В украинском политическом террариуме не менее жарко, чем за окном. Парламентарии, представляющие различные фракции, а также высокопоставленные чиновники горячо дискутируют на предмет того, стоит ли раз и навсегда отменить институт депутатской неприкосновенности.

Каникулы на носу: какие «хвосты» должна подтянуть Верховная Рада

Обычно эту «вечную» тему достают из-под сукна в период выборов. Но сейчас внепланового волеизъявления на горизонте не видно. В чем же тогда дело?

Ловись рыбка…

Тема ликвидации депутатской неприкосновенности всегда была козырной картой, которую при необходимости достает из кармана и власть, и оппозиция. Еще бы, ведь социологические опросы свидетельствуют о том, что рядовые украинцы горячо поддерживают (более 80%) идею сделать народных избранников такими же прикосновенными, как и все граждане. Поэтому, когда нужно, политики охотно играют на чувствительных электоральных струнах.

Закрытые исследования показывают неуклонное падение рейтингов политических сил, которые еще несколько лет назад находились на пике народных симпатий, поэтому, собственно, и воскресла тема неприкосновенности. А с учетом того, что «Народный фронт» и БПП планируют объединиться в единую партию, поднимать рейтинги необходимо кровь из носу. По нашей информации, лидером обновленной политсилы станет пока что действующий генпрокурор Юрий Луценко. Кстати, о нем.

Вскоре после назначения на пост главного следователя страны Юрий Луценко заявил, что приоритетом его деятельности будет охота на высокопоставленных чиновников-коррупционеров. Похоже, больше всего мишеней Юрий Витальевич увидел на парламентском поле.

луценко_гройсман

Недавно он, как это и предусмотрено законом, направил в Верховную Раду очередное представление на снятие депутатской неприкосновенности (иначе привлечь парламентариев к ответственности невозможно) с одиозного нардепа от «Оппозиционного блока» Михаила Добкина. Бывшему руководителю Харькова «шьют», по словам пресс-секретаря генпрокурора Ларисы Сарган, многочисленные махинации по отчуждению земельных участков, расположенных на территории первой столицы Украины. Михаил Маркович на своей странице в Facebook, комментируя ситуацию, отметил следующее: «Я в Украине, ехать никуда не собираюсь, готов ответить на любые претензии ГПУ».

На данный момент в парламенте находится еще пять представлений на снятие депутатской неприкосновенности. Под прицелом Генпрокуратуры оказались:

— Олесь Довгий (группа «Воля народа») – «признаки злоупотребления служебными обязанностями с целью незаконного отчуждения десяти земельных участков природно-заповедного фонда «Остров Жуков» общей площадью 44,25 га»;

— Борислав Розенблат (БПП) – «признаки злоупотребления служебным влиянием и взяточничества на общую сумму $280 тыс.»;

— Андрей Лозовой (Радикальная партия) – «признаки преднамеренного уклонения от уплаты налогов в размере 1,846 млн грн.»;

— Максим Поляков («Народный фронт») – «признаки взяточничества на сумму $7,5 тыс.»;

Евгений Дейдей (Народний фронт») – «признаки незаконного обогащения на сумму 6,1 млн грн.».

Снять неприкосновенность — не значит посадить

Депутаты, комментируя вероятность лишения их коллег защитного иммунитета, отмечают: каждый случай следует рассматривать индивидуально и по каждому потенциальному «клиенту» ГПУ принимать персональные решения.

Болевые точки: у нас война или «одинарод»?

Впрочем, успеют ли рассмотреть в сессионном зале ВР вопрос о снятии неприкосновенности с вышеназванных парламентариев до летних каникул — большой вопрос. Ведь 14 июля слуги народа работают последний день в сессионном зале.

Между тем, снятие депутатской неприкосновенности — это только первый шаг на пути к привлечению потенциального VIP-правонарушителя к реальной ответственности. Об этом свидетельствуют сухие факты. Никто из названных ниже нардепов, которых лишили неприкосновенности, так и не предстал перед лицом Фемиды. Некоторые из них находятся за границей, другие спокойно продолжают депутатскую деятельность.

В июне 2015 года неприкосновенности лишился представитель ОБ Сергей Клюев. В сентябре того же года Рада дала добро на лишение иммунитета радикала Игоря Мосийчука. В июле прошлого года статуса неприкосновенного лишился одиозный нардеп Александр Онищенко. В декабре 2016 года парламент «сдал» нардепа от «Оппозиционного блока» Вадима Новинского, которого обвиняли в похищении священника.

Тем не менее, в Генпрокуратуре полны оптимизма и считают, что лишение депутатов защитного иммунитета со временем принесет реальный, а не декоративный результат.

«Представления на снятие депутатской неприкосновенности, которые сейчас лежат в Раде — лишь цветочки. Осенью, поверьте, будут новые представления и ягодки», — отметил в разговоре с Politeka один из подчиненных Юрия Луценко.

Операция по ликвидации

Подхватил тему депутатской неприкосновенности и президент: гарант инициирует полную ликвидацию защитного иммунитета нардепов.

Анатолий Матвиенко: Мир может обойтись без нас, и это основание быть к нам равнодушными

«Резонансные дела, решительные шаги по борьбе с коррупцией, которые сейчас демонстрирует Генеральная прокуратура и НАБУ, напоминают всем нам о таком анахронизме, как депутатская неприкосновенность. Мой проект изменений в Конституцию готов. Он требует политической воли от народных депутатов – раз и навсегда уравнять себя в правах с гражданами Украины. Так же, как мы сняли неприкосновенность с судей», — отметил Петр Порошенко.

Мнения самих нардепов по поводу целесообразности ликвидации неприкосновенности прогнозируемо разделились. Представитель (правда, только де-юре) БПП Сергей Лещенко на своей странице в Facebook инициативу главы государства прокомментировал следующим образом: «Именно Порошенко уже три года формирует повестку дня Рады. Не все это знают, но правда заключается в том, что вопросы на голосование выносятся по представлению председателей фракций. А в реалиях — по заседаниям «стратегической семерки» на Банковой. И там, и там Порошенко имеет решающее влияние. У Порошенко были три года, чтобы решить вопрос с неприкосновенностью, но он всячески тормозил этот процесс».

Неуместной считает идею отмены института неприкосновенности представитель «Народного фронта» Георгий Логвинский, как он заявил в эфире канала 112: «И ПАСЕ в своем докладе, которая считается достаточно весомым инструментом в законодательном поле всех 47 стран Совета Европы, указала, что в странах молодой демократии не рекомендуется лишать депутатов иммунитета. Почему? Потому что в условиях, когда правоохранительная система не является совершенной и независимой, депутаты будут зависеть от олигархов, людей, контролирующих силовые органы».

Рада-бой

Против того, чтобы отправить депутатскую неприкосновенность в небытие, выступают и в «Оппозиционном блоке». «Для тех, кто нарушает закон, депутатский иммунитет — не защита. А вот защитить оппозицию, чтобы она говорила правду и не была за это преследуема — может. Как бы оппозиция могла бороться с властью, если бы не было этого иммунитета?» — аргументирует свою позицию представитель ОБ Нестор Шуфрич.

У радикалов Ляшко свое мнение. Они в один голос заявляют: для равных прав стоит не только отменить депутатскую неприкосновенность, но и принять закон о процедуре импичмента президента.

Будет ли поставлена точка?

Ликвидация защитного иммунитета означает полную или частичную отмену ст. 80 Конституции.


Ст. 80 Основного закона гласит: народным депутатам Украины гарантируется депутатская неприкосновенность. Народные депутаты не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету. Народные депутаты не могут без согласия Верховной Рады быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы. Не допускается обыск, осмотр личных вещей и багажа, транспорта, жилья или служебного помещения депутата, прослушивание телефонных переговоров и другие мероприятия, ограничивающие свободу депутата.


Следует заметить, что для полной или частичной отмены 80-й статьи необходимо внести изменения в Конституцию, а для внесения любых изменений в Основной закон, как известно, нужно набрать 300 голосов «за».

Настроения, царящие сейчас в здании под стеклянным куполом на Грушевского, свидетельствуют о том, что «неприкосновенная» инициатива так ею и останется. Кстати, в режиме «off record» даже представители коалиции критикуют идею отмены иммунитета. Ключевой аргумент: депутаты без иммунитета будут полностью управляемыми и, опасаясь возбуждения против них уголовных дел (был бы человек, а статья найдется), будут послушно выполнять любые прихоти Банковой.

В общем, тема депутатской неприкосновенности, а если точнее, ее отмены, стала уже притчей во языцех. Эту тему более десятилетия берут на вооружение представители самых разных политических сил, но неприкосновенный воз и ныне там.

Судя по всему, так будет и сейчас. Потому что если бы действующая власть действительно хотела отправить ее на свалку истории, она могла сделать это, когда в ряды коалиции входили радикалы, «Самопомич» и «Батькивщина». Тогда, напомним, правящее парламентское большинство насчитывало даже чуточку больше 300 «штыков».

Наталья Ромашова

Фото: hubs.ua