Security Adviser) – это не просто один из рядовых советников главы Белого дома. У него есть собственные аналитический аппарат и пресс-службу.

«Ти-Рекс», «Бешеный пес» и другие фигуры администрации Трампа

Этот человек вплотную занимается вопросами национальной безопасности и международных отношений, готовит доклады президенту Соединенных Штатов и Совету национальной безопасности, имеет прямой доступ к главе государства в любое время, организует и координирует в кризисные времена работу Ситуационной комнаты Белого дома. Излишне говорить, что советник по нацбезопасности имеет доступ ко всей секретной информации.

Такие полномочия делают пост советника по национальной безопасности одним из ключевых в стране, фактически ставя его обладателя в один ряд с руководителями Госдепартамента и Пентагона. Само собой разумеется, что во многом место и роль советника определяется масштабом его личности и характером отношений с президентом. В ряде случаев он де-факто становился более влиятельным, чем министр обороны, госсекретарь или даже вице-президент США.

В качестве примера таких серых кардиналов можно привести Генри Киссинджера и Збигнева Бжезинского, обладавших в администрациях Ричарда Никсона и Джимми Картера колоссальным влиянием на внешнюю политику страны. Да и советы Кондолизы Райс в администрации Джорджа Буша-младшего явно имели больше веса, нежели идеи тогдашнего госсекретаря Колина Пауэлла.

Что касается ушедшего в отставку Майкла Флинна, то он с самого начала вошел в узкий круг лиц, определяющих политику Соединенных Штатов и готовящих проекты решений президента Трампа. Однако очень скоро Флинн из этого круга был выведен стараниями старшего советника по стратегическим вопросам Стивена Бэннона, монополизировавшего доступ к главе страны. Чуть позже американская разведка демонстративно отказала людям Майкла Флинна в доступе к секретным документам. Ну а потом и вовсе вспыхнул скандал вокруг несанкционированных контактов Флинна с послом РФ Сергеем Кисляком, в ходе которого генерал был вынужден подать в отставку.

В поисках достойного

Обжегшись на Флинне, администрация Трампа рассматривала в замену лишь кандидатуры людей действительно достойных, к которым у общественности точно не могло быть вопросов, а главное которых даже в страшном сне нельзя будет заподозрить в симпатиях к Москве.

Отставка Флинна и угроза импичмента: почему Трамп отворачивается от России

Изначально один из важнейших постов в стране был предложен бывшему подчиненному руководителя Пентагона Джеймса Мэттиса, экс-заместителю командующего Межвидового командования Вооруженных сил США вице-адмиралу Роберту Ховарду, который в последние годы работает в руководстве аэрокосмического гиганта Lockheed Martin. Он идеально подходил для этой работы, но отказался идти на место Майкла Флинна из-за того, что ему не позволили назначить своего руководителя аппарата Совбеза.

Отверг предложение занять один из ключевых постов в стране и бывший командующий силами США в Ираке и Афганистане, экс-глава Центрального командования США и экс-директор ЦРУ, сторонник предоставления Украине летального оружия четырехзвездочный генерал Дэвид Петреус.

Кроме того, на место советника по нацбезопасности рассматривался карьерный дипломат, бывший представитель Соединенных Штатов в ООН Джон Болтон, также призывавший к вооружению нашей страны и предоставлению Украине перспективы членства в НАТО.

В конце концов, вакантное кресло занял человек, обладающий одновременно репутацией храброго солдата, авторитетного командира и военного стратега – 54-летний действующий генерал-лейтенант Герберт Макмастер.

Герберт Макмастер – мыслитель и практик

Выпускник военных академий Valley Forge (в 1980 г.) и West Point (в 1984 г.), Макмастер впоследствии защитил степень доктора философии в университете Северной Каролины. Однокурсники описывают его как историка-интеллектуала, цитирующего в повседневном общении Аристотеля, Джорджа Вашингтона, Эммануила Канта и лорда Чистертона.

Первая слава пришла к Герберту Макмастеру в 1991 году во время первой войны в Персидском заливе. Тогда на юго-востоке Ирака во время песчаной бури подразделение из 9 американских танков, ведомых капитаном Макмастером, потеряло ориентацию и неожиданно наткнулось на крупное бронетанковое подразделение саддамовской республиканской гвардии. В ходе развернувшего 23-минутного боя подразделение Макмастера уничтожило 28 танков противника, 16 бронетранспортеров и более 30 грузовиков, не понеся при этом никаких потерь.

Ху из мистер Бэннон: кому принадлежит реальная власть в Белом доме

Битва продемонстрировала мужество американских солдат и незаурядное мастерство их командира, а также развеяла последние сомнения в тотальном превосходстве американских «Абрамсов» над советскими танками Т-62, Т-72, и китайскими Т-69, состоящими на вооружении саддамоских сил. Сам же Герберт Макмастер получил орден «Серебряная звезда», которым награждают за доблесть.

После этого Макмастер командовал учебным центром передового опыта на военной базе «Форт Беннинг» (Джорджия). Во время операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане руководил объединенной межведомственной тактической группой «Шафафийят» (CJIATF-Shafafiyat) международных сил содействия безопасности в штабе командования в Кабуле. Принимал активное участие в обеих войнах в Персидском заливе.

В 1997 году Герберт Макмастер опубликовал книгу «Нарушение служебного долга» («Dereliction of Duty»), в которой раскритиковал 36-го президента США Линдона Джонсона и его министра обороны Роберта Макнамара за ошибки во время войны во Вьетнаме. Особенно досталось на орехи офицерам Генштаба, которые, по мнению Макмастера, «заискивали и думали о собственных карьерах вместо того, чтобы давать политическому руководству непредвзятые советы».

макмастер
Макмастер в Ираке отдает честь знамени 3-го Кавалерийского бронетанкового полка. Апрель 2005 года. Источник — U.S. Army photo

В 2006 году тогдашний руководитель Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США Питер Пэйс отзывался о книге Макмастера как об «основополагающей работе об ответственности военных при контактах с политическим руководством во время вьетнамской войны – в момент, когда избранная стратегия явно не работала». А один из критиков Дональда Трампа, редактор издания Commentary Джон Подгорец, написал: «Я стану 1000-м человеком, который скажет, что работа Макмастера «Dereliction of duty» – это одна из важнейших американских книг за последние 35 лет».

В другой монографии, увидевшей свет в 2003 году, Герберт Макмастер предостерегает американских штабистов от чрезмерной самоуверенности, охватившей их после двух легких кампаний в Персидском заливе, выигранных преимущественно за счет тотального превосходства в воздухе. В качестве примера он приводит катастрофу в октябре 1993 года в сомалийском Могадишо, где подавляющее американское технологическое превосходство не смогло предотвратить поражение и трагическую гибель отряда «Дельта».

До последнего времени Макмастер в Пентагоне возглавлял Центр интеграции боевых возможностей сухопутных войск США и был заместителем руководителя Командования по академическим и научным исследованиям по развитию сухопутных войск.

Изучая русского медведя

В Пентагоне генерал долгое время проталкивал адаптацию вооруженных сил США к методам «гибридной войны», которые Россия использует против Украины, и наращивание готовности вооруженных сил США к возможному противостоянию с Москвой.

Новая Холодная война: США и Китай в борьбе за мировое господство

Макмастер активно изучал опыт украино-российской войны и был инициатором анализа боевых действий на востоке нашей страны на предмет определения необходимых армии США изменений.

Во время выступления в Сенате он неоднократно обращал внимание законодателей на мастерское использование Россией атак в киберпространстве, беспилотников и средств радиоэлектронной борьбы для нейтрализации противника. Он также заявил, что Россия обладает более эффективными артиллерийскими системами и боеприпасами, чем Соединенные Штаты.

Кроме того, по словам генерала, танки и бронемашины, которые сейчас используют США, требуют замены на образцы нового поколения.

Выступая во влиятельном американском центре CSIS в мае 2016 года, Макмастер отметил, что Россия усилилась в то время, когда США осуществляли стратегическое сворачивание военного присутствия в ряде регионов.

Тогда генерал прямо заявил, используя примеры Украины и Крыма, что философия сдерживания России, которую исповедовали Соединенные Штаты и Североатлантический альянс, провалилась.

Сейчас мы осознали угрозу со стороны России, которая до последнего времени вела ограниченные войны с четко определенной целью: аннексировала Крым, вторглась в Украину (и все это – с нулевыми для себя потерями), установила там свое доминирование, а потом повернула ситуацию так, будто мы с нашими союзниками и партнерами совершаем эскалацию, – заявил он.

«Для того чтобы противодействовать таким действиям России, нам необходимо усиление передовых рубежей: с тем, чтобы уже в самом начале возможного противостояния враг понес значительные потери. При этом сам подход к военному сдерживанию должен опираться на идею причинения значительного ущерба агрессору не только на этапе контрудара, но прямо в ходе обороны передовых, чтобы противник осознал, что он не сможет достичь своей цели с приемлемыми для него потерями. Именно так, а не за счет условного баланса сил и угрозы ответного удара уже после акта агрессии. Недавний опыт показал нам неадекватность последнего подхода», – заявил Макмастер.

Близким к Макмастеру называют Филипа Карбера, военного исследователя «Фонда Потомак», который посещал передовую на востоке Украины и представил на рассмотрение военных и гражданских экспертов США свой отчет о методах ведения боевых действий Россией.

Одним из выводов Карбера было существенное отставание вооруженных сил США в методах использования артиллерии и систем залпового огня, а также в их качестве.

Общественность – «за»

Назначение Герберта Макмастера горячо приветствовали решительно все американские политики и эксперты, причем – независимо от партийной принадлежности и отношения к политике Дональда Трампа.

Тарас Березовец о дуэли Путина с Трампом и боснийском сценарии для Украины (видео)

«Макмастер имеет безупречную репутацию. Вместе с Тиллерсоном, Мэттисом и нашей разведкой – и при поддержке президента Трампа – он способен помочь исправить ситуацию», – написал по этому случаю экс-замгоссекретаря в администрации Билла Клинтона, председатель влиятельного аналитического центра The Brookings Institution Строуб Талботт.

«Генерал Макмастер – фантастический выбор на позицию советника по нацбезопасности. Он один из наиболее уважаемых действующих офицеров, также – ученый и одаренный стратег. Его стремление говорить правду власть предержащим также сослужит добрую службу администрации [Трампа]. Он страстный защитник американской безопасности, и принесет в этот процесс драйв и дисциплину», — говорится в релизе авторитетного центра The Heritage Foundation.

«Генерал-лейтенант Макмастер – великолепный выбор на пост советника по национальной безопасности. Это человек подлинного ума, характера и способностей», — отметил председатель комитета Сената США по вооруженным силам, убежденный друг нашей страны Джон Маккейн.

«Ничего из того, что я о нем знаю, не говорит о том, что этот человек будет мягок по отношению к русским, — убеждает бывший посол Соединенных Штатов в России Майкл Макфолл – по моему мнению, он и Мэттис будут согласны по многим аспектам американской политики касательно России».

«Он один из наиболее уважаемых военных стратегов последних десятилетий – мыслитель и практик. В этом смысле, он имеет репутацию, диаметрально противоположную Майклу Флинну, и гораздо лучше поладит с технократами Джеймсом Мэттисом, Рексом Тиллерсоном и Джоном Кэлли (министром внутренней безопасности – ред.)», — утверждает Дерек Чоллет, председатель Фонда Маршалла.

«Макмастер – один из лучших и храбрейших военных лидеров своего поколения. В то же время, он – историк-интеллектуал со стратегическим мышлением», — заявляет Джон Нагл, автор книги «Воспоминания о современных войнах: теория и практика». — Он сформирует профессиональную технократическую команду Совета национальной безопасности. Он также безоговорочно цельная личность — из тех, кто будет служить моральным компасом. Я думаю, это безусловный успех Белого дома и президента, которые смогли заполучить такого человека, как Макмастер».

Вызовы и задачи

Перед новым советником по национальной безопасности стоят нелегкие задачи: ему предстоит заново отстроить работу аппарата Совета национальной безопасности, в значительной степени деморализованного Майклом Флинном, а также наладить межведомственную работу. Впрочем, наш герой никогда не отступал перед трудностями. Помочь ему в этом призван отставной генерал-лейтенан Кит Келлогг, назначенный руководителем аппарата, а также бывшие сослуживцы Макмастера Дерек Харви и Джоэл Рэйберн, ныне также входящие в структуру Совбеза.

макмастер2
Обращение к кадетам военной академии Афганистана, 2011г. U.S. Army photo

Единственной слабой стороной Герберта Макмастера может стать его неискушенность в кулуарных политических играх. Впрочем, это не так уж и критично, учитывая, что на одном поле с Макмастером явно будут играть и шеф Пентагона Джеймс Мэттис, и министр внутренней безопасности Джон Кэлли, и большинство руководителей разведслужб, и руководители профильных комитетов Сената, и (потенциально) глава госдепартамента Рекс Тиллерсон.

Нет никакого сомнения в том, что назначение нового советника по нацбезопасности – один из самых сильных ходов Дональда Трампа за последнее время. Он демонстрирует и способность новоизбранного президента учиться на собственных ошибках (пусть и не признавая их публично), и желание Трампа быть окруженным сильными людьми, которые не боятся иметь и отстаивать собственное мнение.

Ну, а генералу Герберту Макмастеру стоит пожелать удачи на новом поприще. Ведь если хотя бы часть идей и наработок генерала будет воплощена в жизнь – весь мир станет значительно лучше и безопаснее.

Максим Викулов