31 марта 2019 года состоятся очередные выборы Президента Украины. И, несмотря на провокационные слухи, которые распространяются Банковой относительно возможности переформатирования государственного устройства с парламентско-президентской формы управления на чистую парламентскую и проведения досрочных президентских выборов уже осенью, при отсутствии «черных лебедей» в ближайшее время, выборы все-таки должны состояться в установленный Конституцией срок.
Последние социологические опросы определили шесть наиболее вероятных, по мнению социологов, кандидатов на булаву: Юрий Бойко, Святослав Вакарчук, Владимир Зеленский, Олег Ляшко, Петр Порошенко и Юлия Тимошенко. И это несмотря на то, что двое из шестерки ни слова не сказали о своих президентских амбициях. При этом ставить названных политиков/лидеров доверия граждан в порядке возрастания рейтинга абсолютно не имеет смысла, потому что разница между ними на самом деле измеряется статистической погрешностью и колеблется в зависимости от того, кто заказывает именно опрос. А максимальный результат на уровне 10-11% и примерно 40% тех, кто не определился и/или ждет новых лиц — это свидетельство того, что фаворита, пожалуй, впервые в истории Украины, избиратели не имеют. В соответствии неожиданности возможны как никогда. Вопрос лишь в том, какие?
Сотня кандидатов — это реальность
Политические эксперты прогнозируют огромное количество кандидатов, которые будут зарегистрированы ЦИК. Называются цифры в 60, 70 и даже 100 претендентов.
На самом же деле, несмотря на разделение предпочтений избирателей как минимум на 5 условных секторов: власть, популизм, реваншизм, национализм и новые лица, — ставки высоки как никогда.
Речь о выборе между существованием независимой суверенной Украины, государства с рыночной экономикой, работающими государственными, политическими и общественными институтами и европейским будущим, и государством — хромой уткой (failed state), у которой нет собственной судьбы, со статусом де-факто протектората России или же вассала коллективного Запада.
Первый сценарий для Украины может реализовать лишь кандидат от новых прогрессивных, которые еще часто называют демократическими, сил.
Второй сценарий непременно реализует любой, выбранный избирателями остальных четырех секторов. Отличия лишь тактического плана — Украина станет федеральным округом России, превратится во что-то типа нью-Васюки по-абхазски, будет разодранной на несколько квазигосударственных образований или «выборет» в кровавой бойне роль частично признанного Косово в территориальных пределах нескольких западных областей с потерей всего левобережья, а возможно, и половины или даже всего Киева.
В Москве с нетерпением ждут начала избирательного процесса в Украине, уже с удовольствием потирая руки и успешно раскладывая предвыборные «яйца» по разным корзинам, параллельно полным ходом наращивая «освоение» Украины с середины.
Спасение утопающего — это дело самого утопающего!
А что же мы, украинцы? Каким образом мы боремся за Украину, готовимся к тектоническим политическим изменениям внутри страны? На что надеемся, а главное — что делаем для сохранения собственной родины?
Ответ далек от оптимизма. Ведь похвастаться практически нечем. Как это ни прискорбно констатировать. Ведь инициативы вроде «Новые лидеры Украины», «Стратегия Трансформации» и прочее — это не панацея. Из них новые смыслы, реальных лидеров, а главное — новые политические команды не родишь.
Единственное, что дало слабую надежду — инициатива нескольких интеллектуалов и представителей прогрессивного политикума относительно выдвижения так называемого единого кандидата от новых политических и общественных сил и движений. Однако реализация уже на старте вызывает больше вопросов и разочарований, чем ответов на них и надежды.
Почему? Ответ очевиден. Обращение, которое подписали уже более четырехсот людей, в том числе и автор этой статьи, инициаторы адресовали лишь шести потенциальным, по мнению инициаторов, кандидатам в Президенты, которых они считают представителями так называемого «прогрессивного политикума»: Василию Гацьку, Анатолию Гриценко, Михаилу Саакашвили, Андрею Садовому, Александру Солонтаю и Виктору Чумаку.
Практически у каждого из них есть свои положительные достижения, хотя каждый из них имеет вдоволь и провалов или политических ошибок. Нет сомнений в том, что большинство из них болеют прежде всего за Украину, а не за себя любимого или за какую-то другую страну.
Однако почему 6, а не 16, например, или 38? Кто и по какому праву решил? Какие критерии? Откуда такая монополия на истину?
А где вице-премьер Иванна Климпуш-Цинцадзе, которая больше всего из всех нынешних политиков делает на протяжении последних четырех лет для европейского и евроатлантического будущего Украины?
А как же Павел Шеремета, один из лучших управленцев страны, человек, который один из немногих в Украине, кто понимает причины существующего положения вещей, знает, что делать, и имеет позвоночник никогда ни под кого не стелиться?
Где Анна Гопко, которая, как львица, на свой страх и риск мотается по миру и внутри Украины, пытаясь заручиться как можно более масштабной практической поддержкой мирового сообщества и местных общин, в том числе на Востоке Украины, в вопросе противодействия российской агрессии?
А чем не угодил Алексей Гончарук, создатель Офиса лучшего регулирования (BRDO), беспрецедентного для Украины проекта, который взял на вооружение принцип «вперед к победе Украины через малые победки в каждой доступной сфере» и уже сумел помочь государству достичь серьезного уровня минимизации вмешательства государства в деятельность бизнеса?
Почему не Виолетта Москалу, украинка, которая бросила престижную работу в французском Лотарингском Университете во время Революции Достоинства и создала сетевую организацию «Глобал Юкрейн» для консолидации работы украинских общин более 100 стран, которые продвигают интересы Украины в мире? Ведь Движение Global Ukrainians может сыграть в Украине роль, похожую на вклад Солидарности в трансформацию Польши, это огромная мощная сила, которая поможет Украине создать альтернативную здоровую политическую платформу, способную внести серьезный вклад в победу над олигархической клептократической системой.
А где Роман Безсмертный, на пресс-конференцию которого по поводу намерения принять участие в выборах пришли сотни журналистов? Вряд ли, кстати, выдвижения где-то 4 из 6-ти фигурантов списка демократических кандидатов «имени Федорина» вызовут такой резонанс в украинских СМИ, не говоря уж об иностранных. Солонтай и Гацько так точно, при всем уважении, как это ни прискорбно констатировать.
Почему не Виталий Куприй, успешный бизнесмен, который смог построить бизнес в Австралии с нуля и вернулся в Украину под впечатлением от Оранжевой Революции, будучи преданным идее ее реформирования? И это человек, который не боялся бороться как с режимом Януковича, даже несмотря на угрозы жизни, так и не изменил своим принципам правозащитника в современных условиях, будучи уже нардепом.
А возможно, надо задуматься о успешных лидерах мнений в регионах? Например, о том же Вадиме Шебанове, одном из активных организаторов евромайдана в Днепре, эффективном менеджере времен организации противодействия агрессии России и кураторе процесса декоммунизации в регионе. Или про Юрия Бову, мэра Тростянца, одного из самых успешных малых городов Украины?
А как быть с легендами диссидентского движения, которые и поныне не утратили способности в защите интересов Украины и людей, которые их делегировали. Разве Мустафа Джамилев имеет меньшее влияние на политические и общественные процессы в Украине, чем любой из предложенной шестерки?
Да и не кому-то одному или какой-то группе людей, пусть даже самых авторитетных в Украине, в общем решать, кто должен входить в пул демократических, прогрессивных, новых, как бы их ни называли, кандидатов, которые должны выбрать себе одного единственного, и дать бой существующей олигархической политической системе, которая неустанно убивает Украину, приближая нас всех, украинцев, к катастрофе.
Более того, один из инициаторов процесса под условным названием «спасти рядового «единый кандидат для Украины» договорился даже до того, что для определения этого «единого» из придуманных им же упомянутых шести следует провести квазивыборы — праймериз, и то по всей Украине. И не важно, что Законом такая процедура не предусмотрена, легитимность списка именно из шести человек нулевая, а ресурсов на эту откровенную утопию с привкусом аферы не даст ни один из уважаемых бизнесменов, у которого есть разум. Главное — бросить в массы сырую идею, и потом ее обсасывать с разных сторон, отвлекая внимание людей от ключевой проблемы — быть или не быть Украине после этих выборов. И если быть, то какой?
Может, у него заказ от одного из заинтересованных кандидатов из так называемой старой гвардии затроллить тему как таковую? Кто знает…
Так что же с этим всем делать? Как не потерять Украину и не потерять в очередной раз шанс? Рецепт есть. Он очевидный, достаточно простой и незатратный.
Первое. Нет ничего более объективного, чем социологические опросы, они на самом деле способны определить общественные настроения и поставить на место аферистов и политических клоунов всех мастей. Лучшего никто еще не придумал. Поэтому для того, чтобы легитимность пула демократических / прогрессивных / новых, а на самом деле просто проукраинских, кандидатов ни у кого не вызывала сомнений, следует провести уже сейчас, в течение следующего месяца, открытый социологический опрос с единственным вопросом: «кого бы Вы хотели видеть следующим президентом Украины»? При этом сделать предупреждение следующего содержания: «кроме действующего и бывших Президентов, премьеров, генпрокуроров, спикеров парламента, лидеров парламетских политических партий и фракций, а также бывших членов «Партии Регионов» и КПУ.
Второе. Провести в августе круглый стол с участием 25-ти или даже 50-ти или 100-та самых рейтинговых кандидатов, которых украинцы определят по результатам социологического опроса. Во время него подписать Совместное заявление о создании Коалиции за Европейскую Украину. Ключевое обязательство — согласиться с выбором украинцев и объединить усилия вокруг самого рейтингового кандидата, который определяется украинцами в декабре, накануне объявления выборов.
Третье. Провести в конце ноября — начале декабря социологический опрос, в котором предложить украинцам определиться с тем кандидатом, который, по их мнению, является наиболее приемлемым как единый кандидат от созданной Коалиции. При этом в перечень лиц в бюллетени включить всех, кто подпишет упомянутую Совместную декларацию, независимо от того, будет их 25, 50 или 100.
Таким образом будет достигнута наивысшая степень легитимности такого кандидата и станет невозможным отказ других конкурентов от его поддержки, как это уже неоднократно случалось в истории современной Украины.
Рецепт Макрона для Украины
И еще одно. Выигрыша на президентских выборах мало, кто бы ни стал победителем, — сильный, как кремень, генерал Чумак, не по-женски стойкая вице-премьер Климпуш-Цинцадзе, невероятно системная Виолетта Москалу, закаленный в мусорных войнах мэр Садовый или кто-то другой, чье имя, возможно, еще и не известно широкой публике, как это было во Франции с Макроном.
Важно параллельно организовать работу по подготовке к парламентским выборам, которые, согласно Конституции, должны пройти через полгода после президентских. Так вот, залог успеха идеи относительно определения оптимального единого кандидата, который имеет все шансы стать победителем в борьбе за пост главы государства, — включение в список партии, которая пойдет на парламентские выборы под его флагом, как бы он ни назывался, лидеров предпочтений украинских избирателей. В таком случае наконец-то обидное (не)украинское правило «победитель получает все» уйдет в небытие.
При этом при подготовке стоит сформировать не только список кандидатов в парламент, но и программу развития Украины по крайней мере на ближайшие 10-15 лет, персональный состав кандидатов в Правительство во главе с премьер-министром, руководителей других органов государственной власти, а также местных руководителей.
Обострение на Донбассе: кто заказчик?На самом деле «авгиевы конюшни» в Украине насколько заброшенные, должностей и работы хватит на всех, было бы желание работать. А избиратели, не сомневаюсь в этом ни на йоту, оценят системность подхода, открытость и умение определить приоритетные интересы Украины, украинской политической нации, каждого гражданина и иностранца украинского происхождения за рубежом в противовес собственным меркантильным амбициям. Они за это наградят своим доверием, а это, как известно, наивысшая ценность для любого политика в мире, верю, что и в Украине.
Операция «Новый президент Украины» имеет все шансы на то, чтобы быть успешно реализованной. К работе! Кто возьмет на себя инициативу по реализации — тот уже победитель! И это не зависит от того, какую займет должность по факту. Ведь выиграет Украина. Выиграем все мы, украинцы, независимо от того, кто на каком языке говорит, в какую церковь ходит, где и кем работает и прочее.
Вадим Трюхан, дипломат, председатель правления ОО «Европейское Движение Украины»