После окончания работы Миссии МВФ, в Нацбанке первыми рискнули прервать затянувшуюся паузу. Пока Кабмин отмалчивается, а в Фонде лишь констатируют, что переговоры продолжаются, главный банкир страны Яков Смолий подтвердил: стороны согласовывают повышение тарифов на газ и отдельные вопросы госбюджета
Дефолт все ближе: кто мешает Украине получить транш МВФТо есть утечка информации подтверждается: МВФ хочет сначала согласования госбюджета, а уже потом сотрудничество продолжится. Ну а из повышения цены на газ даже в ходе визита Миссии Фонда секрета не делали: она вырастет на 23,5% и это будет не последнее подорожание.
Поскольку правительство молчит, в прогнозах о формате дальнейшего сотрудничества также приходится полагаться на инсайды. Звучат два варианта: продолжение действующей программы EFF и получение в рамках нее транша или согласование новой краткосрочной stand-by. Третий вариант – Украина не получит ничего и войдет в сложнейший 2019 год в лучшем случае в преддефолтном состоянии.
Сложностей в следующем году две. Первая – сугубо финансовая. На 2019 год приходится пик выплат по внешним займам. Как утверждает премьер-министр Владимир Гройсман, отдать нужно 12 млрд долл. Но для этого необходимо перекредитоваться, потому что собственных поступлений для выплат в инвалюте не хватит.
Вторая сложность – президентские и парламентские выборы. Накануне хочется максимально осчастливить электорат. Но повышение цен на газ и скромный законопроект о бюджете на 2019 год не дают разгуляться.
У президента, премьера, парламента есть политические амбиции и все хотят выйти из положения с минимальными потерями. Остается единственный вариант: найти крайнего, который и примет на себя удар. Как оказалось, что это очень трудно сделать.
Кто затягивает переговоры?
Политолог, директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко считает, что это у МВФ возникли проблемы с Украиной и не спешат с решение именно там.
Бюджет бедности: как будут расти цены и какой будет зарплата«Они не хуже нас знают бюджетное законодательство, и с 1 сентября должна быть работа по бюджету. Также они знают, что у украинцев есть привычка сначала взять деньги, а бюджет сделать к Новому году или вовсе оставить страну без него, — говорит эксперт. — Поэтому у Фонда есть полное формальное юридическое право требовать документ, после чего и будут принимать решение о деньгах.
Вторая проблема более глубокая. Все-таки Запад в лице МВФ очень боится россиизации Украины, того, что в результате выборов тут произойдет реванш Кремля. Они не хотели бы помогать пророссийской части украинского политикума решать наши сложные экономические вопросы. Поэтому они тянут».
Но кроме осторожности Фонда есть еще и неповоротливость украинской власти, которой нечего противопоставить давлению кредитора. Все друг другом недовольны и у всех друг к другу есть претензии. Тут и сказывается сложность предвыборного периода.
Кто крайний?
Любое окончание переговоров с МВФ для политиков имеет отрицательное значение. Просто у негатива разные объемы. Если заставят принять бюджет в нынешнем виде – недоволен будет парламент: там слишком мало «плюшек» для избирателей.
Газовые обещания Гройсмана: как обманули украинцевЕсли повысят тарифы на газ – это удар по Владимиру Гройсману даже не как по премьеру, а как по политику, который собирается участвовать в парламентских выборах-2019. Об этом он написал в своем Twitter в апреле этого года.
Но политолог Петр Олещук считает, что удар не сокрушительный и прикрыть брешь глава Кабмина сможет за счет удачно сконструированного бюджета. Ведь в нем есть именно то, что может заинтересовать МВФ – программа по снижению долговой нагрузки.
«Это, очевидно, не последнее повышение цен на газ, — говорит Олещук. — И для Гройсмана оно не смертельно, если правильно подать и демонстрировать эффективность в других отраслях».
Если же денег вообще не будет, то это скорее уже имиджевый удар по Петру Порошенко.
«Ни президенту, ни премьеру никак нельзя повышать цены на газ. Наоборот, им нужно включать массовую социальную коррупцию. А вот провал в сотрудничестве больше ударит по президенту, — уточняет Виктор Небоженко. — У него рейтинг 7%, а у премьера 3%. Все правильно — получать нагоняй должна сторона переговоров.
Но политическая жизнь Украины построена на том, что все связано с личностью президента: считается, что президент может прийти и заставить премьера. Однако премьер не идет в президенты, а Порошенко идет. Так что страдает во всех отношениях президент Порошенко».
Отставка премьера
Политолог Петр Олещук говорит, что практически гарантированно цены на газ вырастут. В Верховной Раде главе правительства уже пригрозили за это отставкой. Юлия Тимошенко предложила оформить это постановлением даже до того, как в Украину приехала Миссия МВФ.
«Политики будут декларировать, будут заявлять. Но все прекрасно понимают, что сформировать до выборов новое правительство практически невозможно, — говорит Петр Олещук. – Если же и удастся, дальше это правительство опять столкнется с необходимостью сотрудничества с МВФ. И без повышения тарифов последствий у сотрудничества не будет. Я думаю, что более выгодно, чтобы негатив принимало нынешнее правительство, чем принимать его на себя».
Виктор Небоженко уверен, что премьер не пойдет на эффектный жест и не уйдет с поста, чтобы не принимать на себя последствия любого результата переговоров. Не осмелится отправить Гройсмана в отставку и Верховная Рада. И причина в том, что Владимир Гройсман находится под влиянием «Народного фронта» и лидера политсилы Арсения Яценюка.
«Гройсман не может получить негатив в парламенте. Там его поддерживает «Народный фронт». Не может и у общественности – у него низкий рейтинг, — говорит Виктор Небоженко. -Яценюк как бы говорит Гройсману: я взял на себя все грехи, сижу в грязном белье и тебе нужно повторить мою судьбу. Премьеру нужно сделать резкое и сильное движение, но он зажат между президентом и «Народным фронтом».
Анна Гончаренко