Характерно, что ни окружение Порошенко, ни команда Яценюка не отрицают самого факта переговоров об объединении. Однако в окружении Порошенко об этом вероятном слиянии говорят больше протокольно и абстрактно.

Телетайп: Майдан жив, а у власти нервы и прорыв

В неформальных разговорах депутаты от БПП и вовсе рассуждают о возможном объединении партий, как о нелепости. Но в любом случае, окончательное решение будет принято Петром Порошенко. А потому интересно понять, что такое слияние в принципе может дать президенту?

Команда по несчастью

Формально против объединения президентской «Солидарности» и «Народного фронта» говорят практически все факторы. Во-первых, НФ – это команда «сбитых летчиков» с 1% электоральной поддержки. Даже радикальный ребрендинг партии не дает никаких гарантий, что команде Яценюка в таком составе что-то светит в ближайшем политическом будущем. Вопрос даже не в названии партии и не в возможной удачной политрекламе, способной изменить имидж политсилы. Сами фамилии Яценюка, Авакова, Турчинова, Парубия, Пашинского стали крайне токсичными.

Во-вторых, персонально у Петра Порошенко выработалась полная личная несовместимость практически со всеми лидерами «Народного фронта». В меньшей степени это касается Турчинова, на порядок больше — Яценюка и полное раздражение у президента вызывает Аваков. С учетом психотипа Порошенко, который всю работу выстраивает на принципах личной преданности, доверия и симпатии, говорить о долгоиграющем совместном политическом проекте в таком составе практически нереально. Окружение Порошенко – это или его бизнес-партнеры (Борис Ложкин), или друзья-приятели со стажем (Игорь Кононенко), или выслужившиеся и добившиеся доверия на определенных проектах персонажи (Сергей Березенко). Наиболее заслуженные могут даже спорить с Порошенко, но каждый из них остается неизменно в подчиненном положении младшего партнера. Поэтому команда НФ со своими амбициями и гонором в такую структуру вписывается очень коряво.

В-третьих, против такого объединения говорит социология. Рейтинг социологической погрешности, который имеется у НФ, не делает на электоральной карте абсолютно никакой погоды для БПП. А вот то, что «Народный фронт» может потянуть вниз и без того не запредельно высокий рейтинг БПП, вполне вероятно. По крайней мере, все провалы власти будут аккумулироваться в одной корзинке.

Хотя бы из этих пунктов становится очевидным, что от объединения выигрывает, в первую очередь, верхушка НФ. Это им дает какие-то шансы на попадание в следующий состав парламента, особенно если предположить, что под давлением общественности и Запада будет изменена избирательная система на пропорциональную с открытыми списками. Однако и в окружении Петра Порошенко есть интересанты такого вероятного слияния.

Перспективы Луценко

Наиболее последовательным лоббистом подобного объединения выступает действующий генпрокурор Юрий Луценко.

Болевые точки: Украина, Майдан, лидер

В случае слияния БПП и НФ Луценко, не без оснований, рассчитывает возглавить список объединенной партии. Здесь, правда, существует угроза конфликта интересов с формальным лидером «Солидарности» Виталием Кличко. Но он как раз временный попутчик во всем этом процессе. У Порошенко помнят, с каким скрипом проходило слияние УДАРа и «Солидарности» накануне местных выборов, и на Банковой до сих пор нет уверенности, что Кличко не примет участия в следующей президентской гонке. Характерно также, что после лишения Михеила Саакашвили гражданства, мэр Киева публично поддержал экс-президента Грузии. Петр Алексеевич это не только заметил, но и запомнил.

Для Юрия Луценко такое объединение позволит сделать две заявки. Первая: де-факто поставить себя вторым номером в стране после Порошенко с претензией на статус его преемника. В случае каких-то личных рейтинговых катаклизмов у Порошенко, Луценко может «подставить» свое плечо и претендовать на выдвижение от власти на президентских выборах. Сейчас этот вариант практически нереален, особенно учитывая настрой Порошенко на безальтернативность своей кандидатуры. Но ближе к весне 2019 года социология способна будет отрезвить даже Петра Алексеевича.

Вторая заявка Луценко – это усиление влияния в партийно-кадровой инфраструктуре будущей объединенной партии. Это направление особо перспективно в свете вполне вероятной политической реформы с коренным изменением статуса президента. Петр Порошенко на последнем ежегодном обращении к народным депутатам категорически отверг такую возможность. Но опять же, цыплят будут считать ближе к 2019 году, когда станут, плюс-минус, понятны общие социологические расклады. Если Порошенко не намерен мигрировать из страны, а, напротив, собирается оставить после себя преемственную политическую систему, вполне вероятно, что ему придется пойти на такой компромисс. В таком случае лидер партии власти становится де-факто и лидером в стране. А это уже профит для Луценко.

Развести «фронтовиков»

Но если говорить о ближнесрочной перспективе, то такое объединение позволяет сделать еще один кульбит, который выгоден уже лично Петру Порошенко.

Правительственный стройбат: зачем Кабмину тысяча новых реформаторов

Речь идет о полном переформатировании текущего союза БПП-НФ, с последующими кадровыми перестановками. И здесь напрягаться уже следует Авакову и Парубию, которых могут подвинуть с занимаемых мест.

Об этом же на условиях анонимности заявляет и один из политконсультантов Петра Порошенко: «В электоральном плане риски такого объединения, конечно, присутствуют. Громоотвода, в лице «партии войны», уже не будет. Все окажутся в одной лодке. Но объединение пройдет на условиях Первого (Петр Порошенко, – авт.), а это позволит ему полностью формировать кадровую политику в Кабмине. Аваков тогда точно уйдет. Скорее всего, подвинут и Парубия. Он эти настроения, кстати, чувствует, а потому выступает категорически против слияния политсил. Возможно, уберут Пышного из «Ощадбанка». Вообще, «фронтовики» кушать после этого объединения станут меньше. Но основной костяк «фронтовиков» — Яценюк и Турчинов – получат гарантии своей вовлеченности в большую политику, а Первый уже сейчас — дополнительную ресурсную базу накануне выборов».

Пойдут ли на такие условия «фронтовики» — вопрос открытый. Особенно с учетом цены договоренностей с Порошенко, который, как известно, может очень непринужденно и не выполнить обещанное. С другой стороны, с каждый днем, приближающим выборы, и без того мусорные акции «Народного фронта» продолжают еще больше обесцениваться. И если сейчас они стоят перед выбором: отдать все и проскочить урезанным составом в новый состав парламента, то уже после 2019 года на них могут вешать не политические, а криминальные «косяки». Именно это и мотивирует «фронтовиков» к очень неравноценному объединению.

Андрей Петров