За два месяца бензины и дизтопливо на украинских АЗС подорожали на 2,8 грн, следуя за растущим курсом доллара и повышением цен на нефть. Но нынешние расценки – еще не предел

Мировой рынок нефти продолжает рост и черному золоту пророчат котировки на уровне 100 долл. за баррель. Как этот рывок может ударить по украинской экономике и есть ли у него основания?

Почему нефть дорожает?

  • Динамика. Растущий тренд с незначительными корректировками идет с июля 2017 года. Тогда Brent еще шла по 42 долл. за баррель. В мае она уже торговалась по 80 долл., а в сентябре перевалила за эту отметку.

28 сентября баррель уходил по 81,75 долл. (ноябрьские фьючерсы). Котировки близки к рекорду по своей продолжительности. В 2006-2007 гг. они росли в течение шести кварталов. Нынешний тренд длится пять кварталов и, похоже, не собирается разворачиваться.

Стоимость барреля нефти марки Brent с осени 2017 г.

Данные The Wall Street Journal

  • Прогноз. Как показывают оценки зарубежных экспертов, они уверенностью в показаниях не отличаются.
Высокая цена МВФ: как решат судьбу Владимира Гройсмана

В конце 2017 г. аналитики Goldman Sachs, JP Morgan, Citigroup, Barclays, Moody’s на 2018 год давали коридор от 50 до 60 долл. за баррель. Реальность оказалась иной.

Уже в мае отчет Bank of America Merill Lynch давал прогноз о среднегодовой цене на уровне 75 долл. за баррель марки Brent. При этом было допущение, что до 100 долл. может вырасти к концу года. Но если в первой половине года нефтедобытчики, синхронно с аналитиками, давали прогноз о 60 долл., то сейчас и они заговорили об отметке в 100 долл. Это максимальное значение за последние четыре года.

  • Причины. Это потенциальный дефицит в 1,5 млн баррелей в сутки из-за американских санкций в отношении Ирана. Намерения объявить санкции прозвучали еще в мае, частично они вступили в силу в августе. Но нефтяная составляющая заработает с 4 ноября и это бьет по фьючерсам.

Перекрыть грядущую нехватку энергоресурса рассчитывали за счет увеличения поставок из Саудовской Аравии. Но 27 сентября там заявили, что увеличат экспорт на 200-300 тыс. баррелей в сутки. Как считают мировые финансовые аналитики, этого недостаточно, чтобы покрыть дефицит. В результате и цены пошли вверх, и прогнозы изменились.

Игра на нервах

«Прогнозы исключительно спекулятивные – там нет фундаментальных оснований, — уверен директор специальных проектов Научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. — По большому счету, сейчас идет торговля рисками. Если же говорить о фундаментальном соотношении спроса и предложения, от которых отталкивались ранее, то сейчас нефти добывается больше, чем потребляется.

Только ожидается, что потребление будет расти, а производство – уменьшаться. Это исключительно операции финансовых институтов, которые не имеют отношения к производителям и потребителям нефти.

Эта оторванность биржевых торгов от реального рынка товаров вредит реальному сектору экономики в мире. Особенно тем, кто зависит от импорта энергоресурсов, как Украина».

Но для украинских потребителей отрыв мирового рынка нефти от реальности ничего не значит – все равно цены растут.

На сколько подорожает горючее?

  • Соотношение трех главных составляющих в цене «на пистолете» – это не константа. Но ориентировочное распределение выглядит так: 40% — цена самого импортного топлива, 45% -налоги, а остальное – расходы и прибыль сетей.
Будущее гривны предрешено: насколько упадет курс до конца года?
  • Но Украина закупает нефтепродукты, а не сырую нефть. Так что доля непосредственно черного золота в тех расценках, которые мы видим на стелах АЗС, — около 15%.
  • Если нефть взлетит в цене до прогнозируемых 100 долл., это будет подорожание на 24% от нынешних котировок и основание поднять цены на горючее на 1,2 грн. Но не сразу.
  • Во-первых, всплеск может быть краткосрочным и поэтому не ударит в один момент. Во-вторых, на биржах торгуют фьючерсами – будущими поставками, и цены указаны на сырую нефть. Ее нужно переработать и отправить на рынок нефтепродуктов, а оттуда – на склады наших сетей. То есть даже если сегодня нефть дорожает, до того, как это сказывается на стоимости «на пистолете», проходит несколько недель. Зато в Украине моментально выстреливает другое основание для подорожания — курс.
  • На 85% цена топлива зависит от стоимости инвалюты. Налоги уплачиваются в ней, за доллары идет закупка нефтепродуктов. Но курс гривны тоже не радует и прогнозы пессимистичные: падение до 30 грн за долл. В то же время по оценкам экспертов каждые минус десять копеек в курсе дают основание повысить цену на горючее на 7-8 копеек.

Изменение курса до 30 грн за доллар добавляет к стоимости литра горючего минимум на 1,3 грн. Итого долгосрочное подорожание нефти до 100 долл. и снижение курса до 30 грн за долл. позволяют прогнозировать подорожание бензина А-95 на 2,5 грн – на 8%.

Что потянется следом за нефтью?

  • Последствия для государства. Около 80% нефтепродуктов на украинском рынке – это импорт. Когда нефть растет в цене, увеличиваются и расходы на покупку нефтепродуктов. А платежный баланс у нас и так отрицательный – импортируем больше, чем экспортируем.

Сбалансировать показатель может другое последствие подорожания нефти – общее повышение цен на сырьевых рынках. Сырьевой экспорт – особенность украинской экономики и наши экспортеры могут нарастить прибыль и увеличить поток валюты в страну.

  • Последствия для потребителей. Там, где бюджетные показатели могут пропетлять, не поздоровится обычным людям. Подорожание горючего – первый удар по кошелькам. Но ведь в цене многих продуктов заложена та или иная доля топлива.

В цене продовольствия в среднем 7% — топливная составляющая. Если горючее вырастет на 8%, то продукты — почти на 1%. Но тут мы вновь возвращаемся к подорожанию сырья. Например, когда украинское зерно продается дороже на мировых рынках, цена растет и в Украине. И прогнозы о повышении цен на хлеб на 10-30% уже прозвучали

Газовые обещания Гройсмана: как обманули украинцев

Добавят перца и расценки на природный газ. Пока правительство размышляет о повышении цен для населения, промышленность покупает по рыночным. Расходы, естественно, закладывают в стоимость товаров и услуг.

«Прямой зависимости между котировками нефти и природного газа нет, но тренды совпадают, — уточняет Геннадий Рябцев. — Если учесть, что мы привязаны к паритету импорта, цены на газ будут безусловно расти».

Подорожание уже есть. С января по июль 2018 г. Украина купила 5,3 млрд кубов газа. И если в мае тысяча кубов шла по 263,5 долл., то в июле – уже по 309 долл. Вот только сложно предсказать куда и как высоко дальше уйдет цена на мировых рынках.

«Мы, к сожалению, и тут привязаны к спотовому спекулятивному рынку. Поэтому о повышении в процентах сложно говорить. Можно лишь констатировать, что и тут тренд восходящий. Там нет ограничений, и если в данный конкретный момент спекулянты решат, что выгодно играть на повышение, то они это будут делать, пока лицо не лопнет, — констатирует Геннадий Рябцев. — Если вдруг решат, что на понижение, то и нефть, и газ могут подешеветь до реальных цен.

Сейчас точка безубыточности добычи нефти в среднем по миру – ниже 35 долл. за баррель. Фактически, цена должна быть 40 долл. – не более того».

Напомним, в Украине банки массово начали раздавать кредиты.

Как сообщала Politeka, Украина нанесла сокрушительный удар по «Газпрому».

Также Politeka писала, сколько миллиардов долларов Украина теряет на границе.

Анна Гончаренко