Встреча венгерского и украинского министров иностранных дел на полях сессии Генассамблеи ООН и не могла принести потепления в обостряющиеся двусторонние отношения. Причин для этого несколько.

  1. «Война до победного конца»

Во-первых, и руководство Украины, и руководство Венгрии – слишком похожи в своих политико-мировоззренческих позициях. Они опираются в своих странах на правоконсервативный электорат, который не приемлет компромиссы, расценивая их как предательство. Ни власть в Венгрии, ни власть в Украине не может себе позволить выглядеть предателями, потому что это равнозначно потере поддержки значительной части своих граждан.

Более того, партия Виктора Орбана активно использовала и использует образ врага и во время парламентских выборов, и после них. Сейчас эта технология используется Будапештом в основном для противостояния с ЕС и отдельными европейскими государствами.

Постепенно украинская власть закрепляется в списке «врагов» для венгерского избирателя.

Украинская власть с 2014 года активно использует «образ врага» для управления правоконсервативным электоратом в нашей стране. В 2017 году список «врагов» пополнила Венгрия. А в 2018 году использование «образа врага» стало доминирующей технологией как власти, так и майдановской оппозиции в контексте разворачивающихся президентской (март 2019 года) и парламентской (октябрь 2019 года) избирательной кампаний. То есть, как минимум до 2010 года в Украине только будет усиливаться риторика о борьбе с внешними и внутренними врагами.

Порошенко

Таким образом, для компромиссов в обеих странах отсутствуют предпосылки для «потепления» в двусторонних отношениях. И так будет продолжаться до тех пор, пока у власти в них находятся нынешние правящие элиты. Примечательно, что в Венгрии партия В.Орбана победила на парламентских выборах 2018 года, и это правительство просуществует до следующих выборов. Предоставляемые опросами общественного мнения рейтинги украинских партий и политиков дают основание полагать, что у власти останутся партии, ориентирующиеся на правоконсервативный электорат.

То есть, в украинской власти сменятся фамилии и названия партий, но сама политика украинского руководства не претерпит существенных изменений.

Таков базовый контекст усиливающегося напряжения в отношениях между Будапештом и Киевом.

  1. Новое качество противостояния

Неоднозначно выглядит история с видео из венгерского консульства в Закарпатье, на котором была запечатлена церемония принесения присяги. Невозможно сказать о мотивах, с которыми это видео было снято и потом размещено в публичном доступе.

Но однозначно, что обнародование данного видео стало безотказной провокацией.

Если бы оно не было опубликовано, то была бы возможность непубличного выяснения двусторонних отношений. Но после того, как видео стало доступно всем, украинское руководство не могло не отреагировать иначе, чем отреагировало.

То есть, однозначно в такой ситуации должна быть как минимум высылка венгерского консула за пределы Украины и ужесточение заявлений.

С учётом базового контекста, реакция венгерского правительства тоже в целом была ожидаемой.

К безотказной провокации с обнародованным видео добавилась ситуация, когда во двор венгерской семьи была брошена граната, а также видео, на котором якобы представители СБУ задерживают человека с венгерским флагом.

Складывается впечатление, что была запущена целая серия провокаций, и всё вывело противостояние Будапешта и Киева на качественно новый уровень – уровень возросшего ожесточения.

При таком уровне эмоционального напряжения даже перемещение украинских войск в Закарпатье либо пикет венгерского консульства работают на усиление напряжения и недоверия. И спираль противостояния постепенно выходит на новые уровни.

Новые последствия

В политическом конфликте Будапешта и Киева можно выделить два этапа.

Первый начался в связи с принятием в Украине закона об образовании, а именно статьи 7. Венгерское правительство отреагировало жёстко: заявило о блокировании устремлений Украины в НАТО, ЕС.

В рамках НАТО были заблокированы некоторые мероприятия с участием украинских представителей.

Обвинения Будапешта в адрес украинской власти об ущемлении прав венгерского меньшинства прозвучали в разных межгосударственных организациях, в различных органах Евросоюза. Обновлённое по итогам апрельских выборов правительство В.Орбана утвердило меморандум, в котором изложена критика руководства Украины, и этот документ был разослан правительствам западных государств.

Представители правительства В.Орбана и его партии при возможности стали акцентировать внимание на том, что руководители Украины не проводят реформы должным образом.

Порошенко

Кроме того, правительство Венгрии получило важное преимущество: в мае-июне произошло сближение между администрацией Д.Трампа и официальным Будапештом. Орбан стал для Белого дома важным союзником в Европе и инструментом политики. То есть, руководители Венгрии получили отличный доступ «к ушам» президента США, чего не имеет руководство Украины.

Второй этап начался из-за безотказной провокации с видео, снятым в венгерском консульстве. Украина возмутилась тем, что гражданам раздают паспорта другого государства, предупреждая о необходимости скрывать данный факт.

Министр иностранных дел П.Сийярто в ответ возмутился, что в Украине шпионят за консульским учреждением государства, входящего в НАТО. Также он озвучил, что Венгрия поддержит дискуссию в ЕС относительно того, что антироссийские санкции более не могут продлеваться автоматически. А после встречи с руководителем МИД Украины П.Климкиным на полях сессии ГА ООН Сийярто прямо обвинил президента П.Порошенко, что он использует давление на венгров, чтобы получить для себя выгоды в президентской избирательной кампании.

Всё это указывает на то, что жёсткость информационной кампании официального Будапешта в отношении украинского руководства заметно усилилась, обретя новое качество.

Особенно серьёзным является «удар» по процедуре автоматического продления антироссийских санкций.

Правительство Орбана сделает так, как заявило.

А ещё будет ужесточение позиций по ряду важных для Украины вопросов в рамках НАТО и ЕС. И кроме того, следует ожидать, что в ПАСЕ венгерские депутаты не просто вновь предложат обсуждать украинский закон об образовании, но и проголосуют за изменения в регламент, которые позволят вернуть полномочия делегации России.

У правительства Венгрии – более сильная позиция, чем у руководства Украины. Они важны для Трампа, они нужны Польше, Румынии, Италии, Австрии, Чехии, Словакии, Литве и ряду других государств, находящихся в оппозиции к руководству ЕС, Германии и Франции.

Выбирая между Венгрией и Украиной, они выберут Венгрию как важного союзника внутри Евросоюза.

Ещё до начала первого этапа венгерско-украинского противостояния в ЕС и в целом на Западе начали разочаровываться тем, как руководство Украины проводит реформы.

Закон об образовании породил политический конфликт в двусторонних отношениях. А инцидент с видео, снятым в венгерском консульстве, превращает правительство Орбана в таран, который рушит и режим антироссийских санкций, и сочувственное отношение к Украине в Европе.

Владимир Воля, эксперт-международник Украинского института анализа и менеджмента политики, специально для «Политеки», 28 сентября 2018 года

Напомним, украинцев поймали на измене родине: скандал с венгерскими паспортами набирает обороты.

Как писала Politeka, давно надо было, молодцы: украинцы радушно встретили войска на Закарпатье.

Также Politeka писала, что зашло слишком далеко: скандал с Венгрией вспыхнул с новой силой, взорвались новые угрозы.