Украинско-японские отношения можно смело называть уникальными. Сегодня финансовая помощь Японии Украине составила уже больше трех миллиардов долларов, из которых две трети было выделено после 2014 года.
Так, в марте 2016 года страна восходящего солнца выдала Украине долгосрочный льготный кредит на стабилизацию макроэкономической ситуации на сумму $331 млн — в рамках совместного проекта со Всемирным банком. Деньги выданы на 20 лет с 6-летним льготным периодом, во время которого Украина не будет платить проценты по кредиту.
Принуждение к миру на Донбассе: России катастрофически не хватает денегРасстояние между Киевом и Токио составляет более 8 тысяч километров по прямой, но проблемы у наших стран схожие — оккупация Россией Крыма и части Донбасса – у Украины и четырех южных островов Курильской гряды – у Японии. Очевидно, именно поэтому сразу после незаконной аннексии Крыма Россией, Токио поддержал Киев и присоединился ко всем западным санкциям против РФ.
В Японии не стесняются говорить о российской агрессии напрямую. Вот, например, как по версии Японии развивались события в Украине в 2014 – 2015 годах: «Вследствие зарождения незаконных вооруженных группировок, а также после ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ РОССИЙСКОЙ АРМИИ НА ВОСТОК УКРАИНЫ, была объявлена внеочередная мобилизация, а также проводится активная политика увеличения обороноспособности страны. В январе 2015 года Украина отказалась от политики неприсоединения и официально установила курс на вступление в НАТО».
Много ли вы знаете стран, например того же Евросоюза — которые прямым текстом заявляют, что война на востоке Украины — это интервенция российской армии? А Япония даёт этому однозначную трактовку.
Белорусский след украинской войны: зачем «бацька» укрепляет наш ВПК?Естественно, что во вложениях японцами своих денег (которых, не спорим, в бурно развивающейся экономике Японии достаточно много) есть свой резон. Страна на 60 % зависит от импорта продовольствия. Поэтому рассматривает Украину как перспективного производителя сельскохозяйственной продукции.
Только в 2015 году экспорт наших зерновых культур в Японию увеличился вдвое и составил 148 млн долларов. И это несмотря на фактический запрет со стороны России транзита в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Эксперты ожидают, что в нынешнем году экспорт сельхозпродукции в Японию может достичь 1 млрд долларов.
Прямые инвестиции из Японии, с учетом денег филиалов японских корпораций, расположенных в Европе, составляют 300 млн долларов. Наибольший объем денег привлечен в сферу торговли, ремонта автомобилей (60 %) и в перерабатывающую промышленность (35 %).
Основные японские бизнес-структуры, работающие в Украине: «Сумитомо», «Иточу», «Мицуи», «Марубени», «Мицубиси», «Соджиц». Нельзя обойти вниманием и японскую корпорацию «Фуджикура» (Fujikura), которая строит в индустриальном парке Львова «Рясне-2» комплекс по производству автомобильных электрокомпонентов площадью 11600 квадратных метров. В течение трех лет предприятие трудоустроит свыше трех тысяч рабочих. Строительство будет длится полтора года, сумма инвестиций составит 75 млн долларов.
Денег не будет, держитесь: экономист о последствиях введения военного положенияЕще 1.1 млрд долларов пойдет на реконструкцию Бортнической станции аэрации в Киеве (льготный займ на 40 лет с десятилетним минимальным периодом под 0,1 % годовых). Японские компании также готовы предоставить грант на 60 млн для модернизации турбин Трипольской и Змиевской ТЭС, входящих в государственную компанию «Центрэнерго», которая подлежит приватизации. А также хотят участвовать в тендерах по строительству наших гидроэлектростанций.
Ну, и наконец, Украина стала первым партнером Японии в Европе по имплементации Киотского протокола. Одним из результатов этого стала передача 1,5 тысячи новеньких Toyota Prius для патрульных полицейских.
Что ж, можно говорить, что в отношениях Украина-Япония мы видим прекрасный образец дипломатии по-восточному – когда поддерживается враг моего врага (а мало у кого в мире есть сомнения в том, что Токио откажется в обозримом будущем от «северных территорий»). При этом извлекается немалая экономическая выгода.
Для страны, фактически лишенной природных ресурсов, украинский продовольственный ресурс выглядит совсем не лишним. При определенных условиях именно возрожденная Украина может стать проводником японской политики и в Восточной Европе. Тут японские интересы не так очевидны, однако они явно присутствуют.
С японской стороны это игра, что называется, «в долгую» и геополитические дивиденды они явно увидят не очень скоро. Но одно то, что прагматичные японцы определили огромный потенциал нашей страны и решительно вкладывают в Украину немалые средства, вселяет надежду, — что все у нас будет хорошо.
Остальное — дело наших рук и мозгов.
Михаил Жирохов