В деле также фигурируют экс-заместитель министра внутренних дел Сергей Чеботарь и представитель фирмы-победителя тендера по поставке рюкзаков харьковский бизнесмен Владимир Литвин.
Александр Аваков сутки находился в СИЗО. 1 ноября Соломенский районный суд Киева отпустил его под личное обязательство.
Аваков-младший считает дело политическим. Отрицает причастность своего сына к растрате бюджетных средств и министр МВД.
Politeka узнала, является ли так называемое «дело рюкзаков» прямым противостоянием президента Петра Порошенко и министра внутренних дел Арсена Авакова, имеет ли место внешний фактор, как ситуация вокруг сына повлияла на имидж самого министра МВД, в частности, может ли она стать поводом для его отставки.
Тарас Загородний, управляющий партнер Национальной антикризисной группы:
— Из заявлений «Народного фронта» следует, что все интриги вокруг так называемого «дела о рюкзаках» они приписывают Петру Порошенко. Однако здесь может быть и не один игрок. Кто играет в эту игру – неизвестно. Может, кто-то из окружения президента, может, есть зарубежные игроки.
Не исключаю, что могут быть замешаны США, поскольку имеют большое влияние на НАБУ. Бюро два года не занималось этим делом. Никто не трогал ни сына Авакова, ни других фигурантов. Их не вызывали в суд или на допросы. То есть следственных действий не проводили.
Вдруг, когда растет напряжение в государстве из-за протестов перед Радой, Михеила Саакашвили и Минских соглашений, НАБУ проснулись. Из этого следует, что за сына Авакова они взялись неслучайно. С Бюро или договорились, или на них надавили, и оказалось, что не такой это и независимый орган, каким хочет казаться.
Как бы там ни было, все подумали, что за этим стоит Порошенко, который хочет на второй президентский срок, а с нынешней Верховной Радой он для него все призрачнее. Если устранит «Народный фронт» от занимаемых должностей, то будет иметь больше власти, а следовательно, и больше шансов быть избранным во второй раз.
Экстрадиция Каськива: первый прибыл, кто следующий?
Дело будет набирать обороты. Это как пожар. Его потушили, но никуда он не делся. Потому что те, кто за этим стоят, перешли красную линию. В украинской политике существует негласное табу, которое распространяется на семью и детей. Для украинских политиков единственное святое – семья. Никто и никогда на семью руку не поднимал. Этого негласного правила придерживались даже «регионалы».
Если внимательно присмотреться к оппозиционерам, которых сажала Партия регионов, семьи они не трогали. Даже когда Юрия Луценко отправили за решетку, его семья продолжала заниматься бизнесом. Сейчас это негласное табу нарушили.
Если дело дойдет до суда, доказать вину Авакова-младшего будет трудно. Только много шума и крика наделают. По имеющимся записям понятно, что явного злого умысла в его действиях не было. Они не обсуждают «откаты», нанесение ущерба государству. Речь шла просто о поставках.
Состава преступления там нет. Да и юридически Александр Аваков никак не прикреплен к этому делу. Есть Владимир Литвин и Сергей Чеботарь, которые конкретно имели отношение. Это свидетельствует о том, что инициаторы дела знали, какую реакцию это вызовет. Прежде всего у Авакова и политикума, чтобы окружить Порошенко ненавистью.
Арсен Аваков останется на посту министра внутренних дел. Он достаточно серьезная фигура в украинской политике. Обладает мощными силовыми и финансовыми ресурсами. Контролирует многие сферы. Без него президентская вертикаль, словно без одной руки. Это особенно видно в отношении протеста под Верховной Радой.
Протест раздражает Банковую. Как бы они ни старались преуменьшить его значение, говоря, что Саакашвили ничего не решает, да и людей там мало, однако палатки стоят, никто не может их убрать. Аваков не хочет подставляться. Как только он сделает шаг, направленный на уничтожение этих палаток, станет первым, кого уволят, потому что сделают крайним. Он это прекрасно понимает, поэтому будет склоняться к тому, чтобы ничего не делать и смотреть, чем это закончится.
К тому же отставка Авакова может привести к роспуску парламента, а соответственно, к внеочередным выборам. Этого точно не хочет «Народный фронт» и пока что не хочет БПП.
Андрей Бузаров, адвокат, политолог-международник:
— Когда пытаются влиять на сына, для любого отца это неприятно. Такая некорректность и брутальный подход, который использовали в этом деле, характерны для межличностной внутриполитической борьбы в Украине.
Внешний фактор здесь полностью отсутствует. Если бы в этом были заинтересованы извне, например Соединенные Штаты Америки, они бы использовали совсем другие, более гуманные, методы. Для влияния на министра МВД могли бы вызвать к себе чиновников на собеседование, сделать это с помощью дипломатических методов или озвучивать свою позицию через украинских экспертов, которые симпатизируют США.
Инициировать подобный скандал могли лица из окружения президента Петра Порошенко, недовольные министром внутренних дел Арсеном Аваковым. В Украине есть политики, которым невыгодно, чтобы он был на своем посту. НАБУ – независимый орган, и влиять на него сложно, даже людям из окружения президента. Но в этом деле есть один фактор, который указывает на искусственный характер созданной проблемы.
Дело по закупкам рюкзаков для Нацгвардии несколько лет пролежало в архиве, только сейчас его вдруг достали, восстановили и начали проводить необходимые следственные действия, которые могли провести еще два года назад. Кто за этим может стоять, пока не известно. Это могут быть совершенно разные люди.
В конце концов, так называемое «дело рюкзаков» бьет по имиджу не министра МВД и президента, а Украины в целом. Когда в условиях войны и сложной экономической ситуации начинается межличностная борьба, это отнюдь не идет на пользу украинским властям и международному имиджу Украины, поскольку все наши партнеры внимательно следят за этими событиями.
К отставке Арсена Авакова все же эта ситуация не приведет. На протяжении лет, пока он возглавляет МВД, было очень много поводов для этого. Были вопросы по расследованию некоторых дел, низкая работа правоохранительных органов и другие. Но никакой повод для его отставки не использовали.
Сроки этого дела сейчас трудно спрогнозировать. Однозначно, его не закроют. Скорость будет зависеть от профессионализма и беспристрастности работы НАБУ.
Арсен Аваков вряд ли будет влиять на следствие через свои ресурсы. Но может повлиять на общественно-политическую ситуацию в Украине. По характеру он довольно жесток. Такие вещи не простит лицам, которые стоят за этим инцидентом.
Ольга Головка