О неприкосновенной Савченко
Генеральный прокурор Юрий Луценко сделал громкое заявление, что Надежда Савченко хотела совершить теракт. Он озвучил часть подозрения, которое лежит в основании представления, которое уже поступило в парламент. Савченко должны ознакомить с этим представлением, у нее есть пять дней, чтобы предоставить свои объяснения.
Какова доказательная база? Почему генеральному прокурору нужно снять неприкосновенность с Савченко, то есть дать возможность полноценно проводить следственные действия? Насколько понимаю, он просит ее задержания и ареста. Видимо, для него основания являются достаточными. Будут ли они достаточными для парламента, чтобы принять снятие неприкосновенности с Савченко — увидим.
Одно дело, когда у человека, который говорит, что заминирован вокзал, есть психическое заболевание. Но сейчас те, кто намеренно это делает, стараются избегать ответственности. Человек сообщает с хорошими намерениями, что ему стала известна эта информация. Если это психически больной человек, тогда нужно лечение и прочее, если был умысел — работа правоохранителей доказать, что этот умысел воспринимался реально. Савченко намеревалась убить неопределенный круг лиц, то есть совершить террористический акт. В Верховную Раду дети приходят на экскурсии. Конечно, это неадекватная вещь, когда о ней только говорят, не то что делают.
Представление ГПУ относительно Савченко, наверное, будет публичным. Например, когда с нардепа Евгения Бакулина снимали неприкосновенность, представление раздали в день снятия. Было 300-400 страниц. По Савченко 22 страницы, как указано. То есть разница в 10 раз, как минимум.
После того, как Савченко незаконным образом пересекла линию разграничения в 2016 году, была в гостях у террористов, то с того момента негласно проводили следственные действия. Если их проводили, то не секрет, что что-то фиксировали.
Неприкосновенность нужно снимать со всех депутатов. Все субъекты, которые подписывали коалиционное соглашение, политически ответственны за все, что там прописано. Это же не только неприкосновенность, но и закон об оппозиции, временных следственных комиссиях как элементе парламентского контроля, импичменте, выборах на пропорциональной основе. А то часть бывших партнеров по коалиции вышли — и забыли все обещания, под которыми подписались.
Нужно в зале найти компромисс, чтобы и оппозиция, и те, кто при власти, проголосовали за снятие неприкосновенности. Разумеется, власть говорит, что нужно снять, а когда становится оппозицией – называет неприкосновенность защитой от давления, и уже не надо снимать.
Василий Вовк о деле Рубана и безрезультативной СБУЧтобы избежать подобных разговоров, нужны гарантии депутатской деятельности, как, например, есть гарантии профессиональной деятельности журналиста. У депутата нет гарантий профессиональной деятельности, зато есть неприкосновенность, которая раздражает и общество, и честным народным депутатам не нужна. Гарантии деятельности нужны, чтобы неправомерным путем депутата не лишили возможности голосования, чтобы обезопасить его от политического или преступного давления. Если это нормально прописать в профильном законе «О статусе народного депутата», это может быть тем компромиссом, который даст возможность найти голоса в парламенте.
Депутат пользуется неприкосновенностью и избегает ответственности, совершая разные вещи, не связанные с депутатской деятельностью. Если это уголовное дело — снимают неприкосновенность. Но так стали делать только после Революции достоинства, до этого такого почти не было. Была ситуация, когда один из бывших народных депутатов стрелял из пистолета. Был убитый, был раненый, но никто и не подавал представление.
О новоназначенных чиновниках
К Якову Смолию, которого назначили главой Национального банка Украины, у меня были вопросы, которые касались его деятельности на посту заместителя главы, а именно — почему была незначительной роль НБУ в распространении патриотических настроений в обществе. Кроме главной цели, они играют просветительскую и патриотическую роль. На железной гривне можно давать не трезубец, а другой рисунок, например, связанный с войной. Когда это блокируется, а выпускаются только спекулятивные тиражи юбилейных монет, которые продаются исключительно в банках и не несут никакой миссии для всех граждан Украины — это вопрос. Смолий пообещал исправиться. 14 марта вводили в оборот новые монеты. Он показывал, что исправляется.
Что касается нового главы Счетной палаты Валерия Пацкана — бесспорно, я его буду поддерживать. Он бывший коллега по партии, по фракции. Счетная палата была парализована, в таком состоянии она невыгодна украинцам. Это тот институт, который имеет доступ к проверке бюджетных средств и может публично выдавать эту информацию. В последнее время никто никого не проверял. У нас разворовывают бюджетные средства, коммунальное имущество, земли, никто не может дать адекватную информацию. Сейчас Счетную палату как элемент парламентского контроля разблокировали, посмотрим на работу его членов и главы.