В политических кулуарах доминирует мнение, что для «выпуска пара» и во избежание усугубления политико-социального кризиса, власть все-таки решилась на сценарий внеплановой парламентской «перезагрузки». Но не поздней осенью, как ранее прогнозировали многие эксперты, а весной следующего года.

Александр Мороз: Достоинство людей и членство в ЕС – камуфляж борьбы за власть

Между тем бывалые политики прекрасно знают, что избирательные сани следует готовить с лета. Что они, собственно, и делают. Тренд еще официально не запущенного избирательного сезона: закрытые социологические исследования. Социологи просто в восторге (ведь это отличный заработок) — различные партии «подсели» на опросы, как наркоман на иглу и заказывают их едва ли не ежемесячно.

На днях данные своего опроса обнародовала известная компания «Рейтинг». Результаты следующие.

Если бы парламентские выборы провели в ближайшее время, то 13,9% из тех украинцев, кто намерен участвовать в голосовании и определился с выбором партии, готовы проголосовать за «Батькивщину». За «Оппозиционный блок» свои голоса готовы отдать 10,4% респондентов, за БПП «Солидарность» — 10,2%, Радикальную партию — 9,5%, партию «За життя» Вадима Рабиновича — 9,2%. Партию «Гражданская позиция» (лидер — Анатолий Гриценко) готовы поддержать 7,7% опрошенных, «Самопомич» — 7,1%, ВО «Свобода» — 6,6%, «Народный контроль» (лидер — Дмитрий Добродомов) и партию УКРОП — по 2%. Рейтинг других политических сил составляет менее 2%.

Однако это — открытая социология, в то время как именно закрытые заказные опросы и придали власти большей уверенности. Ведь там их рейтинговые показатели несколько выше.

Несмотря на то, что ведущие политические игроки де-юре делятся на коалиционные и оппозиционные, естественно, в режиме «без камер» они коммуницируют между собой на самых разных уровнях. В процессе этой коммуникации обсуждаются, прежде всего, контуры, очерчивающие обозримое политическое будущее. Пообщавшись «без записи» с представителями двух полярных парламентских лагерей, корреспондент Politeka пришла к выводу, что на данный момент в высших властных кабинетах вариант с весенними досрочными выборами — не единственный.


В текущем году шесть политических партий, которые на данный момент имеют представительство в Верховной Раде, получат из гоcбюджета в общем около 400 миллионов гривен на свою деятельность и развитие. Об этом говорится в сообщении Гражданской сети ОПОРА. Напомним, что парламентские партии начали получить государственное финансирование с 2016 года. Деньги из госбюджета выделяются партиям на уставную деятельность, а также тратятся на развитие партийных ячеек, рекламу, исследования и прочие расходы. В 2017 году наибольшее финансирование получат партии «Народный фронт» и «Блок Петра Порошенко» — 113,7 и 112,1 млн грн соответственно. Партия «Самопомич» получит более 56 млн. «Оппозиционный блок» — порядка 48 миллиона гривен, Радикальная партия Олега Ляшко —  более 38 млн грн и «Батькивщина» — 29 млн грн.

Кадровые пряники за участие в коалиции

Еще один из рассматриваемых на Банковой сценариев — расширение нынешней «хромой» коалиции и переформатирование правительства. Ходят слухи, что переговоры с главным радикалом страны о вхождении в коалицию находятся на завершающей стадии.

Брак по расчету или почему Яценюк и Гройсман стали союзниками

Впрочем, Олег Ляшко не горит желанием сделать свою команду частью  правящего большинства из-за непопулярности НФ и БПП. Он понимает, что вхождение в коалицию — это риск серьезных репутационных потерь для РПЛ (на сегодня фракция насчитывает 20 депутатов), поэтому всячески отнекивается: тянет время и набивает цену. Однако над некоторыми радикалами, например, ближайшим соратником Ляшко Андреем Лозовым, висит дамоклов меч уголовных дел, что заставляет их быть куда более сговорчивыми.

Ситуативные союзники у коалициантов есть: это представители группы «Видродження» (26 нардепов, лидер — Виталий Хомутынник) и «Воля народа» (19 членов, лидер — Ярослав Москаленко). Представители этих групп могли бы стать полноценными союзниками «Народного фронта» и БПП, но этому препятствует закон, где черным по белому написано, что коалиция создается исключительно на базе депутатских фракций, а не групп или отдельных парламентариев.

Заманивают радикалов и соратников Андрея Садового в коалиционные сети не только кнутом, но и пряниками. Кадровыми. В кулуарах говорят, что, ради получения устойчивой коалиции, «большевики» готовы пожертвовать министром энергетики и угольной промышленности Игорем Насаликом, а также и.о министра здравоохранения Ульяной Супрун. Прошение об отставке подал министр информационной политики Юрий Стець. Отставка пока не принята, однако это дело времени. В коалиционной лотерее также разыгрываются должности глав «Укрзализници» и Фонда госимущества.

Невиданная щедрость коалициантов, а если точнее — их шефов из АП и КМУ, понятное дело, небескорыстна. Помимо политической стабилизации, сторонники переформатирования Кабмина и расширения коалиции делают ставку на экономическую стабилизацию, что позволит власти чувствовать себя увереннее и в спокойном режиме готовиться к президентской и парламентской кампаниям-2019.

Досрочные выборы: скрытые и явные риски

Несомненно, внеочередные парламентские выборы стали бы ответом власти на запрос общества.

Руслан Бортник о тройке с плюсом для Кабмина и изоляции Украины (видео)

Это с одной стороны. С другой стороны, социологические исследования свидетельствуют о том, что будущая Верховная Рада будет напоминать лоскутное одеяло, сшить из которого цельную коалицию будет сложно, если не сказать невозможно. Таким образом, политический кризис может усугубиться.

Есть еще немаловажные нюансы. Как быть с оккупированными территориями? Возможно ли там организовать выборы надлежащим образом? Не стоит также забывать о том, кто будет организовывать выборы и подводить постизбирательные итоги. Правильно, ЦИК. Центризбирком, к которому нет абсолютно никакого доверия. 13 из 15 членов Центральной избирательной комиссии занимают свои должности девять лет, тогда как по закону должны семь.

И, пожалуй, самое главное. Вряд ли в избирательной горячке действующие нардепы примут Избирательный кодекс и новый закон о выборах по открытым спискам. Но проводить новые выборы по старым правилам, это все равно что поменять расположение фигур на шахматной доске. Визуально картинка вроде как изменится, но действующие лица останутся прежними.

Вместо послесловия

На сегодняшний день нет юридических оснований для оглашения и проведения внеочередных парламентских выборов. Однако не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что общество настроено на «перезагрузку» ВР. Чтобы не допустить роста социального напряжения, основания для перевыборов могут быть созданы властью искусственно. Например, спикер Андрей Парубий публично признает, что в Раде де-юре отсутствует правящее большинство, а президент, пользуясь своим правом, досрочно прекратит полномочия единственного законодательного органа страны. Или же в здании под стеклянным куполом на Грушевского найдется 150 голосов в поддержку вотума недоверия правительству Гройсмана, а минимальных 226 голосов, необходимых для формирования нового Кабинета, — нет. В таком случае досрочные выборы также станут неизбежными.

На каком из описанных выше сценариев остановится власть, станет известно довольно скоро. Однако уже сегодня очевидно, что лето и осень в нынешнем году будут жаркими во всех смыслах.

Наталия Ромашова