Некоторые из них оставили след в большой политике, часть – состоялись исключительно как технические ставленники, без всякой претензии на субъектность.

О политической морали и неизбежности построения КПСС

Так уж заведено, что в большинстве случаев глава правительства – это доверенный человек президента, который четко придерживается линии центра. И только некоторые из наперсников пытаются играть в самостоятельную игру, либо же хоть как-то дрейфовать от берега Банковой.

Украинцы хорошо помнят, как в 1999 году успешный банкир Виктор Ющенко возглавил Кабмин. Именно с его деятельностью ассоциировали стабилизацию гривны и выход из затяжного экономического кризиса. В итоге — карьерный рост до кресла президента.

Главное место в его команде занимала Юлия Тимошенко. В правительстве Ющенко, кто забыл, она была вице-премьером по вопросам топливно-энергетического комплекса. Уже в 2005 году после всех оранжевых приключений она удобно устроилась в премьерское кресло, разругавшись в пух и прах предварительно со своим боссом.

Юлия Владимировна, очевидно, за всю новейшую историю Украины – наиболее умелый политик, который, несмотря на все свои политические промахи, странным образом остается в центре парламентской жизни.

Чего не скажешь об ее экс-однопартийце Арсении Яценюке, который сейчас находится в активном процессе ребрендинга своей политической силы. Стоит отметить, что он не только сумел в свое время выйти из-под юлиного крыла, но и отметился самостоятельной игрой в украинском парламенте.

С майдановским обещанием пустить «пулю в лоб» Яценюк возглавил правительство, которое так и не стало командой камикадзе. В прошлом году его вместе с реформаторами отправили в отставку, освободив место для «винницких».

Конечно, речь идет поддержке и опоре президента — Владимире Гройсмане, который довольно быстро вылетел на отечественную политическую орбиту и с легкой подачи гаранта уверенно там себя чувствует.

В середине апреля исполняется ровно год с момента его назначения. За это время не было никаких громких заявлений об отставке правительства. И понятно почему. Ведь, согласно постановлению Верховной Рады, Кабмин получил год иммунитета на проведение реформ. Год проходит, значит, вполне вероятно, что над головой премьера облака погустеют.

В какой точке сейчас политическая карьера молодого премьер-министра Украины и готов ли он к самостоятельному плаванию, Politeka спросила у экспертов.

Николай Голомша, экс-заместитель Генерального прокурора Украины, политик:

Голомша
— За год премьерства Гройсмана ничего кардинально в стране не изменилось. У нас до сих пор нет четкого плана стратегического развития. Все сегментарно. Как ориентировались на субсидии, так и продолжаем эту практику. Это же прямая пропаганда бедности. О реформах много говорят, но на деле – результата нет.

Чего стоит только инициатива Гройсмана о повышении заработной платы. Никто не учел нагрузки, негативных факторов. Всю тяжесть повесили на плечи малого и среднего бизнеса. Государственный сектор также испытал негатив – там начали сокращать рабочие места.

Правительство не предложило эффективный план экономического роста. То же самое с децентрализацией. О ней много говорилось, но она выливается в централизованную форму управления со стороны властей. Все дерутся за пальму первенства, но реальные полномочия на места никто не отдает. И это очень опасно.

Еще один важный сегмент – приватизация. В США 41% собственности принадлежит государству. У нас за время премьерства Гройсмана и работы его команды реализуется принцип – все продать и раздерибанить.

За год правительство во главе с премьером, несмотря на все негативные факторы в стране, имело возможность изменить ситуацию. Просто нужна государственная позиция и программа, которую последовательно нужно выполнять. В частности, прекратить наконец-то опираться на коррупционные потоки, а учиться управлять страной.

Гройсман не является государственником. Недостаточно опыта. Он использует коммунистическую форму правления: я вам покажу, я вас всех поувольняю. Это  средневековье.

Никто не показывает, как от политики разрушения перейти к политике конструктива. Где премьер на выезде в регионы? Нет такого. Какие финансируются программы? Все они – исключительно для хищения государственных средств.

Учитывая это, отставка правительства – нужна как воздух. Сейчас стоит забыть о политиканстве. Премьер-министром должен быть человек из бизнеса. Например, директор крупного предприятия, независимый от политики, профессионал, у которого есть опыт – как поднимать экономику.

Андрей Еременко, социолог:

Еременко
— У нас любой человек на высокой должности, хочет он того или нет, вынужден играть свою политическую игру. Гройсман – не исключение. Хотя бы потому, что президент – живой человек. Соответственно, вынужден делегировать другим ряд прав и обязанностей.

Задача уровня премьер-министра настолько масштабна, что там человек не может не играть самостоятельную роль. Сам факт, что Гройсман на этом посту и за год не сделал ни одного феерического провала, говорит, что он справляется. То есть играет более или менее в собственную игру.

Конечно, его есть за что критиковать. С начала своей работы выполняет одну функцию: консервирует ситуацию, делает минимальные изменения, но они – чисто технологические. Довольно неплохо реализовал этот принцип таким образом, что исключил как развитие, так и огромное падение.

Например, ситуация с налоговым повышением с 1 января. Оно, с одной стороны, заблокировало развитие для части среднего бизнеса. С другой, как-то наполнило бюджет и не привело к коллапсу. И так по всем направлениям. Даже бюджет, который приняли, был заложен с несколькими процентами роста. После огромного падения – это ни о чем, так же консервация.

В нынешних условиях ситуацию не нужно консервировать, ее нужно как-то решать.

История с теми же субсидиями, которые получает чуть ли не половина населения, – это неправильно. Как и неправильно, что реформы практически не происходят. Особенно по децентрализации – тормозится всеми силами. Это, в целом, не Гройсмана ответственность, но саму по себе способность к управлению государством демонстрирует история с декларированием.

Отправить в отставку действующего премьера найдется немало желающих. Но может повториться ситуация с Яценюком. Ему также в свое время объявили о недоверии, отправили в отставку. Те пожали плечами и продолжили работать в статусе исполняющих обязанности. Ведь было понятно, кто же следующий.

Сейчас возникнет аналогичная проблема – где найти нового премьера. Такой поиск выглядит на грани фантастики. Ведь новый глава правительства должен удовлетворять еще и большинство депутатов. Договориться с 226 депутатами – задача очень сложная. Нужен консенсус. Как это было в случае с назначением Луценко – договорились и пакетом проголосовали.

Пока не видно альтернативной фигуры, которая могла заменить Гройсмана. Даже не видно, чтобы начались хоть какие-то переговоры. Называют разные фамилии – от Ющенко до Луценко. Но сначала должны состояться кулуарные договоренности и только тогда мы увидим, как будет развиваться ситуация.

Олег Соскин, директор фонда Института трансформации общества, политолог:

— Гройсман не дорос до самостоятельной игры в большой политике. Последние события показывают, что он не может влиять на стратегические цели. Не противодействует президенту. Выполняет его указания.

Если бы реализовалась децентрализация – это могло быть его преимуществом. Однако он не сумел проявить себя в других областях – в бюджете, не решил вопрос об установлении более упрощенных экономических отношений с нашими соседями.

Повышение минималки – также результат его работы. Это просто катастрофа. Оно привело к увеличению инфляции и уменьшению промышленного производства.

Украина – парламентско-президентская республика. У нас премьер – априори самостоятельная фигура. Но мы не слышим его голоса в парламенте, чтобы он хоть что-то возразил президенту.

Гройсман – хозяйственник, менеджер, но не стратегический лидер. Если его сравнить с предшественниками, то Яценюк был самостоятельным. Он – политический игрок. Действовал на уровне с президентом. Азаров также был достаточно самостоятельным, выводил свою линию, руководил процессами. Тимошенко – однозначно четко занимала свою позицию, не боялась открыто вступать в конфликт с тем же Ющенко. Умела проводить свои самостоятельные решения.

У Гройсмана нет политического будущего. Для Порошенко он уже списан, чужой. А вот Луценко для него свой.

Президент понимает, что выборы будут. Уже звучат разговоры, что Гройсмана отправят в отставку, на его место поставят Луценко.

Тот факт, что премьер-министр зависим от президента – можно и нужно изменить. Глава правительства должен отвечать за экономическую политику. Президент туда вообще не должен вмешиваться. У нас же имеется ​​тихая монополия, где Гройсман выполняет функцию куклы, которая допускается к оперативному руководству. Тогда это скрытая диктатура.

Нужно принять новый закон о выборах в ВР. Объединить мажоритарную и пропорциональную системы. Если изберем такой парламент, то там уже не будет перебежчиков – мажоритарных оборотней. Только тогда построим нормальную парламентско-президентскую республику. ВР станет независимой, сформирует большинство и будет выдвигать премьер-министра.

Таким образом глава правительства становится самостоятельной политической фигурой, даже если у него для этого не хватает личных качеств.

Романия Горбач