Оценочная миссия МВФ, которая с 6 по 19 сентября работала в Украине, тихо покинула ее пределы. Труд экспертов «на полях» завершился, но переговоры все еще идут
Тем не менее уже очевидно, что в октябре транша не будет, а вот получение денег до окончания действия программы, то есть до марта 2019 года, из планов и прогнозов превратилось в надежду.
Что произошло?
- Две недели работы миссии МВФ сопровождались комментариями украинской стороны.
- В начале сентября и.о. министра финансов Оксана Маркарова говорила, что визит миссии – позитивный сигнал и большинство своих обязательств Украина выполнила.
- За неделю до отъезда миссии глава НБУ Яков Смолий ожидал положительного решения по окончании ее работы.
- Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев перед окончанием работы представителей Фонда сообщал, что достигнута договоренность о поэтапном повышении цены на газ для населения до рыночного уровня к апрелю 2020 года.
- Премьер-министр Владимир Гройсман констатировал: он должен решить вопрос о доверии МВФ к Украине, которое подорвано, с миссией Фонда отношения конструктивные. О результатах переговоров обещал сообщить через две недели. Срок вышел, но власть набрала в рот воды.
- Со стороны МВФ диагнозы не звучали, но там хотя бы не стали отмалчиваться. 20 сентября постпред МВФ в Украине Йоста Люнгман сообщил, что обсуждения продолжаются, а глава пресс-офиса Джерри Райс, что подробностей переговоров сообщить не могут.
Когда официальной информации нет, приходится довольствоваться разведдаными от близких к переговорам источников. СМИ выяснили, что в ходе работы миссии неожиданно для украинской стороны стал вопрос о принятии бюджета на 2019 год. Перед тем как давать деньги, кредиторы хотят удостовериться, что во время голосования в парламенте проект бюджета не претерпит серьезных изменений. Сначала бюджет – потом деньги.
Что будет с траншем осенью?
- Оптимистичные планы были таковы. Согласовать относительно мягкое повышение стоимости газа и получить один транш осенью, а в декабре, после принятия бюджета на 2019 год, договориться о еще одном. То есть до окончания действующей программы в марте 2019 года выжать из нее если не оставшиеся 8 млрд долл., то хотя бы 2 млрд.
- Также были намеки на обсуждение другой кредитной программы, взамен той, которая еще не завершена. Представитель президента в ВР Ирина Луценко даже заявила, что «МВФ заменил» действующую программу EFF на stand-by. Она также добавила, что это изменение говорит о том, что «Украина показывает хороший рост». В результате к октябрю не удалось согласовать ни новую программу, ни транш.
«Нам не хватает официальных сообщений. По прежнему опыту я не сомневаюсь, что если бы переговоры завершились успехом, об этом заявило бы правительство, — говорит Виктор Суслов, министр экономики в 1997-1998 гг. — Из утечек мы знаем, что якобы миссия не готова рекомендовать Совету директоров МВФ принять решение о предоставлении транша и что к этому вопросу можно вернуться только после того, как ВР утвердит закон о бюджете. Я ожидал, что МВФ и Запад примут решение, потому что ситуация в Украине действительно преддефолтная. Тем не менее политическое решение о предоставлении транша не принято. Это плохой признак.
Я думаю, что в ближайшие дни мы уже увидим новые проблемы с курсом гривны. Все-так, у нас импорт растет быстрее экспорта, ухудшается сальдо торгового баланса. До 1 октября осталась неделя. Предварительно было объявлено, что с этой даты произойдет повышение цен на газ на 23,5%. По крайней мере это решение почти наверняка будет принято».
Что предпринимает власть?
Несмотря на то, что раньше премьер, главы Минфина и НБУ были более словоохотливыми, замалчивание итогов миссии можно обосновать.
Кризис неизбежен: известны причины и срокиРаз в МВФ сказали, что переговоры продолжаются, значит представители украинской стороны не обязаны бежать впереди паровоза.
Тем временем, можно рассмотреть рабочие и забракованные сценарии, базируясь на сказанном раньше, прогнозах экспертов и опыте сотрудничества с МВФ.
- Наихудший: транш мы не получаем, в марте 2019 года заканчивается кредитная программа и новую мы не согласовываем. Премьер уже озвучивал итог – это дефолт.
- Сценарий с получением транша в октябре и еще одного — до окончания программы уже неактуален – мы попросту не успеваем. Решение о транше должно пройти цепочку: оценочная миссия, согласование ее результатов с Советом директоров МВФ, подготовка меморандума, его подписание. Только потом деньги.
- Остается вариант с получением одного транша до марта 2019 года. Но в этом сценарии есть три ведущих актера, от которых зависит будет ли концовка счастливой.
Президент
Петр Порошенко планирует выступить на Генассамблее ООН 26 сентября. Во время визита в США возможна встреча с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард. Но тут стоит вспомнить, что в январе 2018 года в Давосе Порошенко и Лагард уже встречались и общение было «конструктивным».
Тем не менее после зимней встречи Порошенко-Лагард оценочная миссия в Украину не приехала, транш не получили, а ключевой на тот момент вопрос – закон о Высшем антикоррупционном суде — решили аж в июне. То есть общение президента и директора – не гарантия успеха.
Правительство и парламент
Раз с МВФ согласовали повышение цен на газ для населения, правительство может продолжать свою партию и поднять тарифы. Действовать придется с оглядкой на партнера – парламент. Однако там не в восторге от грядущего социального удара.
Газовые обещания Гройсмана: как обманули украинцев«По моему мнению, цена на газ может не повышаться, а, наоборот, становиться меньше. Но это будет только после того, как оттуда свои лапы уберут олигархические кланы и бандформирования, — сказал народный депутат, член депутатской группы «Воля народа» Сергей Шахов. — Сегодня олигархи полностью тянут на себя одеяло, забирая дешевый газ из недр нашей земли, а правительство закупает топливо у Европы по высоким ценам. Нужно просто все поменять местами. Но пока это правительство существует, это нереально. Нужно сначала заслушать их отчет за три года, после чего переизбрать Кабмин. Чтобы он был честным, не коррумпированным».
Оглядываться на ВР придется потому, что от нардепов зависит согласование бюджета на 2019 год. Традиционно это происходит в декабре. Если будем придерживаться стандартного календарного плана, то только потом будут подпись президента, составление текста меморандума, обработка его Советом директоров МВФ. Значит деньги получим в лучшем случае в конце января.
Теоретически, Кабмин может подстегнуть парламент и включить «плохого полицейского». Главный месседж Владимир Гройсман уже озвучивал, а Нацбанк – обосновывал:
- без МВФ валюту достать будет трудно – отсутствие транша замораживает кредиты от других доноров – ЕС и Всемирного банка;
- расплатиться по долгам нечем, а в 2019 году нужна астрономическая сумма – 12 млрд долл.;
- без МВФ мы объявляем дефолт.
Строптивую Раду можно ударить под дых еще и девальвацией гривны: нет бюджета, нет кредита – смотрите, что происходит с курсом, а виноват парламент. Но у премьера сейчас и так дела идут не лучшим образом, так что злить нардепов – опасный путь.
«Ситуация накаляется и ухудшается положение премьера, — говорит Виктор Суслов. — Многие эксперты полагают, что премьер и правительство после этих неудач с большой степенью вероятности могут быть отправлены в отставку».
Выходит, что главные реплики должны прозвучать от Верховной Рады. От нее зависит, когда и каким будет бюджет и, соответственно, будет ли у правительства кредит доверия, а у Украины – хотя бы один кредитный транш.
Напомним, стало известно, почему Польша не сможет без украинских заробитчан.
Как сообщала Politeka, Европа может встать на сторону Венгрии в паспортном скандале на Закарпатье.
Также Politeka писала, что Украина может отхватить огромный «куш» у ЕС.
Анна Гончаренко, Андрей Сухраков