28-я встреча руководителей государств-членов Альянса должна была стать особенной. За два с половиной десятилетия, минувших с момента окончания холодной войны, НАТО погрузилось в летаргический сон. Изначальный смысл его существования – коллективная защита Западной Европы от агрессивно-невменяемого Советского Союза – была утрачена. А новую консолидирующую цель так и не сформулировали.
Альянс превратился в нечто среднее между громоздкой бюрократической организацией — и элитным клубом богатых западных стран по обе стороны Атлантики. Военные операции в Боснии и Югославии, миротворческая миссия в Косово были исключениями, лишь подтверждающими правило – организация не находила себя в новых реалиях.
»Мы должны объединиться от Балтийского моря до Каспийского. Создать пояс противостояния Кремлю»После терактов 11 сентября 2001 года Альянс заявил, что его цель– борьба с международным терроризмом. Кремлевская агрессия против Грузии оставила Запад полностью равнодушным. И только аннексия Крыма и агрессия Москвы на востоке Украины постепенно вывели организацию из оцепенения.
От Варшавского саммита ожидали формализации политики сдерживания российской угрозы. Однако в течение двух дней ничего нового под высокотехнологичной крышей построенного к Евро-2012 варшавского стадиона не прозвучало. Да и не могло. На таких мероприятиях каждое слово взвешивается и расписывается задолго до его произнесения, а дипломатический этикет блюдется свято.
Единственная неувязка состояла в коррекции планов Барака Обамы, который покинул Варшаву раньше запланированного из-за беспорядков в Далласе, в ходе которых погибли пятеро полицейских.
На саммите было принято важное решение о продлении операции в Афганистане на следующий год. Кабульский режим висит на волоске и без иностранных военных наверняка падет, что вызовет эффект цунами во всей центральной Азии. Такого в Вашингтоне и в Брюсселе допускать точно не намерены.
»Ноль проблем с соседями»: почему Эрдоган помирился с ПутинымТакже Альянс взял на себя готовность предоставить разведывательные самолеты дальнего радиолокационного обнаружения AWACS для борьбы с ИГИЛ. Здесь тоже все понятно – цивилизованное сообщество стремиться покончить с фанатиками, и чем раньше — тем лучше.
Действия России в заключительной декларации были названы ключевым вызовом безопасности. Альянс принял решение дислоцировать четыре батальона в Польше и странах Балтии. Батальоны НАТО, воздушные патрули в Балтийском море, системы ПРО в Польше и Румынии, — все это приведет к тому, что регион Балтийского моря фактически станет внутренними водами НАТО.
К сожалению, хуже дела обстоят на Черном море, где Румыния и Болгария имеют чисто символические ВМС, а пребывание кораблей третьих стран, в том числе США, сильно ограничено конвенцией Мотре. Как бы то ни было, Польша, Румыния и страны Балтии с этого момента могут спать относительно спокойно.
В то же время, в декларации участники саммита заявили о готовности к «конструктивному диалогу» с Россией. Учитывая, что Москва во все времена уважала только силу, а призывы к диалогу для кремлевских бонз всегда были признаками слабости, такая политика вряд ли будет успешной.
Чуда над Вислой не произошло
Для Украины международную обстановку в преддверии саммита было тяжело назвать благоприятной. Президент США Барак Обама нынче пребывает в статусе «хромой утки», досиживая последние месяцы своего срока. К тому же, он был поглощен событиями в Далласе, что помешало ему встретиться с президентом Украины Петром Порошенко.
НАТО находится в 21 веке, а Украина — в двадцатомВеликобритания еще долго не сможет отойти от шока, вызванного Brexit. Увы, влияние Лондона на международные дела сильно ослабло (будем надеяться, временно). Располагающая вторыми по численности вооруженными силами в НАТО Турция буквально за считанные дни до старта саммита вдруг превратилась из врага Кремля — чуть ли не в друга. Ну, а в стране-хозяйке саммита, Польше сейчас раскручивается маховик антиукраинской истерии, который сравним разве что с российским.
В старой Европе уже открыто говорят о необходимости отмены антироссийских санкций. Апофеозом стали недавние заявления президента Франции Франсуа Олланда, который назвал Россию «не угрозой, а партнером», и главы МИД Германии Штайнмайера — назвавшего учения «Анаконда» бряцаньем оружием перед РФ.
В сложившейся ситуации итоги варшавской встречи для нас можно назвать умеренно-позитивными. Альянс подтвердил свои обязательства по предоставлению всемерной помощи Украине, а также Грузии и Молдове. По словам генсека Йенса Столтенберга, речь идет в первую очередь о противодействии киберугрозам, лечении раненых и разминировании.
Холодным душем стали слова Порошенко о том, что вопрос членства Украины в Альянсе не стоит на повестке дня. Как вообще можно рассчитывать в конце-концов присоединиться к Альянсу с такими заявлениями?
Пока лишь война может нас сблизить с НАТООтдельной темой стала нормализация отношений с Польшей, которую захлестнула волна антиукраинских настроений. Здесь Петр Алексеевич, отдадим ему должное, продемонстрировал во всей красе свою склонность к театральным действиям, преклонив колено перед мемориалом жертв волынской трагедии. По словам членов украинской делегации, польский президент Анджей Дуда высоко оценил жест украинского коллеги.
Так ли это – покажет время.
Тем временем НАТО формализовало мягкий, полувиртуальный, но от этого – не менее действенный и эффективный вариант «Стены на востоке», которая пролегает между Балтийским и Черным морями по линии стран Балтии – Польша — Румыния. Страны Альянса провели черту, попытки перейти которую будут жесточайшим образом пресечены.
К сожалению, Украина осталась за пределами зонтика безопасности. И без осязаемой перспективы когда-либо под этот зонтик попасть.
Винить в этом мы можем лишь сами себя. За два года Запад устал от украинской тотальной коррупции, лжи и примитивного стремления обвести наших партнеров вокруг пальца. От договорняков и междусобойчиков, отсутствия комплексных реформ и вообще какого-либо прогресса.
Риббентроп в отличие от РФ сочинял свои опусы в трезвом видеПроводи мы последние два года радикальные реформы и борясь с коррупцией, демонстрируй более активно защиту собственных национальных интересов, стучись в двери НАТО настойчивей – уверен, итоги встречи над Вислой были бы совсем другими.
Максим Викулов