Верховная Рада в эту сессию явно превращается в такое вот факсимиле Президента Украины. Потому что не читая и не вникая, отбросив почти все правки, проштемпелевала законопроект о судебной реформе.

Интеллектуальный суд — финальный аккорд судебной реформы

Затем прихлопнули пенсионную. На очереди медицинская реформа, а пластмассовой вишенкой на бутафорском торте будет закон о реинтеграции ОРДЛО.

Про дела пенсионные рассуждать особо нечего. Это и не позитивный прорыв, как захлебывается в экстазе власть, но и не такая катастрофа, как могло бы быть.

На первое время пенсионеры получат улучшение положения, затем прибавки к пенсиям будут съедены ростом цен, и все вернется, как старческая немощь. И придется заходить на еще один реформенный круг. Ну, или виток плоского штопора.

А вот с судебной реформой — все серьезнее и печальнее. Ощущение, что небезызвестный Андрей Портнов не в Украине, но дух его витает в здании на Банковой.


Исходно, еще на Майдане, мечталось, что судебная реформа повысит ответственность судей, их зависимость от общества и обеспечит справедливое правосудие. Вместо этого усиливается зависимость судей от власти, президентской ее ветви — прежде всего, а также от денежных мешков, идет усиление непрозрачности и судейского произвола.


То есть направление прямо противоположное тому, что является цивилизационные путем, по которому мы, вроде бы, идем. Причем все это иезуитски хитро, объединив ряд кодексов, утопив антидемократическую суть под многотысячным ворохом поправок и доведя депутатов до полной одури бессмысленным голосованием.

Факсимиле шлепнуло жирную печатку: справедливого суда при этой власти не будет.

Но меня поражает другое.

Ну, ладно такие ошалелые приспособленцы-циники, вроде Олега Ляшко или Алексея Гончаренко. Эти вообще выступают маркером: если их услуги востребованы и у них все сладко, то европейская Украина не состоялась. И наоборот: в цивилизованной стране таких деятелей на поверхности быть не может. И вспоминать о них общество будет только по поводу признательных показаний насчет их неправедного богатства.

Олег Ляшко, Владимир Гройсман, Петр Порошенко

Но ведь не тупоголовые же идиоты все подряд, кто в стилистике Медведчука-Портнова продвигают закручивание гаек в стране, значимая часть которой исповедует свободу как базовую ценность?!

Они не понимают, что по принятой несправедливой и управляемой системе будут судить их самих? Нет, сначала, конечно, нас. Какое-то время. Но потом — их. Тех, которым повезет, и они до суда дотянут.

Ребята, это же очевидно: находясь во власти, стройте систему, которая убережет вас, когда вы власти лишитесь. А лишитесь обязательно, потому что ничто не вечно под луной. А уж под трызубом — тем более.

Болевые точки: о парламентаризме как утраченной девственности

Патриотичная честная прозрачная власть способна управлять обществом на основе жесткого и откровенного диалога. Но лицемерие — говорим одно, делаем другое — не проходит.

Такой прозрачной власти не нужна послушные прикормленные суды. Не нужно перетягивать на себя командование Национальной гвардией, потому что она не будет брошена против народа. Честная власть не боится кидка со стороны политических союзников, потому они не конкурируют между собой за финансовые потоки.


Ей не нужно доводить депутатов до невменяемости, чтобы вкинуть и быстро-быстро протащить противоречивый и крайне сомнительный законопроект о реинтеграции оккупированных территорий, в котором про, собственно, реинтеграцию целомудренно умалчивается.


Исходный документ от Президента фиксировал РФ как агрессора, а неподконтрольную нам часть Донбасса как оккупированную территорию, и это, безусловно, правильная позиция, пусть и запоздавшая на три с половиной года. Одновременно в нем узаконивался некий «политический путь умиротворения», который предполагает прощение, амнистию и выборы на Донбассе, но никак не учитывает, что все это будет проходить под исчерпывающим военным, информационным, финансовым и прочим влиянием агрессора.


В результате плюсы и минусы законопроекта нивелировались, его ценность для Украины стремилась к нулю. Но для Президента Порошенко появлялось пространство в его маневрах с внешними силами за возможность продлить свое правление. Потому что он им нужен, пока послушно продвигает «минский подход» — по сути, иллюзию мира за счет суверенитета Украины.


И вот здесь приключился, я вам скажу, законотворческий сюрприз.

Пенсионная реформа: кардинальные изменения или имитация?

«Нарфронт», который, начиная с «прорыва Саакашвили», публично фрондирует Президенту Порошенко, отказался облегчать жизнь Петра Алексеевича ценой потери своего электорального рейтинга! Ни Арсений Яценюк, ни Александр Турчинов, ни Арсен Аваков, ни Андрей Парубий, ни другие видные нарфронтвцы не хотят нести политическую ответственность за президентский «минский сговор», в котором они участия не принимали.

Особенно показательна позиция Турчинова, который, как секретарь СНБОУ, единственный, кто является прямым подчиненным Порошенко. Но и он счел необходимым занять позицию.

И в результате было принято «антисоломоново» решение. По легенде, мудрый еврейский царь, чтобы выявить мать ребенка, предложил разорвать его пополам. Тогда настоящая мать отказалась от претензий. Ребенок уцелел. А вот законопроект про реинтеграцию таки разорвали.

И в Раду поступило сразу два неотложных, как медпомощь, законопроекта от Президента. Во втором просто пролонгируется особый порядок существования ОРДЛО, который уже прописан в действующем законе. Эта пролонгация действительно необходима, чтобы не нервировать наших внешних партнеров. Практически очевидно, что законопроект будет проголосован, для этого он, собственно, и представлен отдельно.

Чего не скажешь о том, который первый. Там осталась и фиксация России в качестве агрессора, на чем настаивал «Нарфронт», но сохранилось и смягченное упоминание о некой приоритетности «минских соглашений», от чего «Нарфронт» шарахался, словно от тухлятины.

Поэтому перспективы принятия этого законопроекта далеко не безоблачны. Не исключено, что Президент соберет к себе депутатов на «накачку», что делает лишь в особых случаях. А тут еще и «Самопомич» подсуетилась с альтернативным законопроектом.

Петр Порошенко, Александр Турчинов

Также примечательно, что представлять президентский закон в Раде намерен все тот же Александр Турчинов. Вкупе с тем, что парламентский комитет по обороне, возглавляемый нарфронтовцев Сергеем Пашинским, требует от Президента уволить начгенштаба Виктора Муженко за взрывы артиллерийских складов, ситуация складывается многообещающая.


В частности, уже заговорили, что «кровавый пастор» готов возглавить объединенный штаб силовиков на Донбассе, прописанный в рассматриваемом законе. Не худший, кстати, вариант. Но вряд ли от него в восторге Президент Порошенко, продолжающий свои пиарные поездки с перерезанием ленточек, вручением ключей и охмурением студентов.


А пока в правительственный квартал и конкретно под Верховную Раду стягиваются усиленные наряды полиции и прочих силовиков. И даже не очень понятно, то ли это для того, чтобы защитить депутатов от активных противников «минского сговора», то ли наоборот, чтобы депутаты не опасались давления со стороны Президента и спокойно провалили его реинтеграционную затею.

Александр Кочетков, аналитик и политтехнолог, специально для Politeka