Как писала английская газета Sunday Telegraph, в министерстве обороны Великобритании есть данные о том, что существовал план убийства премьер-министра Черногории Мило Джукановича сразу после парламентских выборов в октябре прошлого года.

Три года антироссийским санкциям: как агрессора бьют рублем

По данным английских и американских спецслужб, в заговоре участвовали офицеры российской разведки. Основной целью было помешать вступлению Черногории в НАТО, хотя на выборах партии, выступающие за вступление в Альянс, получили большинство. Другими словами, после того, как в Москве поняли, что легальным путем помешать движению Черногории на Запад невозможно и была предпринята такая попытка.

Расследование

Специальный прокурор Миливое Катнич, который ведет расследование, с самого начала подозревал иностранный след в попытке переворота. Тем не менее, до определенного времени он публично об этом заявлений не делал, либо отделывался намеками.

В конце февраля 2017 года положение изменилось. Прокурор публично обвинил российских агентов в финансировании и руководстве заговором. По словам Катнича, организатором группы был бывший заместитель российского военного атташе в Польше Эдуард Шишмаков.

«Он не Широков, а Эдуард Шишмаков, который в 2014 году был заместителем военного атташе в Польше, но выдворен из-за шпионажа в Россию как персона нон грата, — сказал прокурор в эфире телеканала TV Prva (Первый). — Этот паспорт был ему выдан российскими органами, он является членом российских спецслужб».

Как выяснили следователи, группа сербских националистов под руководством бывшего генерала жандармерии Братислава Дикича планировала под видом черногорской полиции открыть огонь по мирным демонстрантам, протестующим против результатов выборов 16 октября рядом со зданием правительства Черногории. По донбасскому сценарию планировался захват здания правительства и парламента.

Наряду с убийством премьер-министра Мило Джукановича, предполагалось поднять восстание против вступления в НАТО и, под воздействием пролитой крови на улицах столицы Подгорицы, передать власть пророссийскому правительству. В этой группе, а также в других, были бывшие участники боевых действий на Донбассе. Среди них не только сербы, но и русские.

Как сообщает пресса Черногории, были задержаны 25 человек, Некоторым удалось бежать в Сербию, но власти последней выдали Черногории своих граждан.

У задержанных были изъяты криптотелефоны — специальные смартфоны со сложными алгоритмами шифрования. Один использовался в Черногории, второй — в Сербии, а третий находился в России. В ходе расследования, было обращение к американским и британским спецслужбам, которые взломали шифр и прочитали переписку. В ней были найдены «свидетельства связи с высокопоставленным российским чиновником».

Газета Sunday Telegraph приводит слова министра обороны Черногории Предрага Босковича о том, что нет ни малейшего сомнения в том, что, вместе с сербскими националистами, заговор был профинансирован и организован российской разведкой.

Путинская Россия: война как стиль жизни

Один из руководителей заговора — сербский националист Александр Синджевич — активно сотрудничает со следствием. Он утверждает, что был связующим звеном между исполнителями плана по перевороту и убийству премьера Джукановича с двумя российскими агентами. Собственно власти Черногории не ставят цель добиться признания Москвы в планах по перевороту. Они прекрасно понимают, что даже неоспоримые доказательства участия российских агентов не заставят Москву отступить от давно известной позиции «ихтамнебыло».

Иллюстрацией российского участия в событиях в Подгорице считают фотографию, сделанную в декабре прошлого года, на которой министр иностранных дел Сергей Лавров запечатлен вместе с проходящем по делу Неманья Ристичем. Черногория требует у Сербии его выдачи.

В Москве настаивают на том, что Ристич оказался возле министра случайно. Однако в этом есть сомнения. Вряд ли каждый встречный может свободно подойти к российскому министру. Ристича пропустили — значит о нем знали. И не только в Белграде, где он отметился как осведомитель полиции и активист националистических взглядов. Дело было после разоблачения заговора, но Лавров посчитал возможным сфотографироваться рядом с одиозным националистом. Конечно, это не прямое доказательство для Миливое Катнича, но факт весьма характерный.

Под подозрение в участии в заговоре попали два депутата Скупщины (парламента) Черногории Андрия Мандич и Милан Кнежевич. Оба являются лидерами пророссийского «Демократического фронта». Несколько дней назад с них была снята депутатская неприкосновенность, и они ожидают скорого ареста. Интересно, что накануне попытки переворота лидеры «Демократического фронта» ездили в Москву, где встречались с депутатами «Единой России» и, надо полагать, не только с ними.

Уже очевидно, что расследование, еще не законченное, серьезно ударит по пророссийской оппозиции в Черногории, но не только в ней.

Главная цель — Сербия

Неудачный заговор с целью государственного переворота в Черногории только усилил ее движение на вступление в НАТО. Московская газета «Коммерсант» приводит слова бывшего министра иностранных дел Черногории и бывшего посла в США Миодрага Влаховича о том, что информация прокурора Катнича о неудачном перевороте «будет лишь способствовать безотлагательному вступлению Черногории в НАТО». И это действительно так.

Протокол о вступлении Подгорицы в Альянс уже утвердили парламенты 24 государств-членов. Об этом заявил премьер-министр Черногории Душко Маркович на встрече с генеральным секретарем организации Йенсом Столтенбергом. Последний выразил надежду, что в скором времени протокол ратифицирует и Конгресс США. Там остановка произошла по понятным причинам.

«С уверенностью ожидаю, что Черногория на саммите этого года будет присутствовать как новый член НАТО», — сказал Столтенберг.

Генсек НАТО Йенс Столтенберг и премьер-министр Черногории Игорь Лукшич

Конечно, в Москве пытались любыми средствами предотвратить движение Черногории в западном направлении. Вплоть до попыток создания на Балканах некоторого подобия Донбасса. Не получилось. Это серьезный удар по московской политике и кремлевским планам в стратегически важном регионе.

В силу географического фактора, Балканский полуостров имеет для России важнейшее значение в связи с планами продвижения, по крайней мере, в восточную часть Средиземного моря. Во времена СССР советские военные корабли заходили в югославские порты, в том числе в нынешней Черногории, для заправки горючим и водой.

База в сирийском Тартусе выглядит не слишком надежной. Во-первых, нужно вложить значительные средства по превращению ее в полноценный пункт обслуживания боевых кораблей. Когда это будет и будет ли вообще остается очень большим вопросом. Во-вторых, военные успехи сирийской правительственной армии весьма неопределенные и нет полной уверенности в прочности режима Асада на длительное время.

К тому же Иран не в восторге от наличия российских баз в Сирии и продолжает интриговать с целью их вытеснения. Другими словами, в любую минуту Москву и ее флот могут из Тартуса попросить, и ничего нельзя будет сделать. Не воевать же с Асадом и стоящим за ним Ираном.

Отсюда большая заинтересованность Москвы в дружественных государствах на Балканах, которые могли бы в той или иной мере подстраховать российский флот на случай непредвиденных обстоятельств. Хорватия и Словения, как члены НАТО, потеряны для России. О российской угрозе на Балканах президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович рассказала в интервью канадскому изданию Defence News. Она предупреждала о вероятности «гибридных войн» в регионе.

Черногория с ее портами была крайне важной, а здесь такая неудача.

Вторая и не менее важная цель московской политики на Балканах — это Сербия. Хотя страна теперь не имеет выхода к морю, но остается одним из самых крупных государств полуострова. Пророссийская Сербия  могла бы в значительной мере смягчить последствия ухода Черногории на Запад. Однако и здесь Москву ожидало серьезное, если не сказать больше, разочарование.

Власти в Белграде с самого начала развития заговора в Черногории не только оказали максимальную помощь спецслужбам соседней страны, но также провели ряд арестов среди сербских националистов, как оказалось, также замешанных в заговоре.

Два года без Немцова: как в России избавляются от оппозиции

Еще в октябре прошлого года премьер-министр Сербии Александр Вучич рассказал, что к попытке захвата государственных учреждений в Черногории привлекалось несколько групп, в том числе и в Сербии. И действовали они «под внешним контролем».

«Мы нашли у них 125 тыс. евро, специальную униформу, другие вещи, — сказал Вучич. — За премьером Черногории следили с помощью самого современного оборудования… Глубоко заблуждались те, кто полагал, что Сербия каким-либо образом будет участвовать в этом».

В ходе следствия и выявления деталей связи заговорщиков с их российскими кураторами, официальные лица в Белграде стали высказываться еще резче. Хотя формально в Сербии Россию не обвиняют, но от этого суть дела не меняется. Всем понятно, кто имеется в виду под «внешним контролем».

Обеспокоенность сербских властей вполне понятна. Обкатанный в Черногории в случае успеха сценарий мог быть повторен в Сербии, где достаточно как сторонников России, так и противников прозападного курса.

В то же время движение Сербии в сторону Евросоюза в Москве вызывает нескрываемое раздражение. Это тоже приходится учитывать Белграду и принимать меры, парируя угрозы, исходящие из Кремля. Для Белграда важно показать, в первую очередь Западу, что курс на сближение с Евросоюзом и, в дальнейшем, с НАТО не имеет альтернативы и будет продолжаться. Его реализация заключается, в том числе, и в максимальной помощи соседней Черногории по противодействию московским попыткам устроить там государственный переворот.

Одновременно дискредитация пророссийской оппозиции в Черногории рикошетом ударит и по аналогичной в Сербии. Это тоже соответствует намерением Белграда.

Последствия

Провалом российской агентуры в Черногории и, косвенно, в Сербии дело не ограничится.

События на Балканах, наряду с украинским вопросом, были предметом обсуждения на встрече министра иностранных дел Великобритании Бориса Джонсона с государственным секретарем США Рексом Тиллерсоном. Продолжением этого обсуждения стал визит британского министра и его польского коллеги в Киев.

С большим опозданием, Запад начинает осознавать необходимость давать отпор российской экспансии. Если Москву не остановить, то за Украиной последует Сербия и государства Балтии. В свое время осознание грозящей опасности заставило Запад выступить против сталинских попыток захватить западный Берлин и помочь Югославии выстоять перед лицом готовящейся советской агрессии.

Неудача в Черногории и Сербии тяжело отзывается в Москве. Все это происходит на фоне возрастающего раздражения курсом американской администрации. Вашингтон явно втягивает Москву в гонку вооружений, которую Кремль не может выиграть в принципе. В то время, как в американском бюджете на 10% увеличивают расходы на оборону, в российском их сокращают на 20%.

Разговоры об асимметричном ответе рассчитаны на невзыскательных зрителей федеральных телеканалов. На самом деле, в Белокаменной начинается легкая паника и лихорадочный поиск так называемых ответов. К сожалению, площадкой для них будет оккупированная часть Донбасса. Именно здесь Москва попытается взять реванш за провал в Черногории.

Юрий Райхель