Перед вторым сроком в одном из штабов Леонида Кучмы провели социсследование насчет чаяний и опасений электората. И неожиданно выяснилось, что включенный туда почти случайно вопрос «Не боитесь ли вы войны?», оказался очень важным для опрошенных.
А теперь представьте, насколько этот страх усилился сейчас, когда война не гипотетическая, а реальная — с погибшими, ранеными, беженцами.
Именно страх большинства украинцев перед полномасштабной войной и позволяет нынешней власти вытворять что угодно: ставить коррупционные рекорды, наживаться на крови, вводить грабительские тарифы и не особо опасаться уличных протестов.
Поэтому без решения проблемы войны и мира невозможна самостоятельная и успешная Украина. При этом мир под диктовку России тоже ставит крест на цивилизационных устремлениях, потому что недоимперия неминуемо утянет нас в свое средневековье с олигархическими феодалами и фактическим крепостным правом для простых граждан.
Была ли возможность избежать военного конфликта с Россией? Только ценой отказа от независимости и — главное — добровольным откатом на периферию общественного прогресса, так как в такую нелояльную провинцию, как Украина, метрополия вкладываться не станет. Разве что максимально милитаризируя ее, что мы сейчас наблюдаем в Крыму.
Помогло бы нам гипотетическое сохранение ядерного оружия? Только как инструмент геополитического блефа.
И аннексия Крыма, и агрессия на Донбассе, при несомненном российском происхождении, замаскированы под внутриукраинское «волеизъявление» граждан. Формальных поводов для объявления войны, тем более войны ядерной, как бы нет. Но еще печальнее, что у нынешнего руководства Украины — коммерсантов, по сути своей — напрочь отсутствует боевой дух и стратегическое мышление, порождающие решительные эффективные действия по обороне страны.
А при наличии духа и воли у нас и сегодня есть необходимые средства для полноценного отпора недоимперии. Но о ситуации с оружием сдерживания — несколько позже.
Могла ли Украина сохранить боеспособность своей армии? Вряд ли.
И дело здесь не только в пресловутых распродажах, масштабных хищениях и нищенском финансировании. Сильная армия, даже при наличие современного вооружения — это та, которая воюет, набирая боевой опыт за счет реальных потерь. Но мы ж ни с кем воевать не собирались, по нашей военной доктрине главной угрозой представлялась Румыния…
На сегодняшний момент распиаренный властью «минский процесс» — мертвый. И потому, что он не работает, и потому, что он продолжает убивать наших военных на линии соприкосновения.
Украина готова стремительно освободить оккупированные Россией территории? Донбасс, при условии невмешательства РФ — да.
Хотя и немалой кровью, но ВСУ это по силам. Вот только утверждать о невмешательстве недоимперии, особенно при попытке силовым образом освободить Крым, может только провокатор.
Более того, я убежден, что даже при существующем неравенстве военно-экономических потенциалов в конвенциональной войне Украина способна нанести России неприемлемый урон. Но лишь при массовой оборонительной войне, когда все население в едином порыве поднимается на защиту страны! Такая ситуация сложилась в 2014 году, но она была бездарно потрачена на кровавые авантюры свежеизбранного Верховного Главнокомандующего Петра Порошенко.
Тогда под его непосредственным руководством Генштабом был разработан вроде бы разумный план деблокирования госграницы.
Но он опирался на преступную по идиотизму идею, будто Кремль станет равнодушно наблюдать, как его наемников вышибают с Донбасса.
Вместо этого Кремль задействовал регулярные вооруженные силы — подло и цинично: либо со своей территории, либо без опознавательных знаков.
То есть Кремль уже тогда перешел «красную черту», и у него уже нет никаких барьеров по использованию армии, включая авиацию и ракетное вооружение, против мирных граждан, Сирия тому страшным примером.
Логично, что в таких условиях главным (но не единственным!) сценарием достижения мира в Украине становится политико-дипломатический. Именно в этом направлении вели разработки «Майдан иностранных дел», группа «Інші» и другие специалисты оборонной сферы, игнорируемые властью.
И не менее логично, что реальной правовой основой такого сценария является Будапештский меморандум. Основой, разумеется, хлипкой, но единственной, так как все остальное — это, в основном, двусторонние соглашения с Россией, надежность которых понимают сегодня даже бабушки, торгующие семечками.
И вот здесь мы оказываемся на своеобразном минном поле, на которое завел нас «безальтернативный» капитулянтский «минск». Дело в том, что политико-дипломатический сценарий мира срабатывает лишь при соблюдении двух условий.
Первое: руководство страны должно быть готово отстаивать национальные интересы предельно жестко, игнорируя угрозы и ультиматумы внешних игроков. То есть, честь, достоинство страны, которую ты представляешь, должны быть непререкаемо выше твоей жизни, не говоря уже о чем-то низменном, вроде благополучия.
Обратите внимание, как в подобных ситуациях много лет ведут себя лидеры Израиля.
Второе: население страны должно быть едино со своим лидером и безусловно поддерживать его готовность не поступиться ни пядью национальных интересов. А это, помимо прочего, означает и разворачивание армии резервистов.
И здесь нам примером не только все тот же Израиль, но и Северная Корея, и даже Россия, где большинство населения искренне поддерживает человеконенавистнические фантазии стареющего вождя.
Как раз отсутствие серьезной общественной поддержки Петра Порошенко, которой он лишился по ходу мародерского президентствования, и обнуляет в глазах мировых лидеров самые правильные и яркие его внешнеполитические инициативы.
И эту проблемную для Украины ситуацию не перекрыть проплаченными публикациями и зачитыванием правильных слов из телевизора. ПАПу не поможет даже вожделенное, но невероятное переизбрание.
Нравится это или нет, но политико-дипломатический мир достижим исключительно после смены власти в Украине. Главное, чтобы новая власть не повторяла то, что говорил Уинстон Черчилль, а делала то, к чему он призывал.
А теперь о стратегическом сдерживании агрессора.
Нам не было никакого смысла сохранять советское ядерное оружие. Потому что управление им (система «Казбек») оставалось под контролем Москвы.
Более того, обслуживание ядерных боеголовок, осуществляемое советским Минсредмашем, тоже осуществлялось из Москвы. Спрашивается, зачем на своей территории иметь тысячи «чернобылей» без возможности применить их по назначению.
А представляете, что стало бы с миром, если б наши вояки втихую приторговавали не боеприпасами со складов, а боеголовками из ядерных хранилищ?
И создать собственное ядерное оружие мы не сможем: это сложный длительный процесс, который не спрятать: только завод по обогащению оружейного урана или плутония будет занимать территорию размером с райцентр.
А вот быстро соорудить «грязную бомбу», способную обеспечить радиоактивное заражение огромной территории, нам под силу, благо отходов АЭС у нас хватает.
Главное, что у Украины появилась баллистическая (или крылатая) ракета с дальностью около 2.000 километров.
Между прочим, с ракеты Р-12, обладающей такой полетной дальностью, начиналось знаменитое днепропетровское КБ «Южное» еще в 1951 году. Смогли тогда, сможем и сейчас, тем более, что сворачивание договора США-РФ о ракетах средней дальности открывает для этого все возможности.
И вот тогда каждый кремлевский фанатик будет знать, что за его имперские фантазии придется расплачиваться не только безвестному обгорелому буряту, но и ему самому. Вместе с теми, кто ему близок. И это будет не мгновенная райская смерть, как обещает недоимператор, а долгий ад еще на земле.
С учетом этого политико-дипломатический сценарий, опирающийся на «Будапешт +» (называйте как угодно), покажется и агрессору, и окружающему миру вполне приемлемым вариантом.
Известно, что каждая война заканчивается миром. Но Украину устроит лишь тот мир, обеспечивать который станут наши собственные, внутриукраинские возможности, а не конъюнктурные временные резоны внешних игроков.
Александр Кочетков, аналитик и политтехнолог, специально для «Политеки»
Напомним, ситуация на Донбассе обостряется, идут колонны военной техники: что происходит.
Как писала Politeka, во втором туре Анатолий Гриценко побеждает всех кандидатов, — социологи.
Также Politeka писала, что видео, как россияне косят траву под снегом, подорвало сеть: теперь я видел все.