Понятно, что стороны ни к чему не пришли. Вашингтон начал говорить с позиции силы. Кремль ни при каких условиях не может проявить слабость. Положение вполне определяется тупиком и движением по замкнутому кругу. Появляются сообщения о новых химических атаках и вполне возможны очередные американские обстрелы.

Насколько долго это будет продолжаться, пока не скажет никто. Ясно, что не очень продолжительный период. Далее должен произойти переход к чему-то более определенному. Вопрос Сирии — это не столько борьба с терроризмом, как хотят представить в Москве, сколько попытка России снова вернуться на Ближний Восток и север Африки. Естественно, Вашингтон будет этому всячески препятствовать.

В московской прессе все чаще пишут о дипломатической изоляции. Причем тон близок к паническому. Такого не было даже после введения санкций по Крыму, Донбассу и сбитому самолету.

В Совете Безопасности Россию поддержал только левацкий режим Боливии, а Китай и вроде бы союзный Казахстан воздержались. Уж на что Иран считается близким если не союзником, то партнером, но его президент Хасан Роухани после разговора по телефону с Путиным заявил, что американские обстрелы это очень плохо, но сирийскому лидеру Асаду нужно активнее действовать в политическом урегулировании и проводить демократические реформы. Хотя в иранской столице звучали дежурные проклятия Америки, тем не менее Тегеран проявил показательную сдержанность на дипломатическом уровне. И это в разгар президентской избирательной кампании, когда Роухани подвергается непрерывным атакам со стороны консерваторов.

В противостоянии России с Западом и США не может быть компромиссов, даже временных. Как в холодной войне — кто-то победит, кто-то потерпит поражение. Понимает ли Путин, что занимает стратегически проигрышную позицию — неизвестно. Однако будет использована тактика затягивания принятия окончательного решения в надежде на отвлечение Трампа проблемами в других не менее важных для США регионах. Одним из таких является Восточная Азия, есть сложности и с Северной Кореей (КНДР).

путин-трамп
фото: forumdaily

Достижения к празднику

Как пишет газета The New York Times, спутниковые снимки показывают повышенную активность возле туннеля, где Пхеньян проводит ядерные испытания.

В Северной Корее свято чтят коммунистические традиции — радовать подведомственный народ какими-то достижениями к праздникам. С экономикой как-то не получается. Поэтому людям демонстрируют милитаристские достижения типа ядерных испытаний или пусков ракет в сторону Японии, а потом и США.

Пхеньян пригласил большое количество иностранных журналистов для освещения Дня солнца. Так называется день рождения основателя республики Ким Ир Сена. Их предупредили, что должны произойти «важные события». Нетрудно догадаться, с учетом природы северокорейского режима, какие именно.

Именно в дни памятных дат или проведения политических мероприятий испытывались ядерные заряды или запускались ракеты.

Судя по всему, намерение северокорейского режима к очередному празднику провести ядерное испытание большой мощности не осталось секретом как для ближайших соседей, так и для Вашингтона. К тому же недавно неудачей закончился запуск так называемой межконтинентальной ракеты. По телевидению показали картинку, как великий Ким Чен Ын намечает в США и Японии цели для ракетного удара. И тут такой пассаж. Народу и окружающим империалистам крайне необходимо было предъявить такой успех, который затмил бы неудачный запуск.

Для северокорейского режима создалась ситуация всем знакомого велосипеда. Чтобы не упасть, необходимо сильнее крутить педали. Пхеньяну к изоляции не привыкать, но его угрозы и постоянные провокации начинают остальному миру не просто надоедать, а выводить из себя. И в этих условиях Ким Чен Ын не видит другого для себя выхода, кроме наращивать военную напряженность и продолжать запугивать мир своей напускной непредсказуемостью.

Гол в собственные ворота: Путин ищет ответ Трампу

В Москве и Пхеньяне все меряют по себе. Российским и северокорейским лидерам непонятен принцип разделения властей, как законодательная и судебная власти могут быть полностью независимыми от власти исполнительной. Там считали, что крутой бизнесмен Трамп будет вести себя в Белом доме как авторитарный владелец и руководитель большой корпорации под названием США. Вот здесь и крылась самая большая ошибка и самое большое разочарование.

Оказалось, что при всей огромной власти и больших полномочиях американский президент ограничен в первую очередь конгрессом и, даже смешно для московских правителей, гражданским обществом и общественным мнением. Вот и вынужден Трамп, возможно, и против своего желания, проводить политику, отличающуюся от обещаний предвыборной кампании.

Азиатско-Тихоокеанский регион для США не менее значим, чем Ближний Восток и Европа. Здесь накопилось довольно много противоречий, в первую очередь с Китаем. И в этом смысле милитаристская политика Северной Кореи представляется детонатором, обостряющим возникшие за долгие годы сложности.

Управа на Кима

Проблема Северной Кореи была одной из центральных на переговорах президента Трампа и китайского лидера Си Цзиньпина. Очевидно, что стороны пришли к какому-то решению, так как сразу после возвращения Си в Поднебесную политика Пекина в отношении Пхеньяна существенно изменилась.

Тем не менее буквально на днях Трамп попросил Си проинформировать Ким Чен Ына о том, что на вооружении США есть не только авианосцы, но и атомные подводные лодки.

В подтверждение своих слов американский президент направил в Восточно-Китайское море отряд кораблей во главе с авианосцем Carl Vinson для патрулирования у берегов Северной Кореи.

И это еще не все, чем располагает 7 флот США, в зону ответственности которого входит западная часть Тихого океана и восточная часть Индийского.

На помощь Carl Vinson подойдет аналогичный авианосец George Washington, крейсеры и эсминцы. На борту каждого из авианосцев находится не менее 70 самолетов, в том числе 24 палубных истребителя-бомбардировщика F/A-18. В группировку во главе с Carl Vinson входит ракетный крейсер Lake Champlain, эсминцы Michael Murphy и Wayne E. Meyer, оснащенные системами раннего обнаружения Aegis.

Крейсер имеет 122 устройства для вертикального пуска (УВП) крылатых ракет морского базирования типа «Томагавк». Эсминцы имеют до 74 таких УВП. Как они стреляют, наглядно показали обстрелы сирийской авиабазы Аш-Шайрат.

Ближневосточная ловушка для Путина: Израиль снимает перчатки

В группировку могут быть привлечены, и это будет сделано, судя по разговору Трампа с Си, атомные подводные лодки типа Ohio, Michigan, Florida, Georgia. Эти атомные подводные лодки, бывшие ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, были переоборудованы в носители крылатых ракет морского базирования. На борту каждой из них имеется по 154 ракеты ВGM-109 Tomahawk. В регион могут быть направлены корабли из других флотов США. Кроме того, в случае необходимости могут быть привлечены силы ВВС США. В частности, 5 армия из Японии, 7 — из Южной Кореи, 11 — из Аляски, 13 — из Гавайских островов, а также стратегические бомбардировщики 8-й воздушной армии Глобального ударного командования.

Эта огромная военная армада может несколько раз подряд снести с лица земли пункты высших звеньев управления, узлы связи, объекты противовоздушной обороны, ядерные полигоны и позиционные районы ракетных войск КНДР. С учетом скорострельности корабельных установок, продемонстрированных в Средиземном море, это произойдет очень быстро. При первом массированном ударе минимально будет применено 2–2,5 тыс. крылатых ракет морского и воздушного базирования. Тут Ким Чен Ыну будет не до атомных бомбардировок.

Не получится укрыться северокорейским вождям в бункерах на большой глубине. В 2011 году ВВС США приняли на вооружение новую бомбу GBU-57. Масса ее боевой части составляет 2,5 т. Она способна пробить почти 70 м армированного бетона. Есть в распоряжении американских ВВС бомба GBU-43/B — тяжелый боеприпас фугасного действия. Она получила название «мать всех бомб» и может наводиться по спутнику. Ее боевые возможности ясны из параметров: масса 9,5 т, несет 8,4 т взрывчатки. Есть у американцев аналогичные бомбы поменьше, но северокорейским милитаристам от этого не легче.

Пекин начинает действовать

Возможные военные действия на Корейском полуострове Китаю совершенно не улыбаются. К тому же экономическое положение страны таково, что обострение с США и возможные административные ограничения китайского экспорта с их стороны крайне пагубно скажутся на внутриполитическом положении страны.

Си Цзиньпин готовится продолжить свое пребывание на посту председателя КНР и генерального секретаря партии. В таких условиях внешнеполитические проблемы крайне противопоказаны. Вот почему обычная поддержка северокорейского режима, несмотря на недовольство китайского руководства его своеволием, продолжалась. Считалось, что не нужно допускать краха режима Кима при всех издержках его поддержки.

Теперь терпение Пекина закончилось. Под давлением США пришлось что-то делать. Для начала урезонить зарвавшегося Кима относительно простыми действиями.

В Сеул был направлен специальный представитель правительства КНР по делам Корейского полуострова У Давэй. Как пишет южнокорейская газета «Чосон ильбо», дипломат сообщил, что в случае проведения Пхеньяном ядерного испытания «в качестве мер воздействия рассматривается приостановка поставок горюче-смазочных материалов и ряда других товаров, а также депортация работающих в Китае граждан Северной Кореи».

О том, что это не просто слова, свидетельствуют вполне определенные превентивные действия.

Как передает Reuters, китайским компаниям пришло указание вернуть заказанный ранее уголь северокорейцам. В результате целая флотилия грузовых судов Северной Кореи, загруженная углем, возвращается в порт Нампхо. В ее портах, по данным компании Даньдун Чентай, скопилось 600 тыс. т угля и еще 2 млн т застряло в китайских портах.

Учтем, что коксующийся уголь является одним из основных экспортных товаров Северной Кореи, торможение его поставок в Китай или возможное прекращение нанесет серьезный удар по северокорейской экономике.

Синхронный сбой и тесные ботинки

Китай же для компенсации дефицита коксующегося угля увеличивает его закупку в США.

Говорить, что Пекин сливает Северную Корею, будет преувеличением. Крах режима там и возможные военные действия грозят появлением огромного количества беженцев в пограничные районы Китая. Там ситуация и сейчас по этой причине не вполне благополучная, ее дальнейшего обострения в Пекине не хотят. Тем не менее некоторое урезонивание Ким Чен Ына вполне допускают, даже предпринимают кое-какие меры в этом направлении.

Можно предположить, что при всей своей внешней непредсказуемости северокорейский лидер не самоубийца. Свои ограниченные военные возможности по сравнению с американскими и южнокорейскими он вполне осознает. При занятой Пекином позиции на какие-то крутые шаги, кроме словесных угроз, он не пойдет. Отсюда следует, что Трамп выиграет следующий раунд.

Не следует думать, что Ближний Восток так уж далеко от Дальнего. Надежды Москвы, что Вашингтон завязнет в Восточной Азии, не оправдаются. И это еще одно крайне неприятное эхо ракетного обстрела Сирии.

Кремлю придется принимать крайне непопулярные решения и по Сирии, и по Украине. Тянуть время можно, но от этого узел проблем только затягивается.

Юрий Райхель