Это почти на 5 млрд грн меньше, чем потратили в прошлом году (60 млрд грн). Однако реформаторы оптимизма не теряют. Как сообщил министр социальной политики Андрей Рева, количество получателей субсидий будет уменьшаться благодаря росту заработных плат в течение года. Он уточнил, что прожиточный минимум в 2018 году будет пересматриваться минимум трижды.
О реформах без паникиНо на фоне обещанного «покращення», количество желающих получить помощь от государства для оплаты коммуналки никоим образом не уменьшается. Все с точностью до наоборот — постоянно растет.
По данным Государственной службы статистики, в январе-июле 2017-го года за субсидиями обратилось 6,8 млн украинских семей. Это на 85,7% больше, чем в январе-июле 2016 года.
Процент отказа государства по субсидиям на сегодняшний день составляет более 10%. С начала этого года субсидии назначили 87,1% из общего количества обратившихся. То есть, их получили 5,9 млн домохозяйств. Если сравнивать с прошлогодними показателями, то количество получателей увеличилось на 2,2 млн семей — более чем на 60%.
Несмотря на такую динамику, в правительстве до сих пор нет конструктивного предложения относительно пересмотра субсидиарной программы. Пока что единственная альтернатива, которую предлагает власть — ограничить соответствующие расходы.
18 августа правительство внесло изменения в Положение о порядке получения субсидий населением. В частности, сократило продолжительность сезона, в течение которого государство будет проводить компенсацию стоимости коммунальных услуг за отопление.
Если раньше субсидия за отопление распространялась на период с 1 октября по 30 апреля, то сейчас это период с 15 октября по 15 апреля. Это нововведение, как обещают в Кабмине, не коснется жителей многоэтажек. Однако у жителей частных домов государство забирает один месяц отопительного сезона.
Среди прочих ограничений – сокращение норм потребления электроэнергии с мая 2017 года, а в августе – газа. Эти коррективы коснутся уже всех получателей субсидий.
По словам эксперта по энергетическим вопросам Геннадия Рябцева, количество тех, кто получают субсидии, будет постепенно уменьшаться.
«Именно на это направлено обещанное правительством увеличение минимальной заработной платы, – рассказал он. — Как и вся начатая кампания, по которой лицо, задолжавшее государству, в следующем месяце субсидии не будет получать. Хотя это нонсенс. Если у человека нет денег, чтобы заплатить эту сумму, то как заплатит в следующем месяце еще большую? Да и в связи с пенсионной реформой у нас искусственно уменьшаться количество пенсионеров. Денег в бюджете на выплату субсидии просто нет, поэтому делают все, чтобы их сократить».
Если субсидии монетизируют, то количество получателей будет постепенно уменьшаться, однако в правительстве практических шагов для реализации этой идеи никто не делает.
«Формально сейчас субсидии направлены на сокращение потребления ресурсов и повышение энергоэффективности, в частности, зданий, – рассказывает Рябцев. — Однако в наших реалиях они идут не конечным потребителям, а поставщикам соответствующих услуг — монополистам. Хотя деньги можно было аккумулировать в том же Фонде по энергоэффективности. А так получается, что на декларируемые субсидиями задачи выделяют в 10 раз меньше средств, чем на субсидии как таковые. Фонд получает 800 млн грн, а так на называемые субсидии – 55 млрд грн. Правительственные предложения по монетизации субсидий на самом деле лишь изменяют порядок проведения платежей среди счетов Госказначейства. И все».
На сегодняшний день в правительстве, помимо сокращения расходов на субсидии, нет четких предложений по урегулированию коммунальных тарифов в Украине. Хотя они объективно несоизмеримы с уровнем доходов граждан.
Еще один суд: кто уничтожит гидру коррупцииПо данным Госстата, украинцы в этом году задолжали за газ около 10,9 млрд грн, за центральное отопление и горячую воду — 8 млрд, за содержание домов и придомовой территории — 3,1 млрд, а за холодную воду — 2,1 млрд.
Почти половина граждан получают субсидии. То есть они платят только часть стоимости услуг. Остальное компенсирует государство – выделяет соответствующие средства с задержкой в месяц. Однако в этом году задолженность накапливалась по полгода — деньги на субсидии закончились.
По словам специалистов, уменьшить цены и тарифы невозможно, ведь нигде в мире не существует дешевой энергии. Однако в цивилизованных странах действуют совсем другие правила игры. В частности, там известна всем суть слова «конкуренция».
В Украине, по подсчетам, 30 млн тонн условного топлива уходит на отопление окружающей среды. То есть такое количество угля мы используем, по сути, чтобы нагреть воздух.
«Для того чтобы сократить откровенно неэффективное использование ресурсов, энергоносители должны быть дорогими, – убежден Рябцев. — Но тогда обязательно нужно создать широкие возможности для граждан, чтобы каждый потребитель мог выбрать того поставщика, который ему выгоден. Также каждый должен иметь возможности сократить объемы используемого топлива и энергии без уменьшения уровня его благосостояния. Посмотрим, какая у нас ситуация с поставкой теплой воды. В киевских квартирах уже несколько месяцев ее нет. Причина – злостное невыполнение условий контрактов, подписанных между поставщиками тепловой энергии и конечными потребителями. Проблемы поставщиков перебрасываются на потребителей. Мол, во всем виноваты люди. Хоть львиная доля потребителей платят за все потребленное. Потери этой же горячей воды (вследствие неисправности теплосетей) составляют до 60% от генерации! Кто платит за эти потери? Потребитель. Чем больше теряется – тем больше платится. Поставщик горячей воды заинтересован в ее потере. Ведь тарифы у нас образуются по формуле: затраты, плюс маржа и прибыль».
Считается, что главным источником финансирования субсидиарной программы станут налоговые обязательства НАК «Нафтогаз Украины», который в этом году заплатит в бюджет 70 млрд грн. Однако, в экспертной среде не все разделяют такую идею.
Как объясняет Геннадий Рябцев, «Нафтогаз» является ненужной структурой, которая ничего не производит.
Госбюджет-2018: реальный или оптимистичный?«Откуда они эти средства возьмут? – спрашивает он. – У нас существует «Украгаздобыча» – добывает газ. «Укргазтранс» – транспортирует его. Есть еще компании по распределению этого газа и его продаже потребителям. Чем тогда занимается «Нафтогаз»? У нас же рыночная экономика, лишних затратных предприятий не должно быть. В НАК говорят, что они реформируются. Никто не будет ничего менять, делить компанию. Ведь тогда руководству придется пожертвовать личным благосостоянием. Никакая структура изнутри не может быть реформирована, это противоречит всему смыслу предпринимательской деятельности. Да и что такое деньги «Нафтогаза» в бюджете? Это же не его заработок как таковой. Откуда в государственном бюджете появляются субсидии, если развития промышленного производства нет, бизнеса нет? Они образуются исключительно из начислений налогоплательщиков. То есть НАК будет собирать средства с потребителей и передавать их в бюджет. И из этого же бюджета нам будут выплачивать субсидии. Какой в этом смысл? Может, лучше уже напрямую себе эти деньги платить?».
В то время как на правительственном уровне манипулируют с очередными обещаниями и нереалистичными прогнозами, украинцы уже очень скоро почувствуют новую реальность – точно не такую «субсидиарную», как раньше. Специалисты убеждены, что Украине все-таки придется менять программу субсидий. Заметим, что в Меморандуме с МВФ власть взяла на себя обязательства сократить расходы. В частности, снизить нормативы потребления, на которые начисляется субсидия, ввести абонплату на отопление и газ. Нормативы уже сократили. На очереди – постепенное урезание субсидий. Продолжение следует.
Романия Горбач