Он с молниеносной скоростью занял это кресло. Ведь президент подписал приказ о назначении в считанные часы после того, как ВР приняла необходимый законопроект. Он позволил человеку без юридического образования и десятилетнего стажа работы в области права занять пост генпрокурора.
Хроники олигархии: «слепой траст» с булавойТогда многие депутаты из оппозиции, а также некоторые из провластных, возмущались нарушением регламента во время голосования.
Разговоры разговорами, а президентская подпись поставила жирную точку в этой истории и заткнула рот всем возмущенным. В принципе, это для украинского законодательного процесса не в новинку.
История с избранием Луценко – пример того, как политическая воля решает все. И даже человек с образованием инженера электронной техники может в одно мгновение стать генеральным прокурором Украины.
Politeka решила выяснить, с такой же ли феноменальной скоростью и упорством Луценко за время своего прокурорства выполнял взятые на себя обязательства.
Юрины обещания
Уже с первых дней своего назначения Юрий Луценко назвал несколько ключевых направлений, которые должны были стать индикатором успешности его работы в должности.
Прежде всего речь шла о наказании «преступной власти», виновных в убийствах на Майдане, люстрации ведомства и возврате выведенных из Украины средств Януковича и его окружения.
Кроме того, пообещал Луценко и полную аполитичность. Мол, не допустит, чтобы политика вмешивалась, либо как-то влияла на расследование резонансных дел. Учитывая давнюю дружбу Луценко с президентом, о такой независимости от большой политики сложно говорить.
Однако подобные упреки генпрокурора особо не задевают, ведь он давно заявил, что на своем посту долго не задержится.
«Когда я получил предложение от президента возглавить ГПУ, то сразу сказал, что рассматриваю этот срок как около полутора лет», – заявил он.
Что ж, от анонсированного срока работы прошел год. Так что можем подводить определенные итоги. В частности, успел ли за это время генпрокурор выполнить львиную долю своих обещаний.
Чистка ГПУ
Чистка ведомства – первое, что обещал Луценко сделать в должности генпрокурора. Об активизации люстрационных процессов внутри ГПУ немало говорилось. Но мы так и не увидели ни одного резонансного увольнения или расследования, которое бы показало их в действии.
Брак по расчету или почему Яценюк и Гройсман стали союзникамиНапример, стоит вспомнить в этом контексте военного прокурора Константина Кулика. Именно его детективы Антикоррупционного бюро обвиняют в незаконном обогащении.
Служебное расследование «установило неэтичное поведение» Кулика. Однако суд отказался отстранять его от должности. Так что он до сих пор спокойно работает. Недавно, 14 апреля, даже получил новую должность – заместителя начальника департамента международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Украины. В то же время расследование относительно него еще продолжается.
В свое время много шума наделала история с якобы похищением и пытками сотрудников Антикоррупционного бюро. Обвиняли в противоправных действиях прокурора Дмитрия Суса и еще двух его коллег из департамента по расследованию особо важных дел в сфере экономики. Луценко пообещал разобраться и виновных наказать.
В результате Суса и его коллег временно отстранили от работы на время проведения служебного расследования. Проверка закончилась 19 октября 2016 года. После этого Сус и его команда вернулись к работе.
Возможно, резонансные увольнения и происходят, но о них почему-то в ГПУ молчат.
Преступления против Майдана
Со времени Революции достоинства прошло уже три года. За этот период сменилось несколько генпрокуроров. Но никто из них так и не наказал виновных за убийства на Майдане и не осудил «преступную» власть.
Николай Катеринчук: Люди боятся, что их расстреляют на МайданеПривлечь к ответственности членов «семьи» Януковича – вполне по силам. Ведь инструментарий для этого есть. Пакетом, вместе с законом, который позволил Луценко стать генпрокурором, был принят ряд важных законодательных изменений.
Речь идет о процедуре заочного расследования и осуждения. Собственно, на этом настаивал сам Луценко. Это, как он утверждал, открывает возможность провести судебное разбирательство дел против бывшего руководства Украины в условиях его пребывания за пределами государства.
В перечне ключевых претендентов на «зону» – сам Виктор Янукович, его сын Александр. Не менее громкие фамилии – Виталий Захарченко, Виктор и Артем Пшонки, Елена Лукаш, братья Клюевы, Сергей Арбузов, Сергей Ефремов, Александр Онищенко и другие.
Но чего стоит дело Лукаш. Расследование относительно нее ГПУ проводит еще с мая 2014 года. Официально ее обвиняют в превышении служебных полномочий – завладении госсредствами на сумму 2,523 млн грн.
Хотя все прекрасно знают, что она – одно из доверенных лиц Януковича и была одной из первых, кто поддержал разгон и избиение участников Революции достоинства. Более того, во время массовых расстрелов активистов в центре Киева пыталась этому найти даже законодательное обоснование.
6 ноября 2015 года Печерский суд Киева арестовал Елену Лукаш на два месяца с возможностью выйти под залог. В тот же день народный депутат Вадим Новинский внес за нее залог – 5 млн грн и она вышла на свободу.
А уже в марте 2016 года Генпрокуратура Украины приостановила следствие в уголовном производстве против Лукаш. Хотя Луценко и заявил, что ей «рано радоваться». Что он имел в виду – не понятно, ведь пока Лукаш чувствует себя довольно комфортно на свободе.
Об эпохальном побеге нардепов Александра Онищенко и Сергея Клюева – нечего говорить. Их и след простыл. Неприкосновенность с них снята, но они до сих пор находятся в статусе народных избранников, о чем свидетельствует информация официального сайта ВР.
Относительно всех этих лиц возбуждены уголовные производства. Но ни одно дело так и не было доведено до суда с вынесением обвинительного приговора – несмотря на многочисленные обещания властей установить наконец-то справедливость.
Миллиарды Януковича
«Обещал – сделал». 28 апреля стало известно, что арестованные почти $1,5 млрд у экс-президента Виктора Януковича и его команды перечислены в госбюджет Украины. Это стало настоящей сенсацией.
Виктор Небоженко: Правоохранители не нашли аргументов для Интерпола в «деле Януковича»«Сегодня была нажата кнопка, и заблокированные денежные средства поступили на счет Государственного казначейства. И я обратился к правительству и парламенту для того, чтобы парламент принял соответствующие изменения в государственный бюджет», – сказал президент Петр Порошенко.
Сначала он пообещал, что конфискованные деньги Януковича будут направлены на усиление боеспособности украинской армии и социальную защиту. Но уже 3 мая сообщил об их зачислении в золотовалютный резерв страны. Они нужны для укрепления национальной валюты.
Оказывается, это важнейшее решение принял не кто иной, как Краматорский районный суд. В результате за считанные дни миллиард Януковича перечислили в госбюджет.
Возникает логичный вопрос – зачем тогда было весь прошлый год устраивать шоу с законом о спецконфискации? Ведь оказывается, у нас достаточно «нажать кнопку» и деньги «преступной власти» благодаря решению Краматорского суда – «суда последней инстанции» – уже на счету украинского государства.
Речь идет не о нескольких миллионах гривен, а о $1,5 млрд. Здесь Луценко дал фору всем вновь антикоррупционным органам.
Это простой ответ на все вопросы о борьбе с коррупцией в Украине и наказанием виновных в преступлениях против Майдана – достаточно просто хотеть нажать кнопку.
Кстати, возврат денег окружения Януковича календарно состоялось очень удачно – в аккурат к годовщине прокурорства.
Однако на этом громкие достижения генпрокурора Юрия Луценко иссякают. Хотя у него есть еще время удивить украинцев настоящей революцией правосудия. Сумеет ли это сделать? Увидим в ближайшей перспективе.
Романия Горбач