Politeka решила выяснить, в чем же заключается особенность нынешнего песенного конкурса и на что тратятся деньги налогоплательщиков.
Миллионы на красную дорожку
Расходование государственных средств – всегда болезненный вопрос. Особенно в стране, где идет война, а перманентная и голословная борьба с коррупцией уже всех изрядно утомила. Поэтому неудивительно, что обнародованные данные о миллионных гонорарах участников «Евровидения-2017» вызвали такую активную дискуссию.
Евровидение: как зарабатывают киевляне на иностранцахНапомним, на выступление певицы Джамалы из государственной казны выделили 986 тысяч грн. Однако, по словам продюсера певицы Игоря Тарнапольского, все упреки относительно неоправданно высокого гонорара певицы — безосновательны и возмутительны.
«Во время «Евровидения-2017» Джамала исполнит три номера, в каждом из них будет нарисованная украинскими художниками графика, к одному из них поставлен танец украинским постановщиком, который исполняют отечественные танцоры, – пояснил у себя в Facebook продюсер. — Записана невероятная симфоническая версия украинским композитором, которую сыграл потрясающий оркестр с прекрасными украинскими музыкантами. К тому же Джамала будет в платьях лучших украинских дизайнеров. Жаль, что все это не является интересной новостью, их имена будут озвучены только в нашем релизе. «Главное» вы уже знаете — сколько все это стоило».
Немало разговоров было и вокруг гонорара ведущего Андрея Джеджулы. Его работу оценили в 2,49 млн грн.
Позаботились организаторы и о модных трендах, потрапив на костюмы ведущих почти 900 тысяч грн.
Все суммы указаны в подписанных договорах, которые обнародовали на сайте публичных закупок «Прозорро».
В частности, на ресурсе есть информация о том, сколько получит победительница «Евровидения-2004» Руслана. Ее гонорар составил 394 тысяч грн. Также в финале выступит группа ONUKA с Национальным академическим оркестром народных инструментов. Расходы на них составили 213 тысяч грн.
Общественное мнение по поводу этой ситуации разделилось. Одни считают, что качественную работу нужно достойно оплачивать. Другие же убеждены, что в стране, где большая часть граждан живут за чертой бедности, такая щедрая раздача государственных средств является неоправданной роскошью.
Подзаработали на песенном конкурсе не только отечественные исполнители. Заморские друзья тоже получили свой кусок «пирога».
Самым высокооплачиваемым оказался шоу-продюсер от наблюдательного совета «Евровидения» Европейского вещательного союза — Стюарт Барлоу.
С ним заключались соглашения дважды: накануне Нового года на 1,35 млн грн. за услуги, которые он должен был предоставить в последние три дня 2016 года, и еще 2,40 млн грн. ему выделили на работу с 9 марта по 14 мая.
Билетные спекулянты
Гонорарный вопрос – не единственный, из откровенно удививших украинцев. Еще один сюрприз от организаторов конкурса – продажа билетов на мероприятие. Оказалось, что купить ихне так уж просто, даже если вы бронируете их одновременно из нескольких стран.
На Майдане затоптали символ Евровидения (фото)По словам жительницы Киева Соломии, попасть на финал песенного конкурса ей и еще нескольким ее друзьям так и не удалось, несмотря на то, что молодые люди готовы были отдать за путевку на финал довольно значительную сумму – около 4 тыс. грн.
«Продажа билетов должна была начаться 14 февраля в 20.00, – рассказывает девушка. — Если ты до этого заходил на сайт, тебе автоматически присваивали номер в электронной очереди. Наша подруга из Италии была 980 в общей очереди. То есть перед ней почти 1000 людей должны были купить билеты. У меня из Украины – 2300 место, а у подруги из Польши — где-то 3000. У парня из Нидерландов – 2000. Билеты должны продавать не более четырех в одни руки. Поэтому логично, что у кого-то из нас точно были все шансы их купить. Когда подруга из Польши зашла на сайт, у нее выбило ошибку. А потом билеты просто не добавлялись в корзину. Поэтому мы не смогли ничего купить. Позже мы зашли снова по своей очереди — свободных мест не было. Пришлось покупать на генеральную репетицию. Это просто возмутительно. Особенно когда смотришь на полуфинал – зал полупустой».
Стоит заметить, что продажей билетов на «Евровидение-2017» занималась компания Concert.UA. По приблизительным подсчетам экспертов, организаторы — Национальная общественная телерадиокомпания Украины — планировали заработать на продаже билетов 77 млн грн. При этом Concert.UA получил бы минимум 9,24 млн грн.
Ведь при покупке билетов стоимостью около 400 грн маржа оператора составляет более 12%. Если же бронировать билеты с выкупом через терминал, то за «способ оплаты» нужно доплатить еще 6%. Однако организаторы не сумели обеспечить прозрачный и эффективный механизм продажи. Таким образом, большая часть билетов оказалась в руках спекулянтов, которые продавали их (и продолжают это делать) на вторичном рынке за космические суммы – от 10 до 20 тыс. грн.
Диктат войны
По словам экономиста Андрея Новака, такого ажиотажа вокруг расходов на «Евровидение-2017» не было бы, если бы не условия, которые диктует война на Донбассе.
«Песенный конкурс организовывают в Украине не по желанию украинской власти, а благодаря внутренней процедуре самого конкурса – в результате победы нашей конкурсантки. Отказ от проведения этого культурного события был бы очень большой имиджевой потерей, – убежден эксперт. — Конечно, мы сейчас находимся в очень плохой ситуации из-за войны, но нельзя жить одной войной. Тем более, что основные расходы на проведение конкурса несут сами организаторы. Поэтому конкурс сам по себе прибыльный. Там задействовано много рекламодателей мировых брендов, поэтому он является самоокупаемым».
Украинец «поставил на место» пропагандиста Путина: «Можете сжигать в туалете украинский флаг»Экономист рассказал, что Украина как принимающая сторона также понесла расходы. По разным источникам – около 16 млн долларов.
«Для государства это довольно небольшая сумма, если сравнить с имиджевыми достижениями, которые получим после, — объясняет он. — Не стоит сравнивать «Евровидение-2017» с подготовкой к «Евро-2012». Там речь шла о десятках миллиардов долларов. Здесь – несколько миллионов. Все эти возмущения вокруг гонораров связаны исключительно с временем проведения. Конкурс проходит во время военных действий. Если бы это было в мирное время, то никто на эти суммы не обращал бы внимания. Ведь исполнители представляют Украину, от того, насколько качественно они ее представят, зависит формирование имиджа страны. Чтобы все прошло на высшем уровне, должны быть соответствующие артисты. Единственный совет, который мог бы дать исполнителям – перечислить их гонорары на нужды АТО или на другие социальные вещи. В их случае это будет лучшим ответом на все упреки».
Романия Горбач