В отношении отсутствующих мировых достижений отечественного искусства постулат тоже верен. Но только отчасти. Потому что кроме бюрократической честности нам категорически не хватает системности и креативности.
Телетайп: что происходит, когда ничего не происходит?Не секрет, что древнее китайское проклятие «Чтоб ты жил в эпоху перемен!» не распространяется на деятелей искусства.
Как раз в такие периоды и рождаются гениальные романы, фильмы, картины, музыкальные и прочие произведения, завоевывающие мир. Прославляющие навеки своих создателей и страну, о которой они рассказывают.
Вспомним недавнюю историю. На переломе эпох после переворота 1917 года в мировую литературу ворвались Маяковский, Есенин, Мандельштам, Пастернак, Булгаков, Олеша и еще цела плеяда выдающихся литераторов.
А ведь были не только литераторы, были Шварц, Станиславский, Меерхольд и так далее.
Именно крушение привычных устоев жизни, великие свершения и великие бедствия, водоворот человеческих судеб, взлеты и падения, жертвенность и подлость, шагающие в одном строю — все это и есть тот питательный бульон, в котором вызревают шедевры искусства.
Уже понятно, к чему я клоню?
К тому, что именно сейчас Украина переживает удивительно благоприятное время для творческих людей. За ничтожный в историческом смысле отрезок времени промелькнули два майдана, грянула война, оккупирована и аннексирована часть нашей территории. Не надо искать сюжетный конфликт — их бесчисленное множество. Сколько угодно позитивных персонажей, так или иначе защищающих Украину. Не меньше антагонистов со стороны недоимперии, да и со стороны украинской власти, сопутствующей агрессору. Герои, предатели, приспособленцы. И разломы, проходящие через дружбу, через семью, через судьбу…
И где наш «Тихий Дон»? Что мешает появиться украинскому «Доктору Живаго»? А как насчет нашего «На восточном фронте без перемен»?
Если начать разбираться в системе, то выяснится: поход за всемирной славой везде и всегда выполняется по примерно одному алгоритму. Вначале книга, фильм, театральный спектакль, песня, картина (хотя с живописью несколько хитрее) завоевывают популярность в своей стране. Затем их замечают во внешнем мире, адаптируют и продвигают. И дальше — те самые «оскары», «нобелевки» и прочие элементы всемирного признания.
Но вот что выясняется.
В Украине невозможно раскрутить какое-либо произведение искусства до общенационального признания, за исключением, быть может, видеоклипов, которые являются, в общем-то, разовой продукцией.
Нобелевская неделя: на шаг ближе к тайнам гравитации, биомолекул и сна
К примеру, украинский тираж блестящих книг моего доброго товарища и заодно великолепного писателя Яна Валетова составляет полторы тысячи экземпляров. Полторы тысячи на сорок или сколько уже там у нас миллионов населения! Соответственно и гонорар за книгу составляет смешную сумму, которую можно оставить в хорошем ресторане за один заход (хорошо, что Валетов еще и бизнесмен, с книг не живет). То есть писательством, актерством, режиссерством и подобным творческим трудом обеспеченную жизнь, сравнимую, с жизнью украинского прокурора или судьи, не выстроишь. И даже успешность звезд нашего шоу-биза обеспечивается бюджетной поддержкой, коммерческим спонсорством и российскими приработками.
Здесь важно следующее: если творческий человек не имеет, как на Западе, зримых внешних признаков успешности — дорогого жилья, роскошной машины и т.д., то он неинтересен нашему уже во многом потребительскому обществу. А значит, никто не будет интересоваться его произведениями. Это очередной вариант давнего афоризма: «Бедный, потому что неизвестный. А неизвестный, потому что бедный». И порочный круг замкнулся.
То есть самотеком проблема завоевания Украиной культурного мирового пространства не решится. И если нас, пусть не сейчас, так в ближайшем будущем, интересует формирование позитивного имиджа Украины, то необходима целенаправленная государственная стратегия.
Необходимо создание специализированного агентства с правом использования бюджетных и небюджетных средств. Это агентство должно формировать нечто вроде госзаказа на создание произведений культуры на важные для Украины темы, а также отбирать такие произведения из уже созданных. И затем активно и изобретательно их продвигать в мире, в том числе, привлекая зарубежные промоушн-фирмы в режиме аутсорса.
Дело в том, что сегодня даже шедевры нуждаются именно в продвижении. В качестве иллюстрации: как работает кинорынок.
Приезжаешь со своим фильмом в какую-нибудь Венецию, оформляешь свой стенд. Мимо тебя будут тусоваться разные деятели киномира, в том числе те, которые закупают фильмы для показа по своим прокатным сетям или телевидению. И в первый год они у тебя ничего не покупают, только снисходительно фиксируют твое существование.
Антин Мухарский о рождении Ореста Лютого и маркере украинстваНа второй год, если ты снова там появишься, к тебе подойдут, поинтересуются, есть ли у тебя что-то новое или все прошлогоднее, то есть ты реально работаешь и развиваешься или пытаешься впаривать старые наработки.
На третий год могут что-то и купить — для показа на задворках мира. Но у тебя уже появляется позитивная история взаимодействия с мировым кинорынком. Вот так шаг за шагом к успеху.
С мировым книжным рынком — тоже самое. Но даже наши лучшие издательства, то же харьковское «Фолио», имеют возможность разместить на таких мероприятиях лишь скромный стенд, который не вызывает ажиотажа у западных издателей.
В остальных сферах искусства — аналогично.
Нужна пресса, нужны информационные поводы, нужны контролируемые сенсации и все то, на что нынче ведется широкая публика. Это серьезная квалифицированная работа, которой у нас сейчас никто не занимается (не упоминайте при мне Минстець, очень прошу!).
Разумеется, продвижение художественного произведения включается и промоушн его в Украине.
Между прочим, примерно по такой схеме действуют многие западные державы. И так в свое время поступал СССР, а сейчас — недоимперия.
Вопрос: это сложно — обеспечить яркий наступательный промоушн украинских творческих шедевров? Да нет, никаких трансцендентных сингулярностей: выделить средства и сформировать команду продвинутых профессионалов, которых у нас, слава богу, в этой сфере уже достаточно.
Это можно делать уже сейчас? Нет, потому что сейчас любые средства будут-таки скоррумпированы и софшорены. Ну, или бездарно профуканы.
А значит готовим смену власти и включаем в число приоритетов стратегическую программу формирования позитивного международного имиджа Украины как культурной столицы мира. Нас ждут великие дела!
Александр Кочетков, аналитик и политтехнолог, специально для Politeka