«Дальнейшая работа представительства Вооруженных Сил РФ в СЦКК стала невозможной. Украинская сторона сознательно создавала для наших военнослужащих напряженную морально-психологическую обстановку, препятствовала выполнению ими их служебных обязанностей», — говорится в сообщении Министерства иностранных дел России.
Неприемлемым для российских военнослужащих в ведомстве назвали и новый порядок въезда в Украину иностранцев, который заработает с 1 января 2018 года.
В МИД Украины решение России расценили как провокацию. В Генеральном штабе сообщили, что украинская сторона будет вынуждена теперь вывести своих наблюдателей с временно оккупированных территорий на контролируемые Украиной. Ведь выход России из СЦКК представляет угрозу для их безопасности.
Совместный центр по координации и контролю создали в сентябре 2014 года. Главной его задачей было фиксирование и пресечение нарушений режима тишины. В состав Центра входили 128 украинских и российских офицеров, из которых были сформированы 16 групп, которые работали на подконтрольной и неподконтрольной Украине территориях.
Politeka узнала у экспертов, почему Россия вывела своих представителей из СЦКК и какие это может иметь последствия, особенно учитывая обострение ситуации в зоне АТО.
Олег Жданов, бывший офицер оперативного управления Генштаба ВСУ, полковник запаса:
— Российские офицеры, входящие в Совместный центр контроля и координации на Донбассе, уходят с оккупированной территории, ведь с 1 января 2018 года им нужно будет проходить биометрический контроль, чтобы оформить свое присутствие в Украине. Это означает, что нужно будет сдавать отпечатки пальцев, фотографировать роговицу глаза. Поскольку Украина дружит с Соединенными Штатами Америки и НАТО, засветить своих офицеров, в частности тех, которые работают под прикрытием на территории Украины, Российская Федерация не может.
С другой стороны, Россия любой повод использует для решения своих вопросов. Сейчас они устроят демарш, стукнут дверью и обвинят Украину в том, что не выполняем, например, Минские соглашения. Кстати, уже звучат заявления из Москвы, что для российских военных в СЦКК были очень плохие условия труда, что их никуда не допускали. Да, украинские офицеры не пускают российских, даже в составе СЦКК, на свои позиции, поскольку те открыто ведут разведывательную деятельность. Как только российские офицеры из СЦКК побывают на наших позициях — через день-два туда прилетают снаряды. Поэтому для Украины то, что российские военные уходят из этой миссии – положительно. Надо использовать момент. Ушли – вот и хорошо.
То, что Украина выводит своих военных, которые были в составе СЦКК, из ОРДЛО – неправильный шаг. Нам не нужно выводить их оттуда, ведь потеряем контроль, доступ к информации о том, что происходит на той стороне. Делать зеркальные шаги относительно демарша России – неправильно. Нужно оставаться. СЦКК — это международная миссия. Имеет иммунитет. Украина, как сторона конфликта, должна определять состав Центра. Можем пригласить представителей стран, которые нас устраивают, а россиян оттуда нужно было давно убрать. Вообще, если называем вещи своими именами, следует признать РФ стороной конфликта, тогда они не смогут участвовать в наблюдательной миссии по урегулированию ситуации на Донбассе.
Не думаю, что выход россиян из СЦКК повлечет то, что попытки достичь перемирия будут обречены на провал. Перемирия и до этого не было. Объявляли, например, хлебное перемирие, но во время него погибли около 70 человек и более 150 были ранены. Если брать во внимание школьное перемирие — потерь было не меньше. Поэтому изменений от того, будут ли российские офицеры в СЦКК или нет, не вижу.
Если заглянуть на несколько шагов вперед, можно увидеть, что Россия как можно быстрее и как можно дальше оттягивает от нас эти оккупированные территории. То есть, если они сейчас заберут своих офицеров, а мы — наших, будет продолжаться процесс их отчуждения, потому что там не будет украинского присутствия, влияния. А вот на эскалацию конфликта РФ вряд ли пойдет. Сегодня весь мир понимает, кто стреляет, кто поставляет боеприпасы. Не думаю, что Россия лишний раз решится портить свой имидж. Тем более у них предвыборная кампания. Обстрел Новолуганска для них плановый. Их главная задача – создавать иллюзию войны. Поэтому будут периодически с разной интенсивностью и степенью поражения обстреливать наших военных и гражданских. Это для них как в огонь подбрасывать дрова, чтобы горел. Показывают, что война никуда не делась.
Игорь Козий, военный эксперт Института евроатлантического сотрудничества:
— Украина находится в состоянии гибридной войны с Российской Федерацией, поэтому нужно помнить, что все заявления из Москвы могут быть как информацией, так и дезинформацией.
Есть официальный путь, по которому передается информация. Серьезные намерения предполагают выполнение серьезных процедур. То есть Министерство иностранных дел Украины должно было получить официальное заявление от Российской Федерации, что та собирается вывести своих военнослужащих из состава СЦКК. Или же может быть предусмотрен механизм передачи информации через Генеральные штабы. Если же нет соответствующего формата — это может быть просто игрой слов. Разве не было такого, что Москва заявляла одно, а делала другое? Вспомните Иловайск. Сказали «проходите», а в итоге расстреляли. Поэтому пока мы не имеем конкретного официального пути получения этой информации – это все может быть от лукавого. Поэтому нужно относиться к этому спокойно, взвешенно, не делать из мухи слона.
Языковая война против Украины: как Европа подыгрывает ПутинуЕсли это дезинформация, Россия могла пойти на такой шаг, чтобы посеять панику, заставить наше руководство думать, что РФ завтра-послезавтра начнет наступление. Александр Турчинов, например, уже заявил, что это угроза, Россия готова напасть. При этом СНБО почему-то не хочет повышать оборонный бюджет. В военной доктрине заявили, что увеличат, но слова с действиями не сходятся.
СЦКК играет гибридную функцию в этой гибридной войне. Закреплено ли на сегодняшний день в Украине на официальном уровне, кто агрессор? Нет. Пока все так варится, будут создаваться структуры, подобные СЦКК, которые действуют по непонятным правилам.
Идет реальная необъявленная война, которая не подпадает под международное право. Это вполне удовлетворяет Россию, а Украина почему-то ей подыгрывает в этом вопросе. Поэтому ежедневно гибнут украинские военнослужащие. А людям уже все равно, что там происходит. Могут и не знать о количестве погибших за день. Это неправильный подход. Из серой зоны нужно уже давно выбираться. Нужно входить в правовую зону, которая называется «международное право».
Ольга Головка