В Украине крипту и токены могут приравнять к финансовым активам

Появление у криптовалюты правового статуса и включение ее в базу налогообложения – выбор, который сделали многие страны. В Украине на рынок криптовалют пока что смотрят с недоумением. Но, видимо, долго это продолжаться не будет.

Статус

В Украине крипта и токены пребывают в правовом вакууме: не запрещены, не разрешены и термины не сформулированы.

Будущее гривны предрешено: насколько упадет курс до конца года?

В 2017 году парламентарии порывались исправить ситуацию и выйти на путь признания и регулирования криптовалют. Но пока их инициативы остались в статусе законопроектов.

  • В законопроекте №7183-1 криптовалюты предложили отнести к финансовым активам, наряду с деньгами, ценными бумагами и долговыми обязательствами. Деятельность на рынке криптовалют предложили лицензировать. С операций – взимать ЕСВ (2%) и военный сбор (1,5%) и создать отдельный регуляторный орган.
  • В законопроекте №7183 крипту предложили рассматривать как средство мены, а регулятором рынка сделать Нацбанк.
  • В сентябре 2018 года в Раде зарегистрировали новый документ. На этот раз группа авторов-депутатов сосредоточилась на налогообложении. В законопроекте №9083 криптовалюты обозначены как подвид токенов, а токены – разновидность виртуальных активов. Они функционируют как средство обмена и сохранения стоимости.

Но этот законопроект – только часть из заявленных, в которых должны прозвучать ответы на два вопроса. Первый – кто будет регулятором? Есть предпосылки к тому, что им станет Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Второй — есть ли необходимость в лицензии Госспецсвязи на майнинг? Осталось дождаться предложений.

Официальная позиция

  • Кабмин признал сам факт существования криптовалют тем, что внес майнинг в классификатор видов экономической деятельности. Это класс 63.11 «обработка данных, размещение информации на веб-узлах и связанная с этим деятельность». На этом участие правительства заканчивается.
  • Нацбанк совместно с Нацкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку и Нацкомфинуслуг в ноябре 2017 года выдали сообщение. Общая суть сводилась к тому, что криптовалюты – непонятная штука и эксперты работают над формулировкой, что это вообще такое. Затем глава НКЦБФР Тимур Хромаев сообщил, что криптовалюты стоит рассматривать как финансовый актив, что совпадает с позицией авторов законопроекта о налогообложении. Но в НБУ все еще не определились со своим отношением.

Пока исполнительная власть и НБУ придерживаются политики поживем – увидим. Тем временем рынок дышит в спину: игроки говорят, что хотят ясности, в том числе и для использования криптовалюты в качестве инвестиций, и защиты от прессинга правоохранителей. Подтолкнуть к решению может власть законодательная. Хотя далеко не во всем мире считают необходимым принимать под новое явление специальные законы.

Как за рубежом?

ЕС. Единого нормативного акта для всех государств-членов Евросоюза нет. Есть рекомендации Европейского суда не облагать налогом на добавленную стоимость транзакции с биткоином. Его признали средством платежа. В свою очередь Еврокомиссия выдала директиву о лицензировании криптовалютных бирж и провайдеров.

Бюджет бедности: как будут расти цены и какой будет зарплата

Великобритания. При конвертации крипты в фунт-стерлингов НДС не взимается, но при покупке товаров – да. Также идет уплата подоходного, корпоративного налога и налога на прирост капитала, если за счет операций с криптовалютами получена прибыль.

Австралия. Деятельность с криптовалютами не лицензируется, но облагается налогом на прибыль и подоходным налогом.

Беларусь. Майнинг легализован и до 2023 года деятельность на рынке криптовалют не облагается налогом.

Польша. Крипта не имеет четкого определения, но трактуется как имущественное право. Есть рекомендации от министерства финансов по уплате налогов, которые сформулировали в апреле 2018 года. От НДС предложили отказаться, а вот налог на прибыль и налог от гражданско-правовых действий решено взымать.

Китай. Крипта считается товаром и облагается налогом на прирост капитала, на прибыль и подоходным. В случае продажи, еще и НДС. Все игроки рынка, в том числе и биржи, должны быть зарегистрированы. Но это закреплено на уровне нормативки Народного банка, а не в законах.

Канада. Криптовалютные биржи должны зарегистрироваться в качестве финучреждений в Канадском центре анализа финопераций и отчетности. Оплату криптой товаров и услуг трактуют как бартер и облагают подоходным налогом, на прирост капитала и налогом на прибыль.

Швейцария. Четкого правового статуса нет, но крипта рассматривается как актив, некоторые виды токенов – как ценные бумаги, если у них есть соответствующие признак. Операции облагаются налогом на прибыль и на прирост капитала.

Не все, но некоторые страны просто пришли к тому, что новинку нельзя игнорировать. Однако у каждого государства свое чучхе и не везде терминология есть в законодательстве, хотя налоги при этом взимают. Что примечательно, почти везде – в полном объеме. Но в Украине могут выбрать и другой путь.

Виды налогов и их размер

В законопроекте о налогообложении операций с криптой предложили три вида сборов.

Дефолт все ближе: кто мешает Украине получить транш МВФ
  • Налог на прибыль предприятий и его подвид – налог на прибыль с операций с виртуальными активами. Сначала нагрузка будет небольшой — 5% до конца 2024 года (сейчас базовая ставка – 18%). Плательщиками будут юридические лица.
  • Обмен одной криптовалюты на другую налогом облагаться не будет, но 5% взыщут за выход крипты в реальный сектор – покупку товаров, переход в фиатные деньги – то есть в гривны или валюту других стран.
  • Физлица будут платить налог на доходы физлиц – 5% (при нынешней ставке 18%) и военный сбор – 1,5%.
  • Авторы законопроекта говорят, что по-скромному виртуальные активы украинцев, в том числе и криптовалюту, можно оценить в 98,7 млрд грн. Это сейчас, когда доля Украины в мировом майнинге сократилась до 2-3%, хотя еще в 2014 году она была 30%.

То есть миллиарды текут мимо бюджета и наблюдать со стороны за этим не хочется. Минимум налоговых сборов, на который рассчитывают – 1,27 млрд грн в год. С другой стороны, если взимать налоги по полной, то поступления в бюджет будут выше, а предложенная налоговая щедрость откроет лазейки для налоговых уклонистов.

«То, что сами криптовалюты являются финансовым активом – не вызывает сомнений. И к этому можно было бы относиться нормально. Но такая ставка налогообложения – это не что иное, как простое уклонение от уплаты налогов, — говорит экономист Борис Кушнирук. — Вы можете выводить средства, вымывать из одного бизнеса в другой, просто показывая 5%, и говорить, что все супер – вот мой доход, я заплатил налоги.

Если криптовалюты – это финансовый актив, то нужно вспомнить, по какой ставке у нас облагаются налогом все финансовые активы. На общих основаниях? Будьте добры, облагайте налогом и криптовалюты на общих основаниях. Я за снижение прямых налогов, но нельзя создавать такие ниши, которые очевидно будут использовать для отмывания средств».

Анна Гончаренко