Известный в Украине политолог и в прошлом разведчик Алексей Арестович сейчас занимается политическими консультациями.

В ответ на вопрос, как его представить читателям Politeka, удивляет: «Никто, просто Арестович, можно так написать?». Его необычные прогнозы и комментарии свидетельствуют о том, что «господин никто» знает гораздо больше, чем многие «эксперты».

Победы недовольных не будет

В
третью годовщину Майдана украинцы переполнены контрастными эмоциями: атаку россиян вроде отбили, но Янукович не сидит; реформы вроде начали, но рядовые украинцы их результатов не видят. Удастся ли перестроить страну по европейскому образцу?

— После победы Майдана к нам приехали американские эксперты, которые исследовали состояние наших правоохранительных органов. Они пришли к выводу: реформировать армию можно, а правоохранительные органы – нет. Они решили, что наиболее реалистичный вариант в состоянии войны – это создание ряда новых институтов: НАБУ, САП, ГБР и т.д.

Ольга Айвазовская: Воевать вместо Украины никто не будет

Для обеспечения голосования за необходимые законы начинается торговля с депутатами и их кураторами-олигархами за должности в этих органах. В результате в условном органе «А» руководитель – человек Порошенко, один заместитель – человек Коломойского, другой – человек Ахметова и так далее. Государственная организация – это машина, которую запускаешь, и она криво-косо, но начинает ехать и делать то, для чего предназначена.

Как только одного из таких начальников или заместителей перекупят, или он сделает что-то очевидно неправильное, начнется «зрада-зрада» со стороны журналистов и активистов. Дальше коллектив ведомства, который пришел работать за зарплату, а не за взятки, начнет сообщать депутатам и журналистам, что и этот новый ворует. Будет новый скандал, увольнение, новый конкурс. Вот так постепенно система будет меняться.

— После волны создания новых органов накатывается волна разочарований: в НАБУ разворачивается конфликт с антикоррупционной прокуратурой, реформа прокуратуры провалилась, непонятная стрельба Нацполиции в Княжичах. Это старая система съедает новые институты или эти люди изнутри системы запускают процесс самоочищения?

— Если зараженный организм съедает лекарства, он и сам меняется. Это очень медленный, но неотвратимый процесс.

С момента публикации электронных деклараций для нынешней политической элиты начался неотвратимый процесс, в новых условиях через 10-15 лет они просто не смогут существовать.

Такого варианта, что все недовольные объединяются вокруг одной партии, идут на выборы и с триумфом побеждают, в Украине не будет. Люди будут меняться постепенно.

— Можно ли этот процесс как-то ускорить?

— Можно, таких людей называют «черные дятлы». Стоило мне 1 декабря написать в Facebook, что «революция проиграла, начинается жизнь», как на следующий день появляются «записи Онищенко» и политический процесс исполнился новой энергии.

По сути, ни одно революционное задание не решено, поэтому подобные «сливы» изнутри системы существенно экономят нам время. Эти «записи Онищенко», если будут опубликованы все, сэкономят нам 2-3 года реформирования, потому что разговор с Долгим – просто первое предложение Банковой для продолжения торгов за свободу Онищенко.

Финляндизация Украины

— Существует ли план «Шатун»?

— Я знаю точно, что планы дестабилизации, «Шатун» или «Бодун», есть. Но, чтобы понять их смысл, надо взглянуть шире.

Семен Семенченко: Власть не рассматривает всерьез угрозу войны с Россией

В Украине борются четыре проекта: евроинтеграционный, националистический, советский и российский.

Евроинтеграция выглядит очень привлекательно, приносит каждый год по квартире кому-то из «еврооптимистов», а в качестве бонуса заставляет Украину еще и сирийских беженцев взять.

Национализм в Украине поддерживают многие люди, не осознавая, что на этом часто играют россияне. Есть политическая и этнически пестрая и многоукладная страна: украинцы, армяне, крымские татары, цыгане, ромы, греки. Зачем далеко ходить, Волынская и Львовская области существенно отличаются. Если всерьез реализовывать этот проект – Украине придется вернуться к границам Гетманщины и попасть под контроль Москвы.

Самое интересное – это борьба в Украине советского и российского проектов. Первые говорят, что «никакой Украины нет», есть «единый русский народ», «вообще давайте все объединяться в СССР-2, чтобы вломить НАТО и жить счастливо». Кто убил Моторолу? Это российский проект убил советский. Почему так недоволен Стрелков? Потому что забрал у него власть и выбросил из Донбасса именно российский проект.

А вот российский проект считает себя частью Запада, который надо заставить «признать» Россию равным игроком. Их главная мечта – это финляндизация Украины: формальная независимость, но все ключевые решения принимаются в Москве. Внеблоковый статус, второй государственный язык русский, особый статус Донбасса – сколько смогут, столько и втюхают.

Финляндизация Украины будет проводиться с яростной поддержкой ЕС. В Брюсселе хотят, чтобы Украина возобновила связи с Россией, чтобы поднялся уровень жизни, вернулся Донбасс, но без украинского сознания. Их это устраивает, потому что будет «буфер» в случае войны.

Россияне не хотят сносить Порошенко, они хотят ослабить его до такой степени, чтобы управлять им в решении ключевых для них вопросов. Так они в свое время сделали с Кучмой.

— Ведете к тому, что «записи Онищенко», если они существуют, это часть пророссийского плана?

— Сейчас Кремль сосредоточился на выборах в Европе, где хочет протолкнуть максимальное количество лояльных к нему кандидатов. Следующей задачей станет заставить Петра Порошенко пойти на досрочные парламентские выборы. Главная цель – не в личностях, которые пройдут в новый парламент, а в том, чтобы сделать его оппозиционно настроенным по отношению к президенту.

Это вернет нас к послеоранжевым временам, когда из-за такого противостояния останавливаются любые реформы, а политики будут вынуждены впоследствии начать торговаться за российские кредиты. Поверьте, несмотря на нынешнюю панику, деньги в Кремле для этого найдут.

Тень России

— Нас пугают тем, что в случае досрочных парламентских выборов произойдет реванш «Оппозиционного блока».

— Реванша не будет. Они возьмут свои 12%, а нам стоит бояться не их возвращения в политику, а реванша российского дискурса в украинском обществе! Если мы даже поставим железный занавес вдоль всех 2300 км общей границы и перейдем все на украинский язык, тень России на Украину никуда не исчезнет.

Экватор Порошенко: достижения, провалы и досрочные выборы

Россиянам безразличны в этом смысле личности, куда важнее навязывание финляндизации Украины.

Этими историями с Онищенко или Новинским Порошенко просто обкладывают. Он делает замечательную для россиян вещь: он смог стать президентом снаружи, но не стал президентом внутри, здесь он остался олигархом. Даже если Порошенко не хочет финляндизации, подобными скандалами его будут подталкивать к компромиссам с россиянами. Все остальное – шелуха.

Ради реализации проекта финляндизации Украины, Москва может сдать даже Медведчука. Москва может отдать всех: Януковича, Бойко, Новинского, всех!

— К чему Россия на самом деле стремится на Донбассе? Забирать не хотят, отдавать не спешат, воевать тоже вроде уже не горят желанием.

— Когда у тебя есть стратегическая цель, по тактическим вопросом гибкость – сумасшедшая. Они даже Крым отдадут и не почешутся!

На месте Путина я бы дал украинцам возможность штурмом взять Донбасс. Представляете, как это повлияет на наше сознание? Отдал бы все местное ополчение, отдал бы под арест Медведчука с Бойко, а дальше вкладывал бы в скрыто пророссийские политические силы.

Россияне же действительно исходят из того, что они воюют с Западом и чувствуют сакральную угрозу от НАТО. От дружественного Украине НАТО до Москвы 600 км, один запас хода танка по ровной степи. Под гарантию внеблокового статуса они сдадут всех, кого только смогут.

— Но россияне не умеют останавливаться. Если они получают внеблоковый статус, то дальше захотят собственных министров, фактически прямого управления и так далее. На чем основан ваш оптимизм относительно реалистичности озвученного вами сценария?

— Россияне все классно планируют, но постоянно сталкиваются с «эксцессом исполнителя», особенно в Украине. Когда их гениальные планы, адские деньги с профессиональными исполнителями падают на украинскую землю – все это рушится. То «Беркут» изобьет студентов, то получится очередной Вова Парасюк и пошлет все их просчитанные планы куда подальше.

Россияне же имели здесь в декабре 2013 года все: собственного министра обороны и главу СБУ, деньги, тотальную управляемость – и все потеряли за три месяца!

Поэтому, после жесткого противостояния внутри украинской политической системы, мы увидим первые настоящие результаты в 2018 году. К тому же семилетняя фаза мирового экономического роста уже началась, что мы чувствуем в экономике, которая, несмотря на войну, начинает медленный рост. Хотя бы том нам повезло, что упали на самое дно перед началом этого цикла роста.

Илья Лукаш

Фото: АР