Бюджет Украины больше всего недополучает средств из-за существования схем на таможне, выплаты зарплат в «конвертах» и выведения прибылей в офшоры
Такой результат получили авторы исследования схем уклонения от налогов, которое провели Институт социально-экономической трансформации и Центр социально-экономических исследований CASE-Ukraine. Они оценили объемы и влияние на бюджет наиболее популярных путей уклонения от уплаты налогов:
«Серый импорт», контрабанда
Объем – 209-311 млрд грн , потери бюджета на год – 63-93 млрд грн
Оффшорные схемы
Объем – 120-200 млрд грн , потери бюджета на год – 22-36 млрд грн
Зарплаты в «конвертах»
Объем – 50-200 млрд грн , потери бюджета на год – 25-74 млрд грн
Теневая аренда сельскохозяйственных земель
Объем – 19-69 млрд грн , потери бюджета на год – 6-22 млрд грн
Конвертационные центры
Объем — 40-60 млрд грн , потери бюджета на год – 12-18 млрд грн
Контрафакт
Объем – 35-55 млрд грн , потери бюджета на год – 10-12 млрд грн
«Скрутки» (манипуляции с НДС)
Объем – 42-54 млрд грн , потери бюджета на год – 7-9 млрд грн
Оформление штатного работника предпринимателем
Объем – 10-16 млрд грн , потери бюджета на год – 4-7 млрд грн
Занижение оборотов
Объем – 30-90 млрд грн , потери бюджета на год – 2-2,5 млрд грн
«За последние годы уровень теневой экономики значительно сократился, и это совпало с сокращением перераспределения через государственные финансы, — отмечает Владимир Дубровский, старший экономист CASE-Ukraine, соавтор исследования. «Тенизация является закономерным ответом на чрезмерное налоговое давление. В то же время наличие большого «теневого сектора» не позволяет уменьшить налоговую нагрузку и искажает условия конкуренции».
В исследовании отмечается, что теневая экономика, которую правительство оценивает в 30% от ВВП, сконцентрирована в основном в крупном бизнесе, который доминирует в экономике и злоупотребляет в больших объемах благодаря своим неформальным связям с властью. И в этом заключается сходство Украины с странами СНГ и «нетипичность» теневой экономики в Украине в сравнении с многими другими странами мира, в которых обычно теневая экономика – это мелкий бизнес.
Впервые исследование схем уклонения от налогов было проведено в 2017 году. Тогда наибольшие потери бюджета были определены в офшорах, на таможне и в теневом рынке аренды земли.
Гетман Олег, экономист, соавтор исследования, сообщил, что по сравнению с предыдущей работой – новый сравнительный анализ самых распространенных схем было существенно дополнено:
— оценено фискальные последствия теневой аренды сельскохозяйственной земли
— удалось оценить объемы «зарплат в конвертах», которые выплачиваются (в основном – с помощью «конвертационных центров» и «скруток») официально трудоустроенным наемным работникам, номинально получают только минимальную зарплату.
— также удалось, благодаря той же методике, уточнить оценки масштабов использования ФОТ вместо трудовых отношений
— добавлен анализ недополучения НДС (VAT compliance gap).
«Соотношение между цифрами, которые были получены по итогам работы – наглядно демонстрирует структуру уклонения от уплаты налогов в Украине. Первые места заняли схемы, организованные мощными игроками — неформальный импорт (что базируется на нарушении таможенных правил, контрабанде и коррупции на границе), «элитарные» оффшорные схемы, то есть остаются доступными крупным украинским компаниям и состоятельным украинцам.»- отметил Вячеслав Черкашин , старший аналитик по вопросам налоговой политики ИСЭТ.
Авторы нового исследования дают конкретные рекомендации по каждому инструменту уклонения от налогов, но общей рекомендацией является институциональная реформа налоговой и таможенной службы, набор сотрудников на открытых конкурсах и обеспечения им достойных заработных плат, а также создание единой службы по борьбе с экономическими преступлениями в системе органов Кабмина, на замену нескольких, которые существуют сейчас.
Полный текст исследования, детальные выводы и рекомендации по минимизации крупнейших схем в Украине будут презентованы на Экономической Форуме «Повестку дня нового парламента: диалог гражданского общества, бизнеса и власти» 23 сентября, при участии лидеров политических сил, представителей бизнес-сообщества и экспертов.